Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила



Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Паникадило для восковых свечей, Рогожское

Паникадило с электрическими свечами  

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Внутреннее убранство старообрядческих храмов  

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Новообрядческие иконы

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Подручники для земных поклонов. Рогожское

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Cтарообрядческий безпоповский храм

https://ruvera.ru/otlichiya_hrama

                    

Панорама старообрядческого выговского общежительства, просуществовшего около 150 лет и разрушенного карательными операциями в правление Николая I
Фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых» Выг. Первая половина XIX в.

Практически все деревянное зодчество Русского Севера 18-19 вв. во многом является старообрядческим. Хотя почти неизвестно деревянных старообрядческих церквей, и все знаменитые северные храмы построены новообрядцами, но формы их абсолютно русские, наследующие и развивающие православные дораскольные традиции в архитектуре. Часовня в деревне Волкостров

Бывшая старообрядческая Троицкая церковь белокриницкой общины города Владимир. Строительство в 1916 году было приурочено к 300-летию Дома Романовых, архитектор С.М. Жаров. Действовала до 1928 года. С 1974 года – филиал Владимиро-Суздальского музея, фонд “Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка”.

Отсутствие у староверов собственных архитектурных традиций объясняется просто: строить храмы и часовни старообрядцам почти всегда было запрещено. На общую молитву они собирались большей частью в моленных — зданиях без внешних признаков храма. Впрочем, внутренних признаков, кроме обилия икон и подсвечников, моленные тоже часто не имели. Устроить в собственном доме или общественном здании, не отличимом по виду от сарая, моленную без внешних «оказательств раскола» было гораздо проще, нежели возвести храм или часовню. Намного реже, удавалось строить часовни и совсем редко — полноценные храмы. Редкость храмов объясняется не в последнюю очередь отсутствием или малым количеством священства и, соответственно, редкостью Литургии. Для молитвы же мирским чином достаточно было часовен, не имеющих алтарной части.

Москва. Храм Сретения Владимирской иконы Богородицы на Остоженке. 1907-1911 гг. арх. В.Д. Адамович и В.М. Маят

Старообрядческий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Белая Криница. Построен в 1900-08 гг. на средства московского купца Глеба Степановича Овсянникова

                    

Дулёво. Старообрядцы, как строители православных церквей: этот храм построен в 1913-1917, Кузнецовы помогали строительству, выделив землю и дав беспроцентную ссуду. Предшественник этого храма, деревянный храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Дулеве был построен в 1887 году хлопотами доверенного лица Кузнецовых Ануфриева и помощи Кузнецова

ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ УДМУРТИИ

Давайте поговорим о наименее долговечном архитектурном наследии. Гниющем, горящем и рассыпающемся в прах – о деревянном храмовом зодчестве. Деревянные церкви, как правило, первыми появлялись в созданных приходах: так дешевле, быстрее и проще. Если село строило впоследствии каменный храм, прежний могли разобрать на дрова из-за ветхости, продать в другой приход или оставить в своем, перевезя и сделав кладбищенским. Они, конечно, и гнили, и горели от неприсмотренной свечи или печи. Как бы то ни было, некоторые до Советов дожили. В этот период у многих из них началась новая жизнь. Например, школьная, складская или конторская. Но, несмотря на печальную статистику, кое-что в Удмуртии сохранилось.

1. Александро-Невская церковь, село Удугучин (Увинский район). Построена по проекту А.С.Андреева в 1892–1893, освящена 12 июля 1894 года. По документам, с 1936 по 1944 годы церковь была бездействующей, однако местные жители рассказывают, что молитва в ней не прерывалась никогда. Удивительный по красоте храм, сохранивший атмосферу 19 века. Встреча с ним – всегда радость. Недавно, после долгих мытарств, был признан объектом культурного наследия. Координаты 57.214613, 52.452864

2. Николаевская церковь, село Поршур (Можгинский район). Приход был открыт в 1852 году, а та церковь, которую мы сегодня видим в Поршуре, построена в период с 1884 по 1889 годы, взамен старой, тоже деревянной. Престол освящен 2 июля 1889 года. Юридически церковь никогда не закрывалась, хотя около десяти лет, в предвоенные и военные годы, бездействовала. Гармоничный храм на широкой поляне в центре села. В нём уцелел интерьер 19 века. Координаты 56.317647, 52.023203

3. Александро-Невская церковь, село Русский Пычас (Можгинский район). В 1890 году перевезена из села Нылга-Вамья (нынешний Кыйлуд), где стояла с 1860. Была закрыта лишь в военные годы. Именно здесь в постперестроечное время начинался Мало-Дивеевский Серафимовский монастырь, который теперь находится в селе Норья. В целях сохранности колокольня и верхняя часть основного объёма были обшиты металлическими листами, что немного испортило облик храма, но не лишило его изящества. Координаты 56.652575, 52.523172

4. Сретенская церковь, Большая Чепца (Дебёсский район). В 1899 году в поселении при реке Чепце и Сибирском тракте была освящена церковь, перевезённая из Зуры, где она стояла с 1847 года. В 1941 церковь закрыта, здание передано под школу, позднее использовалось как склад зерна. В 2000-х годах отремонтировано, ныне храм действующий. Церковь сохранила старинную обшивку, не покрашена. Этот потемневший от времени храм нуждается в срочной реставрации. Координаты 57.703165, 54.079418

