Первый семестр 2021-2022 уч. года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый семестр 2021-2022 уч. года



План семинарских занятий по курсу

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

для студентов 1 курса МП факультета

Первый семестр 2021-2022 уч. года

 

Тема 3. Право в системе социальных норм. 4 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и виды социальных норм.

2. Социальные и технические нормы: их особенности и взаимосвязь.

3. Соотношение права и нравственности.

4. Право и обычай.

5. Право и религия.

Практические задания:

Задание 1

Согласны ли вы с подходом известного французского социолога Э. Дюркгейма к пониманию сущности социальной нормы?

Задание 2.

Проанализируйте древние обычаи, обряды и ритуалы с точки зрения их соответствия современному праву.

 

Задание 3.

Найдите в российском и зарубежном законодательстве правовые нормы, в основе которых лежат:

А) нормы обычаев и традиций,

Б) религиозные нормы,

В) нормы нравственности.

 

Задание 4.

Гражданин Новиков (14 лет) не уступил место в общественном транспорте пожилой женщине. Какие социальные нормы нарушил Новиков? Для правильного ответа ознакомьтесь с Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования в городе Москве (2012) п. 6.2.7. «Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц».

 

Задание 5.

Каково юридическое значение японского социального регулятора «гири»?

 

Задание 6.

Найдите в прилагаемых материалах корпоративные нормы. Каково их юридическое значение? Для ответа на вопрос прочитайте статью Малиновского А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kodeks-professionalnoy-etiki-ponyatie-i-yuridicheskoe-znachenie 

 

Задание 7.

Каков первоисточник предписания части 3 статьи 99 Конституции РФ? В чем разница между обычаем и правовым обычаем?

 

Задание 8.

Выявите правовое содержание русских пословиц: «Закон, что дышло, куда повернул, то и вышло» и «Закон, что столб, перепрыгнуть невозможно, а обойти легко можно». В чем юридическая специфика этих пословиц?

 

Задание 9.

Является ли исчерпывающей дефиниция нравственности, установленная Законом Магаданской области «Об охране общественной нравственности», 1996 года?

 

Задание 10.

Найдите в прилагаемых материалах политические нормы. Каково их юридическое значение?

 

Задание 11.

Согласны ли вы с подходом В.С. Соловьева к пониманию соотношения права и нравственности?

 

Задание 12.

Проанализируйте законы Башкирии и Бурятии о праздничных датах. Выявите причины различий в этих законах.

Тема 5. Источники (формы) права. 6 часов

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие источников права и их классификация.

2. Нормативный правовой акт как источник права: понятие и особенности.

3. Понятие, признаки и виды законов.

4. Юридический прецедент и судебная практика.

6. Нормативный договор как источник права.

7. Правовой обычай как источник права.

8. Правовая доктрина как источник права.

 

Тема 6. Нормы права. 4 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и признаки норм права.

2. Структура нормы права.

3. Способы изложения норм права.

4. Классификация норм права.

5. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Практические задания:

Задание 1.

В Приказе Ростехнадзора от 24 декабря 2009 года N 1053 «О Порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их государственной регистрации» содержится следующее определение правовой нормы: «Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение». Согласны ли Вы с такой формулировкой? Какие признаки правовой нормы не включены в данное определение?

 

Задание 2.

Как Вы считаете, все правовые нормы содержат в своей структуре три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию)? Найдите в законодательстве примеры правовых норм с разной структурой.

 

Задание 3.

Из каких структурных элементов состоит следующая правовая норма: «Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом»?

 

Задание 4.

Определите логически все структурные элементы (части) следующей правовой нормы. На основе анализа указанной (реальной) правовой нормы составьте конструкцию идеальной правовой нормы.

«Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг – в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении» (п. 5 ст. 70 Семейного кодекса РФ).

 

Задание 5.

В структуру каких правовых норм обязательно должны быть включены санкции? Какие Вы знаете виды санкций правовых норм? Какой вид санкции содержит правовая норма, предусмотренная частью 1 статьи 272 Уголовного кодекса РФ?

«1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

 

Задание 6.

Пункт 3 статьи 71 Семейного кодекса РФ устанавливает, что «вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством». Какой способ изложения правовой нормы использовал законодатель в данном случае?

 

Задание 7.

Определите вид следующих правовых норм:

а) по источникам права;

б) по предмету правового регулирования;

в) по целевому назначению;

г) по способам правового воздействия.

 

1) «Право частной собственности охраняется законом».                

       

2) «Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности».

                  

3) «Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги».

 

4) «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».                        

            

5) «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».

Задание 8.

Нормами каких отраслей права регулируются нижеперечисленные отношения?

