Философия как наука : предмет изучения, методы и функции философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как наука : предмет изучения, методы и функции философии



Философия как наука: предмет изучения, методы и функции философии

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира

Предметы изучения:

· Природа, сущность мира в целом – объективная реальность

· Сущность и назначение человека и общества – субъективная реальность

· Деятельность – это система «человек-мир», взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности

Методы философии:

I. Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей

II. Метафизика – это метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно

 III. Догматизм – это восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер (средневековая теологическая философия)

IV. Эклектика – это метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы (обоснование каких-либо взглядов, идей)

V. Софистика – это метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений (использовалось в Древней Греции и имела цель победы в споре)

VI. Герменевтика – это метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

Функции философии:

· Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципах взаимодействия с окружающим миром

· Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

· Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать

· Гносеологическая – познавательная

· Критическая – учит подвергать сомннию окружающий мир и существующие знания, искать новое (разрушение догм и увеличение достоверности знания)

· Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей

· Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы

· Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали

· Прогностическая – заключается в том, чтобы на основнии имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания

· Общекультурная – согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта

· Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым подтверждая правильность теоретических суждений

Основной вопрос философии – материализм, идеализм и агностицизм

Материализм – это философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание) – вторичным (результатом, следствием)

Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия – материи

Все сущности образованы материей, а идеальные явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей

Агностицизм – это философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей

Античная Философия – это философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 века до н. э. – 6 век в н. э.) от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах

Характерные черты:

- Функциональная – стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия

- Космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека

- Имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделённого добродетелями и пророками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот

Основные периоды:

I. Натуралистический – основное внимание уделяется Космосу и природе (милетцы, элеаты и пифагорейцы)

II. Гуманистический – основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы (Сократ и софисты)

Основные проблемы:

· Рассматриваются познания – эмпирические, чувственные, рациональные и логические

· Разрабатываются проблемы логики

· Социальная проблематика – государство и закон, труд, управление, война и мир, желания и интересы власти, имущественное деление общества

· Натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логистические; этические; политические; правовые

Основные представители:

Þ Фалес (640 – 560 года до нашей эры)

Þ Анаксимандр (610 – 540 года до нашей эры)

Þ Анаксимен (546 – 526 года до нашей эры)

Þ Пифагор (2-я половина VI – начало V веков до нашей эры)

Þ Гераклит Эфесский (2-я половина VI – 1-я половина V веков до нашей эры)

Þ Ксенофан (565 – 473 года до нашей эры)

Þ Парменид (конец VII – VI веков до нашей эры)

Þ Эмпедокл (490 – 430 года до нашей эры)

Þ Анаксагор (500 – 428 года до нашей эры)

Þ Демокрит (470/370 год до нашей эры)

Þ Протагор (485 – 410 года до нашей эры)

Þ Горгий (483 – 380/376 года до нашей эры)

Þ Продик (465 – 395 года до нашей эры)

Þ Сократ (469 – 399 года до нашей эры)

Þ Платон (429/427 – 347 года до нашей эры)

Þ Аристотель (384 – 322 года до нашей эры)

Þ Эпикур (342/341 – 271/270 года до нашей эры)

Основные черты:

- Антитрадиционализм – негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение

- Антропоцентризм – понимание мира сквозь призму человеческого бытия: человек есть автономное и самодостаточное существо, а в улучшении и совершенствовании нуждается окружающий мир, внимание философии обращено к человеку

- Гуманизм – понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путём самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству

- Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу, Бог растворён во всей природе

Основные проблемы:

· Сущность и предназначение человека

· Критика средневековой схоластики

· Теоретические и методические начала естествознания

· Философские вопросы политики и права

· Проблема субстанции (единое всеобщее начало)

Основные представители:

Þ (19 октября 1433 года – 1 октября 1499 года) Марсилио Фичино (астролог, священник) – представитель платонизма

Þ (1401 год – 11 августа 1464 года) Николай Кузанский (теолог, учёный) – представитель пантеизма

Þ (28 февраля 1533 года – 13 сентября 1592 года) Мишель Монтень (писатель) – представитель скептицизма

