Тема 9. Правотворчество. 2 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Правотворчество. 2 часа



Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и функции правотворчества.

2. Формы правотворчества.

3. Принципы правотворчества.

4. Законодательная процедура: понятие и стадии.

5. Понятие, приемы и правила юридической техники.

6. Юридические понятия, аксиомы, презумпции и фикции в праве.

 

Тема 10. Нормативные правовые акты и их систематизация. 2 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и виды нормативных правовых актов в России.

2. Понятие и формы систематизации законодательства.

3. Проблемы систематизации российского законодательства.

4. Рецепция права. Гармонизация и унификация права.

 

Тема 11. Реализация права. 2 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и формы реализации права.

2. Применение права: понятие, особенности и принципы.

3. Акты применения права: характеристика и классификация.

4. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения.

5. Понятие аналогии закона и аналогии права.

6. Юридические коллизии: понятие и способы их разрешения.

Тема 12. Толкование права. 2 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и способы толкования норм права.

2. Виды толкования права: критерии классификации и виды.

3. Буквальное, ограничительное и расширительное толкование права.

4. Акты толкования права.

Тема 13. Правомерное поведение. Злоупотребление правом. 2 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и признаки правомерного поведения.

2. Виды правомерного поведения.

3. Злоупотребление правом: понятие, признаки и формы.

4. Правовые последствия злоупотребления правом.

 

Тема 14. Правонарушения. 2 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие и признаки правонарушений.

2. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.

3. Виды составов правонарушений.

4. Классификация правонарушений.

5. Юридическая квалификации правонарушений.

Тема 15. Юридическая ответственность. 4 часа

Перечень вопросов для обсуждения на семинаре.

1. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.

2. Цели и функции юридической ответственности.

3. Принципы юридической ответственности.

4. Классификация юридической ответственности.

Практические задания:

Задание 1.

Ирина Сидорова обратилась в полицию с заявлением о краже велосипеда. Через два часа велосипед нашелся, так как выяснилось, что велосипед взяла ее 13-летняя дочь Катя, чтобы поехать в гости к бабушке. Вечером того же дня соседка Сидоровых Елена Петрова рассказала другим соседям во дворе, что Ирина Сидорова «спятила и подала заявление на свою собственную дочь», а также «побеспокоила органы правопорядка ложным доносом». Квалифицируйте действия Ирины Сидоровой, ее дочери Кати и их соседки Елены Петровой и ответьте на вопрос, было ли совершено кем-то из них правонарушение, и если да, то какое именно. Ответ обоснуйте.

 

Задание 2.

Сравните термины «событие правонарушения» и «состав правонарушения». Являются ли данные термины тождественными? Ответ обоснуйте.

Задание 3.

Ответьте на вопросы. 1) Будет ли привлечена к уголовной ответственности 14-летняя Валентина, убившая своего новорожденного ребенка? Если да, то по какой статье Уголовного кодекса Российской Федерации? 2) Изменится ли ваш ответ на вопрос, если Валентине на момент убийства ее новорожденного ребенка было 15 лет? 16 лет? 18 лет? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 4.

Студент Иванов забыл дома проездной билет, поэтому решил поехать в автобусе без билета. В середине пути в автобус вошли контроллеры и оштрафовали студента Иванова на 1000 рублей за безбилетный проезд. Иванов мотивировал свое поведение тем, что он оплатил за целый месяц, но оставил проездной дома, также пояснил, что может продемонстрировать чек на пополнение проездного за соответствующий месяц, а также студенческий билет, подтверждающий право на льготный проездной. Студент Иванов пояснил, что его проступок малозначителен, просил учесть, что фактически им исполнена обязанность по уплате проездного. Эти аргументы учтены не были, и студент был оштрафован. Кто прав в данной ситуации и почему?

 

Задание 5.

Рассмотрите правовую природу ответственности за нарушение налогового законодательства. Является ли данная ответственность административной или все же самостоятельным видом ответственности? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 6.