1) наложение дисциплинарного взыскания на сотрудника компании;

2) заключение договора аренды помещения;

3) сбор яблок в чужом саду без разрешения хозяина;

4) предоставление сотруднику дипломатической службы привилегий и иммунитетов;

5) законный лов рыбы в реке;

6) незаконный лов рыбы в реке;

7) проезд в общественном транспорте;

8) регистрация рождения ребенка;

9) написание сценария к кинофильму;

10) решение вопроса о недееспособности лица, страдающего психическим расстройством.

 

Задание 3.

Ответьте на вопросы. 1) Будет ли привлечена к уголовной ответственности 14-летняя Валентина, убившая своего новорожденного ребенка? Если да, то по какой статье Уголовного кодекса Российской Федерации? 2) Изменится ли ваш ответ на вопрос, если Валентине на момент убийства ее новорожденного ребенка было 15 лет? 16 лет? 18 лет? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 4.

Студент Иванов забыл дома проездной билет, поэтому решил поехать в автобусе без билета. В середине пути в автобус вошли контроллеры и оштрафовали студента Иванова на 1000 рублей за безбилетный проезд. Иванов мотивировал свое поведение тем, что он оплатил за целый месяц, но оставил проездной дома, также пояснил, что может продемонстрировать чек на пополнение проездного за соответствующий месяц, а также студенческий билет, подтверждающий право на льготный проездной. Студент Иванов пояснил, что его проступок малозначителен, просил учесть, что фактически им исполнена обязанность по уплате проездного. Эти аргументы учтены не были, и студент был оштрафован. Кто прав в данной ситуации и почему?

 

Задание 5.

Рассмотрите правовую природу ответственности за нарушение налогового законодательства. Является ли данная ответственность административной или все же самостоятельным видом ответственности? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 6.

23 декабря 2020 года в 18 часов вечера на остановке общественного транспорта в г. Москва к 17-летней учащейся 11 класса Анне подошел 33-летний безработный Иван, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, и спросил, как пройти к ближайшему супермаркету, в котором продается алкоголь. При этом Иван подошел к Анне на расстояние вытянутой руки. Анна, осведомленная о рекомендациях Всемирной организации здравоохранения по сохранению социальной дистанции не менее 1,5 метров в период пандемии коронавируса, с силой оттолкнула Ивана, отчего последний, не удержав равновесие, упал, ударился головой об угол бордюра и скончался на месте. Квалифицируйте действия Анны и Ивана. Понесет ли Анна юридическую ответственность? И если да, то какую и по какой статье? Какие обстоятельства должны быть учтены при назначении наказания?

 

Задание 7.

1 мая 2020 года группа подростков от 14 до 16 лет (16-летний Павел, 14-летние Виталий, Андрей и Тимофей) жарили шашлыки в парке 50-летия Октября. Во время пикника они также распивали пиво. В нетрезвом состоянии Виталий случайно уронил телефон Павла, в результате чего телефон стал неисправен. Квалифицируйте действия подростков. Были ли совершены ими правонарушения и если да, то какие именно? Если ответ на первый вопрос положительный, к какой ответственности будут привлечены ребята? Будут ли нести юридическую ответственность третьи лица и если да, то какую именно? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 8.

В ООО «Ромашка» генеральный директор 18.06.2021 года издал локальный акт об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в соответствии с которым сотрудники, не прошедшие вакцинацию, подлежали немедленному увольнению. Гражданка Петрова, работавшая в ООО «Ромашка» в должности бухгалтера, отказалась вакцинироваться под предлогом недоверия к каким бы то ни было вакцинам. На следующий день после подачи ею соответствующих объяснений Петрова была уволена в связи с однократным грубым нарушением трудовой дисциплины. Законно ли поступил работодатель? Совершил ли работник правонарушение? Если да, определите элементы состава правонарушения? Подлежит ли в настоящем случае работник юридической ответственности? Какие меры воздействия в соответствии с законом есть у работодателя в таких случаях?

 

Задание 9.

10 сентября 2021 года на лекции по теории государства и права студент 1 курса МП-факультета МГИМО 18-летний Петров сделал замечание однокурснику, 17-летнему Иванову, сидевшему на лекции без маски, об обязательности ношения масок. В ответ на это Иванов шепотом сказал, что на его маске порвалась тесьма, в связи с чем он искал в портфеле новую маску, и именно поэтому находился без маски в течение одной минуты. Петров пригрозил сообщить в деканат о нарушении Ивановым масочного режима. После этих слов Иванов толкнул Петрова, отчего тот упал со стула и ударился рукой. На лекции студенты о произошедшем лектору не сообщили. Вечером Петров поделился историей с родителями, которые отвели его к врачу. Травма руки (гематома) подтверждена данными медицинского обследования и заключения врача. Родители Петрова пожаловались в деканат и написали заявление в полицию. Иванов и Петров на следующий день помирились, Петров никаких претензий к Иванову не имеет. Из пояснений лектора следовало то, что, так как лекция была поточной (на 110 студентов), весь инцидент произошел всего за полторы минуты, и лектор в это время рисовал на доске схему «место теории государства и права в системе юридических наук», лектор не заметил произошедшего. Квалифицируйте действия студентов и лектора. Совершено ли кем-то из упомянутых лиц правонарушение? Если да, то какое именно? Если вы считаете, что правонарушение было совершено, то к какой ответственности лицо, совершившее правонарушение, может / должно быть привлечено? Свой ответ обоснуйте. 

