Государственная Третьяковская галерея, Москва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Константин Коровин.

У балкона. Испанки Леонора и Ампара.

Гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Поездка по Испании, Италии и Франции (1888— 1889 гг.) принесла живописцу немало новых впе­чатлений. Молодые женщины стоят в комнате у балкона и сквозь приоткрытые жалюзи наблю­дают за происходящим на улице. В картине нет ярких цветовых пятен. Предметы интерьера — ковры, скатерть на столе, ваза, занавески — напи­саны приглушёнными красками. Эта сдержанная, изысканная палитра составляет главное досто­инство работы.

476

Константин Коровин.

Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Константин Коровин.

Зимой. Фрагмент. 1894 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Стремлением решать прежде всего живописные задачи проникнуты портреты и жанровые сцены Коро­вина 80-х гг.

Большое место в творчестве Ко­ровина занимал пейзаж. Художник писал и парижские бульвары («Па­риж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и сред­нерусскую природу. Картина «Зи­мой» (1894 г.) изображает скром­ный, неприметный уголок России. Но она притягивает внимание зри­теля своей сложной, хотя и лишён­ной внешних эффектов цветовой гаммой, тончайшими переходами тонов, разнообразием приёмов на­ложения красок.

Совсем иной становится палитра мастера в натюрмортах. Он пишет густыми сочными красками, крупны­ми контрастными мазками («Рыбы, вино и фрукты», 1916 г.).

Коровин много работал для теат­ра, оформлял драматические, опер­ные и балетные спектакли. Так, в 1909 г. художник выполнил эскизы декораций и костюмов для поста­новки оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», осуществ­лённой в Большом театре.

В русском искусстве конца XIX в. были ещё очень сильны реалистические традиции передвижников, для которых точная картина дейст­вительности и её социальная оцен­ка были намного важнее живопис­ной формы и техники. Поэтому творчество Коровина получило признание далеко не сразу. Он же оказался одним из первых, кто бле­стяще продемонстрировал русской публике, что красота живописи, пе­редающей ощущение полноты бы­тия, и есть самое глубокое содержа­ние любой картины.

Константин Коровин. Рыбы, вино и фрукты. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

477

ВАЛЕНТИН СЕРОВ

(1865—1911)

Искусство Валентина Александрови­ча Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нём слышны отго­лоски многих живописных тради­ций: от реализма до импрессиониз­ма и модерна. Сам же художник ещё в юности довольно просто и яс­но сформулировал одну из своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать толь­ко отрадное».

Серов родился в семье музыкан­тов. Его отец — знаменитый компо­зитор Александр Николаевич Се­ров, мать — пианистка. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки девятилетнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и дру­гом. Он посоветовал Серову посту­пить в Академию художеств. Правда, академию Серов не закончил.

Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. в Абрамце­ве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет до­чери С. И. Мамонтова Веры. Худож­ник так рассказывал о нём: «Всё, чего я добивался, это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной закончен­ности...». Серов много работал вне мастерской, на открытом воздухе. В портрете М. Я. Симонович — «Девушка, освещённая солнцем» (1888 г.) — он стремился передать игру света и тени. И вновь — та же свежесть красок, то же ощущение полноты жизни и упоение юностью. В этих произведениях чувствуется увлечение импрессионизмом. Ху­дожник всегда с любовью вспоми­нал о них, считал лучшими в своём творчестве.

Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей — в кон­торах и кабинетах, друзей-жи­вописцев — в мастерских, детей -на прогулке или за чтением. Очень многие мечтали иметь портрет ки­сти «знаменитого Серова», но, по словам дочери художника, «боя­лись его всевидящего ока». Каза­лось, от этого внимательного, под­час беспощадного взгляда ничто не ускользало. Своей живописью мас­тер «делал характеристику», как лю­бил говорить он сам.

Что ни портрет у Серова, то но­вая композиция, новый психологи­ческий образ. Светскую модницу С. М. Боткину (1899 г.) он изобразил «расфуфыренной», на нелепом, без­вкусном диване. Изысканностью живописной манеры запоминает­ся портрет З. Н. Юсуповой (1900—1902 гг.). Знатная дама в роскошном шёлковом платье спокойно распо­ложилась в элегантной гостиной, возле неё примостился белый шпиц. Столь же выразительна живопись и

 

 

Валентин Серов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.)