23 декабря 2020 года в 18 часов вечера на остановке общественного транспорта в г. Москва к 17-летней учащейся 11 класса Анне подошел 33-летний безработный Иван, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, и спросил, как пройти к ближайшему супермаркету, в котором продается алкоголь. При этом Иван подошел к Анне на расстояние вытянутой руки. Анна, осведомленная о рекомендациях Всемирной организации здравоохранения по сохранению социальной дистанции не менее 1,5 метров в период пандемии коронавируса, с силой оттолкнула Ивана, отчего последний, не удержав равновесие, упал, ударился головой об угол бордюра и скончался на месте. Квалифицируйте действия Анны и Ивана. Понесет ли Анна юридическую ответственность? И если да, то какую и по какой статье? Какие обстоятельства должны быть учтены при назначении наказания?

 

Задание 7.

1 мая 2020 года группа подростков от 14 до 16 лет (16-летний Павел, 14-летние Виталий, Андрей и Тимофей) жарили шашлыки в парке 50-летия Октября. Во время пикника они также распивали пиво. В нетрезвом состоянии Виталий случайно уронил телефон Павла, в результате чего телефон стал неисправен. Квалифицируйте действия подростков. Были ли совершены ими правонарушения и если да, то какие именно? Если ответ на первый вопрос положительный, к какой ответственности будут привлечены ребята? Будут ли нести юридическую ответственность третьи лица и если да, то какую именно? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 8.

В ООО «Ромашка» генеральный директор 18.06.2021 года издал локальный акт об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в соответствии с которым сотрудники, не прошедшие вакцинацию, подлежали немедленному увольнению. Гражданка Петрова, работавшая в ООО «Ромашка» в должности бухгалтера, отказалась вакцинироваться под предлогом недоверия к каким бы то ни было вакцинам. На следующий день после подачи ею соответствующих объяснений Петрова была уволена в связи с однократным грубым нарушением трудовой дисциплины. Законно ли поступил работодатель? Совершил ли работник правонарушение? Если да, определите элементы состава правонарушения? Подлежит ли в настоящем случае работник юридической ответственности? Какие меры воздействия в соответствии с законом есть у работодателя в таких случаях?

 

Задание 9.

10 сентября 2021 года на лекции по теории государства и права студент 1 курса МП-факультета МГИМО 18-летний Петров сделал замечание однокурснику, 17-летнему Иванову, сидевшему на лекции без маски, об обязательности ношения масок. В ответ на это Иванов шепотом сказал, что на его маске порвалась тесьма, в связи с чем он искал в портфеле новую маску, и именно поэтому находился без маски в течение одной минуты. Петров пригрозил сообщить в деканат о нарушении Ивановым масочного режима. После этих слов Иванов толкнул Петрова, отчего тот упал со стула и ударился рукой. На лекции студенты о произошедшем лектору не сообщили. Вечером Петров поделился историей с родителями, которые отвели его к врачу. Травма руки (гематома) подтверждена данными медицинского обследования и заключения врача. Родители Петрова пожаловались в деканат и написали заявление в полицию. Иванов и Петров на следующий день помирились, Петров никаких претензий к Иванову не имеет. Из пояснений лектора следовало то, что, так как лекция была поточной (на 110 студентов), весь инцидент произошел всего за полторы минуты, и лектор в это время рисовал на доске схему «место теории государства и права в системе юридических наук», лектор не заметил произошедшего. Квалифицируйте действия студентов и лектора. Совершено ли кем-то из упомянутых лиц правонарушение? Если да, то какое именно? Если вы считаете, что правонарушение было совершено, то к какой ответственности лицо, совершившее правонарушение, может / должно быть привлечено? Свой ответ обоснуйте. 

 

Задание 10.

Какие аргументы «за» и «против» выделения позитивной (перспективной) и негативной (ретроспективной) юридической ответственности вы можете назвать? Каково ваше мнение относительно корректности подобного разделения юридической ответственности? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 11.

Составьте таблицу «Сходства и отличия материальной и гражданско-правовой ответственности».

 

Задание 12.