 

Задание 10.

Какие аргументы «за» и «против» выделения позитивной (перспективной) и негативной (ретроспективной) юридической ответственности вы можете назвать? Каково ваше мнение относительно корректности подобного разделения юридической ответственности? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 11.

Составьте таблицу «Сходства и отличия материальной и гражданско-правовой ответственности».

 

Задание 12.

Иванов и Петров устроили ссору на почве личной неприязни. Петров дважды толкнул Иванова, в ответ Иванов (кандидат в мастера спорта по боксу) ударил Петрова кулаком по лицу, в результате чего Петров упал, ударился головой и умер. От чего будет зависеть квалификация действий Иванова? Усматриваете ли вы в действиях Иванова признаки состава правонарушения? Если да, то какое правонарушение совершил Иванов? Понесет ли Иванов юридическую ответственность и если да, то какую именно? Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 13.

Что из перечисленного относится к административным правонарушениям:

1) Опоздание на работу декана факультета;

2) Опоздание на работу федерального министра;

3) Гражданин Петров на полгода просрочил уплату транспортного налога;

4) Гражданин Петров перешел дорогу на красный свет;

5) Гражданка Иванова забыла своего ребенка в супермаркете;

6) Гражданка Иванова нарисовала граффити в виде радуги на стене детского стадиона.

Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 14.

Гражданин Петров 03.09.2021 года опоздал на работу на полчаса в связи с техническим сбоем в метро (справку о техническом сбое Петров 03.09.2021 года не взял, так как дежурный по станции пояснил, что для получения документа необходимо будет обратиться в центральный офис метро). По приходе на работу Петров был уволен без каких-либо разбирательств. Три месяца назад Петрову уже был объявлен выговор за опоздание на работу без уважительной причины на 2 часа (тогда Петров пояснил свое опоздание тем, что накануне праздновал свой день рождения, а утром не услышал будильник). Пять месяцев назад Петров также опоздал на 10 минут (Петров пояснил, что его также подвел будильник), и ему было объявлено замечание. Петров обратился к Вам за консультацией 23.09.2021 года.

Мог ли работодатель в настоящем случае уволить Петрова? Правомерно ли действовал работодатель? Что Вы посоветуете Петрову?

 

Задача 15.

В странах англо-американской правовой семьи распространена практика привлечения к уголовной ответственности юридических лиц-корпораций. Каковы плюсы и минусы указанного подхода? Каким образом возможно идентифицировать субъективную сторону преступления в подобном случае?

 

Задача 16. 

В связи с развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта актуализируется вопрос юридической ответственности роботов-носителей искусственного интеллекта. Кто, по вашему мнению, должен нести ответственность за ошибку (сбой) робота? Производитель? Продавец? Лицо, купившее и эксплуатирующее робота? Иные лица? Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 17.

В Соединенных Штатах Америки лицо привлекается одновременно к уголовной (criminal) и гражданско-правовой (civil) ответственности за совершение налоговых правонарушений, при этом как уголовное, так и гражданско-правовое нарушение имеют одни и те же элементы. Прокомментируйте указанное положение дел с позиции принципа «Non bis in idem».

 

Задача 18.

Люди ожидали автобус на остановке. Внезапно одному из них, гражданину Сидорову, стало плохо (позже выяснилось, что у него произошел инфаркт), и он, падая, задел другого человека, гражданина Рябова. Тот, в свою очередь, не удержал равновесие и тоже упал, толкнув гражданина Иванова, который упал на проезжую часть, прямо под колеса подъезжающего автобуса. Гражданин Иванов скончался на месте. Квалифицируйте действия граждан Сидорова, Рябова и Иванова. Совершил ли кто-то из них правонарушение, если да, то какое и к какой ответственности лицо будет привлечено?

 

Задача 19.

Два студента первого курса спорили о строгой ответственности. Петр сказал, что строгая ответственность в англо-американском праве может наступать даже тогда, когда вина (элемент “mens rea”) отсутствует. Евгений не согласился с Петром, отметив, что вина может иметь место, однако доказывание факта намерения или умысла необязательно. Кто из ребят прав и почему? Приведите примеры реализации строгой ответственности.

 

Задача 20.

Ознакомьтесь с прецедентом Miranda v. Arizona (1966). Кратко сформулируйте ratio decidendi, содержащееся в данном решении. Какое значение это решение имело для разрешения других дел? Указанный прецедент применяется только в случае привлечения к уголовной ответственности? Обоснуйте свой ответ.

План семинарских занятий по курсу

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

для студентов 1 курса МП факультета

первый семестр 2021-2022 уч. года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.065 с.)