Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



480

Валентин Серов.

Заросший пруд. Фрагмент. 1888 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

сподвижники пригнулись и едва по­спевают за ним.

В 1907 г. Серов отправился в пу­тешествие по Греции. Впечатления от поездки нашли отражение в картинах «Одиссей и Навзикая», «Похище­ние Европы» (обе 1910 г.). В послед­нем полотне художник использовал древнегреческий миф о фини­кийской царевне Европе, которой

Валентин Серов.

Баба с лошадью. Фрагмент. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Валентин Серов.

Пётр I. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

481

Валентин Серов.

Похищение Европы.

Г.

Собрание Серовых, Москва.

пленился бог Зевс. Превратившись в быка, он переплыл море и похитил красавицу. Моделью девушки жи­вописцу послужила античная скульп­тура портика храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах. Чистое серебри­стое небо, голубизна сияющих на солнце морских вод задают колорит картины. Это уже настоящее произ­ведение модерна, в нём тонко соче­таются реальное и условное.

Константин Коровин, преклоня­ясь перед творчеством Серова, писал о нём: «...может быть, в нём был не столько художник... сколько иска­тель истины».

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

(1856—1910)

Михаил Александрович Врубель ро­дился в Омске в семье военного юриста. С детства он интересовался искусством, поэтому брал частные уроки рисования, учился в Рисоваль­ной школе Общества поощрения художеств. Однако профессиональ­ным художником он стал довольно поздно. После окончания юридиче­ского факультета Санкт-Петербург­ского университета в 1880 г. Врубель поступил в Академию художеств.

К тому времени он уже был европей­ски образованным человеком, вла­дел четырьмя языками, хорошо знал современные философские тече­ния. В академии он брал уроки у Ильи Репина, изучал рисунок в ма­стерской Павла Чистякова.

В 1884 г. Врубель получил при­глашение приехать в Киев, чтобы выполнить росписи Кирилловской церкви XII в. Он создал несколько композиций, среди которых осо­бое место занимает образ Богомате­ри. Подобно мастерам эпохи Воз­рождения, живописец придал ей черты женщины, в которую был влюблён. Это вызвало недовольство современников, не пожелавших мо­литься «на знакомую даму».

Вскоре Врубель уехал в Италию. Вернувшись из Венеции в Киев, ху­дожник попал в центр поисков боль­шого национального стиля — этой задачей был вдохновлён Виктор Вас­нецов, работавший над росписями недавно построенного Владимир­ского собора. Но стиль Васнецова не привлекал Врубеля — он искал собственный язык.

Своеобразие его живописной ма­неры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани, окра­шенные как бы изнутри светом и цветом. «Я хочу, чтобы всё тело Его лучилось, чтобы всё оно сверкало, как один огромный бриллиант жиз­ни», — говорил он о своём видении образа Христа. Эскизы Врубеля из-за несоответствия канону жюри не приняло.

Осенью 1889 г. художник жил в подмосковном Абрамцеве, в име­нии С. И. Мамонтова. Здесь, работая в гончарной мастерской, он открыл для себя искусство майолики (разно­видность керамики). Так возникли красочные изразцовые камины с рус­скими богатырями, скамьи с русал­ками; играющие переливами цвета сказочные скульптуры («Садко», «Сне­гурочка», «Лель», «Берендей» и др.).

С середины 90-х гг. Врубель рабо­тал в Частной русской опере Мамон­това как мастер-декоратор, общался с музыкантами, певцами, художника­ми. В 1895 г. на репетиции он впер-

*Общество поощрения художников (1821—1875 гг.; в 1875—1929 гг. — Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество про­водило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало Рисо­вальную школу.

482

Михаил Врубель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.007 с.)