Иванов и Петров устроили ссору на почве личной неприязни. Петров дважды толкнул Иванова, в ответ Иванов (кандидат в мастера спорта по боксу) ударил Петрова кулаком по лицу, в результате чего Петров упал, ударился головой и умер. От чего будет зависеть квалификация действий Иванова? Усматриваете ли вы в действиях Иванова признаки состава правонарушения? Если да, то какое правонарушение совершил Иванов? Понесет ли Иванов юридическую ответственность и если да, то какую именно? Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 13.

Что из перечисленного относится к административным правонарушениям:

1) Опоздание на работу декана факультета;

2) Опоздание на работу федерального министра;

3) Гражданин Петров на полгода просрочил уплату транспортного налога;

4) Гражданин Петров перешел дорогу на красный свет;

5) Гражданка Иванова забыла своего ребенка в супермаркете;

6) Гражданка Иванова нарисовала граффити в виде радуги на стене детского стадиона.

Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 14.

Гражданин Петров 03.09.2021 года опоздал на работу на полчаса в связи с техническим сбоем в метро (справку о техническом сбое Петров 03.09.2021 года не взял, так как дежурный по станции пояснил, что для получения документа необходимо будет обратиться в центральный офис метро). По приходе на работу Петров был уволен без каких-либо разбирательств. Три месяца назад Петрову уже был объявлен выговор за опоздание на работу без уважительной причины на 2 часа (тогда Петров пояснил свое опоздание тем, что накануне праздновал свой день рождения, а утром не услышал будильник). Пять месяцев назад Петров также опоздал на 10 минут (Петров пояснил, что его также подвел будильник), и ему было объявлено замечание. Петров обратился к Вам за консультацией 23.09.2021 года.

Мог ли работодатель в настоящем случае уволить Петрова? Правомерно ли действовал работодатель? Что Вы посоветуете Петрову?

 

Задача 15.

В странах англо-американской правовой семьи распространена практика привлечения к уголовной ответственности юридических лиц-корпораций. Каковы плюсы и минусы указанного подхода? Каким образом возможно идентифицировать субъективную сторону преступления в подобном случае?

 

Задача 16. 

В связи с развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта актуализируется вопрос юридической ответственности роботов-носителей искусственного интеллекта. Кто, по вашему мнению, должен нести ответственность за ошибку (сбой) робота? Производитель? Продавец? Лицо, купившее и эксплуатирующее робота? Иные лица? Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 17.

В Соединенных Штатах Америки лицо привлекается одновременно к уголовной (criminal) и гражданско-правовой (civil) ответственности за совершение налоговых правонарушений, при этом как уголовное, так и гражданско-правовое нарушение имеют одни и те же элементы. Прокомментируйте указанное положение дел с позиции принципа «Non bis in idem».

 

Задача 18.

Люди ожидали автобус на остановке. Внезапно одному из них, гражданину Сидорову, стало плохо (позже выяснилось, что у него произошел инфаркт), и он, падая, задел другого человека, гражданина Рябова. Тот, в свою очередь, не удержал равновесие и тоже упал, толкнув гражданина Иванова, который упал на проезжую часть, прямо под колеса подъезжающего автобуса. Гражданин Иванов скончался на месте. Квалифицируйте действия граждан Сидорова, Рябова и Иванова. Совершил ли кто-то из них правонарушение, если да, то какое и к какой ответственности лицо будет привлечено?

 

Задача 19.

Два студента первого курса спорили о строгой ответственности. Петр сказал, что строгая ответственность в англо-американском праве может наступать даже тогда, когда вина (элемент “mens rea”) отсутствует. Евгений не согласился с Петром, отметив, что вина может иметь место, однако доказывание факта намерения или умысла необязательно. Кто из ребят прав и почему? Приведите примеры реализации строгой ответственности.

 

Задача 20.

Ознакомьтесь с прецедентом Miranda v. Arizona (1966). Кратко сформулируйте ratio decidendi, содержащееся в данном решении. Какое значение это решение имело для разрешения других дел? Указанный прецедент применяется только в случае привлечения к уголовной ответственности? Обоснуйте свой ответ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.022 с.)