Þ (19 февраля 1473 года – 24 мая 1543 года) Николай Коперник (астроном, математик, механик) – представитель гелиоцентризма

Þ (1548 год – 17 февраля 1600 года) Джордано Бруно (монах, поэт) – представитель пантеизма и эзотеризма

Þ (15 февраля 1564 года – 8 января 1642 года) Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик) – представитель гелиоцентризма

 

Философия Новго Времени – это период развития философии в западной Европе в XVII – XVIII, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Это период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века

Основные черты:

- Проблемы философского научного метода

- Методологии познания человеком внешнего мира

- Связи внешнего и внутреннего опыта

- Задача получения достоверного знания – появились два основных гносеологических направлений

- Эмпиризм (основоположник Ф. Бэкон)

- Рационализм – основные идеи (Р. Декарт, Г. Лейбниц)

- Принцип автономно мыслящего субъекта

- Принцип методического сомнения

- Индуктивно-эмпирический метод

- Интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод

- Гипотетико-дедуктивное построение научной теории

- Разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека

- Механицизм – брались идеи механики, отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой

- Особый интерес к проблемам познания

- Предпочтение метафизического метода – мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь

Основные проблемы:

· Проблемы бытия и субстанции – онтология (речь о движении, пространстве и времени)

· Проблемы субстанции

Основные представители:

Þ Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 года – 9 апреля 1626 года) – Англия

Þ Томас Гоббс (5 апреля 1588 года – 4 декабря 1679 года) – Англия

Þ Джон Локк (29 августа 1632 года – 28 октября 1704 года)  – Англия

Þ Рене Декарт (31 марта 1596 года – 11 февраля 1650 года)  – Франция

Þ Бенедикт Спиноза (24 ноября 1632 года – 21 февраля 1677 года) – Голландия

Þ Готфрид Лейбниц (1 июля 1646 года – 14 ноября 1716 года)  – Германия

Эпоха Просвещения – это из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие

Основные черты:

- Культ разума

- Гносеология

- Критика религии

- Провозглашение идеи прав и свобод человека

- Концепция человека

Основные проблемы:

· Природа человека и общества

Основные представители:

Þ Вольтер / Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778 года)

Þ Жан Жак Руссо (1712 – 1784 года)

Þ Дени Дидро (1714 – 1784 года)

Þ Жан Леон Д Аламбер (1717 – 1783 года)

Þ Жюльен Офре Ламетри (1709 – 1751 года)

Þ Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 года)

Þ Поль Анри Гольбах (1723 – 1789 года)

 

Основные черты:

- Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры

- Исследования человеческой сущности

- Отношение к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий и идей

- Разрабатывает целостную концепцию диалектики

Основные проблемы:

· Расхождение в методах познания

· Проблемы в понимании места человека в окружающем мире

· Проблемы в понимании цели деятельности человека

· Проблема развития

· Проблемы в логико-теоретической аппарате философии

· Разрыв между художественными и научными занятиями

· Расхождение между наукой и философией

· Проблемы этического характера

· Проблемы нерациональности

Основные представители:

Þ Иммануил Кант (1724 – 1804 года)

Þ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 года)

Þ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 года)

Þ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 года)

Þ Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872 года)

 

философия как наука: предмет изучения, методы и функции философии

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира

Предметы изучения:

· Природа, сущность мира в целом – объективная реальность

· Сущность и назначение человека и общества – субъективная реальность

· Деятельность – это система «человек-мир», взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности

Методы философии:

I. Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей

II. Метафизика – это метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно

 III. Догматизм – это восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер (средневековая теологическая философия)

IV. Эклектика – это метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы (обоснование каких-либо взглядов, идей)

V. Софистика – это метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений (использовалось в Древней Греции и имела цель победы в споре)

VI. Герменевтика – это метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

Функции философии:

· Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципах взаимодействия с окружающим миром

· Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

· Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать

· Гносеологическая – познавательная

· Критическая – учит подвергать сомннию окружающий мир и существующие знания, искать новое (разрушение догм и увеличение достоверности знания)

· Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей

· Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы

· Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали

· Прогностическая – заключается в том, чтобы на основнии имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания

· Общекультурная – согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта

· Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым подтверждая правильность теоретических суждений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.058 с.)