5. Пророко-Ильинская церковь, Васильевское (Красногорский район). Возведена и освящена в 1893 году в приходе, созданном тремя годами ранее. Автор проекта – В.М.Дружинин. Была закрыта в страшном 1937, но уже в 1947 возвращена верующим. В 2010–2011 храм был отремонтирован, в результате чего утратил аутентичность облика, но сохранил формы. Такова цена спасения. В церкви много старинных икон и родной иконостас. Координаты 57.720256, 52.301430

 

6. Николаевская церковь, село Чекан (Увинский район). Храм построен по проекту И.А.Чарушина в 1899–1900 годах, освящён в 1901. Век его был недолог: закрыли в 1939. Ныне в здании расположены клуб и библиотека (в алтаре). Храм частично передан верующим, в одной из его частей проводятся молебны. Координаты 57.117142, 52.665324

7. Церковь Архангела Михаила, урочище Ведрец (Камбарский район). В 1841 году в селе Ершовка, что на Каме, была возведена деревянная церковь. После строительства в 1908 году каменного храма она была перевезена в Ведрец. Ныне села не существует. Церковь разрушается, уже обвалилась кровля, однако прекрасные формы оценить ещё можно. Из-за бездорожья церковь относится к числу труднодоступных объектов. Координаты 56.489240, 54.120875

8. Церковь Трифона Вятского, Покровский монастырь в Каменном Заделье (Балезинский район). Возведена на берегу Чепцы в 1913 году по проекту И.А.Чарушина. Четыре века назад Трифон Вятский проповедовал в этих краях «прикамской чуди». Храм сейчас обветшал, закрыт. Несколько лет назад его подновили, это не дает церкви разрушиться. Координаты 57.932573, 53.183872

Кроме этой восьмёрки, можно назвать и другие деревянные храмы. Правда, они не сохранили свой облик: в безбожные времена лишились колоколен, барабанов и куполов. Сейчас надо потрудиться, чтоб представить, как они выглядели прежде. Например, церкви в Киби-Жикье, Уть-Сюмсях и, конечно, в дорогом сердце Чумое. Какие-то из них пустуют, какие-то служат людям в другом качестве. Их состояние позволяет говорить о возможности восстановления. От всей души желаю, чтобы здания эти стали тем, чем должны быть. Пусть произойдет так, как случилось в Лагуново, где школьный спортзал передан церкви. Я верю в то, что здания помнят, чем они были. Я верю в ангела, стоящего над каждым престолом.

 

                       

Удугучин. Александро-Невский храм по проекту вятского архитектора А. С. Андреева

 

Поршур. Сельская идиллия

 Русский Пычас. Александро-Невский храм

 Большая Чепца. Сретенский храм

 Село Васильевское. Ильинский храм

 

Церковь в Чекане

 

Церковь в урочище Ведрец

 Церковь в селе Чумой, пока школьный спортзал

 

Уть-Сюмси. Год постройки церкви 1862

Колокольня Трифоновской церкви, Каменное Заделье

Это церковь во имя Святого Трифона Вятского, Село Каменное Заделье Балезинского района. Возведена в 1913 году по проекту И. А. Чарушина.

Покровская церковь монастыря в Каменном Заделье

Михайло-Архангельская церковь ([1914] – 1938 гг.)

 

                             

Михайло-Архангельская церковь.
Село Архангельское, Граховский район Удмуртии.
Архитектор — Иван Аполлонович Чарушин.
Строительство деревянной церкви началось в 1909 году, но велось медленно из-за отсутствия средств. Точной даты освящения церкви не обнаружено.
Церковь была закрыта в 1938 году.
В настоящее время все жители покинули село, закрытая Михайло-Архангельская церковь находится в критическом состоянии.
с. Архангельское Елабужского уезда

Михайло-Архангельская церковь ([1914] – 1938 гг.)

На основании указа Вятской духовной консистории от 30 июня 1907 г. жителям д. Архангельская Граховского прихода было разрешено построить церковь, приписную к церкви с. Грахово. Строительство церкви началось в 1909 г., но велось медленно из-за отсутствия средств. В журнале заседаний Сарапульского духовного правления от 2 июня 1914 г. имеется запись о завершении строительства деревянной церкви и готовности ее к освящению. Точной даты освящения церкви в честь Св. Михаила Архангела и открытия самостоятельного прихода по документам ЦГА УР не обнаружено. В 1916 г. в состав прихода входили: с. Архангельское, д. Вотский Возжой, поч. Рысевка, поч. Малиновка.
Михайло-Архангельская церковь была закрыта на основании постановления президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1938 г. Здание передано под культурное учреждение.

Источник: ГАСУР, Православные храмы Удмуртии, с. Архангельское Елабужского уезда

В детстве я видел все храмы в Красногорском районе, кроме Кокманского и Осипинского.

По рассказам тети Анны Ильиничны Зориной (Корякиной), которая работала и жила в Осипинцах подобная церковь была в Осипинцах, еще одну легенду я слышал, что Васильевскую церковь перевезли из Осипинцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.018 с.)