Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ишимский педагогический институт им. П.П. ЕршоваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета И.Г. Вьюшкова, Г.В. Сильченко КУЛЬТУРОЛОГИЯ рабочая тетрадь для студентов педагогического направления, Ишим 2020
УДК 008(076.5) ББК 71я73 В 91 Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ. Рецензенты: Т.А. Нестерова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиала) Тюменского государственного университета; А.А. Нененко, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ «Кузнеченская средняя общеобразовательная школа».
Культурология: рабочая тетрадь для студентов педагогического направления, обучающихся по программам бакалавриата / И.Г. Вьюшкова, Г.В. Сильченко. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, 2020. – 114 с.
В рабочей тетради представлены планы практических занятий, задания и методические рекомендации по их выполнению по предмету «Культурология». Также в ней содержатся вопросы к зачету, дополнительные и тестовые задания, списки рекомендованной литературы и источников. Рабочая тетрадь предназначена для студентов педагогического направления, обучающихся по программам бакалавриата и осваивающих дисциплину «Культурология». УДК 008(076.5) ББК 71я73
© ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2020 © Вьюшкова И.Г., Сильченко Г.В., 2020
СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи освоения дисциплины «Культурология»............................ Требования к результатам освоения содержания дисциплины Содержание и структура дисциплины «Культурология».......................... Практические занятия и задания к ним для обязательного выполнения... Задания для отработки пропусков.............................................................. Дополнительные задания и материалы....................................................... Тестовые задания.......................................................................................... Вопросы к зачету..........................................................................................
Учебные рекомендации студенту................................................................. Методические рекомендации преподавателю............................................. Рекомендуемая литература и ресурсы........................................................
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Цель освоения дисциплины: · знакомство студентов с высшими достижениями человеческой культуры на всём протяжении её исторического развития, выработка навыков самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных явлений культурной жизни разных эпох и современного развития культуры. Задачи освоения дисциплины: · изучение общих закономерностей культурного развития человечества в контексте его социальной истории; · определение основных категорий культурологии, её проблем, идей и концепций в их возникновении и изменении, в их фундаментальном значении для осознания сущности культуры; · выявление единства мирового культурно-исторического процесса и разнообразия его региональных и этнических форм, обусловленного спецификой культуры отдельных народов и исторических эпох; · изучение феноменов культуры в конкретно-историческую эпоху от древности до XX века. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В процессе освоения содержания дисциплины студент должен овладеть следующей компетенцией: · способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК–5).
В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен: знать: · предмет и задачи «культурологии», ее место в системе наук об обществе, человеке и культуре; · основные направления исследований в области культурологии; · функции и методы данной дисциплины; уметь: · разбираться в основных проблемах культурологии на современном этапе, понимать логику основных концепций культур; · оценивать достижения культуры, на основе знания исторического контекста, быть готовым к диалогу культур; · понимать и объяснять феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры;
владеть: · навыком культурологического анализа разнообразных явлений, реалий, теорий и т.д. в их историческом развитии; · определять творчество отдельного писателя или художественное произведение в историко-литературном, культурном развитии эпохи; · навыками конспектирования и реферирования научной и учебной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Дисциплина «Культурология» изучается на 1 курсе во 2 семестре, на ее освоение отводится 144 часов (4 зачетные единицы), из них 36 часов – на лекции, 36 часов – на практические занятия, итоговым контролем является ЗАЧЕТ. Для успешного получения ЗАЧЕТА необходимо выполнить задания, предложенные в рабочей тетради, сопровождающие изучение той или иной темы курса.
Темы лекционного курса 1. Культурология в системе гуманитарных наук. 2-4. Основные формы духовной культуры. 5. Проблема типологизации культур. 6. Типология культур Л.Г. Ионина. 7-8. Массовая и элитарная культура. 9. Культура и цивилизация. 10-11. Традиционная и модернизированная культура. 12. Специфика нравственной культуры. 13. Культура и религия. 14. Постмодерн. 15. Игра как культурная практика. 16. Основы философии культуры. 17. Культура и этнос в современном мире. 18. Проблема глобального развития человечества.
Темы практических занятий 1. Культура первобытного общества. Миф. 2. Специфика первобытного искусства. 3. Культура Древнего Востока. 4. Особенности художественной культуры Древнего Египта. 5. Культурное наследие Античности. 6. Художественная культура Античности. 7. Феномен средневековой культуры. 8. Русское искусство средневековья. 9. Особенности культуры эпохи Возрождения. 10. Западноевропейское изобразительное искусство эпохи Возрождения. 11. Специфика культуры Нового времени. 12. Реализм в искусстве XIX века. 13. От модернизма к постмодернизму (Культура XX века). 14. Кубизм и абстракционизм. 15. Культура в свете глобализации. 16. Кино – синтетический вид искусства. 17. Религия и религиозные идеи в культуре и искусстве XX-XXI вв. 18. Современное искусство и его особенности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ЗАДАНИЯ К НИМ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ Задание 2. Заполнить таблицу, отражающую мифологическую структуру Мирового древа.
Задание 4. Заполнить таблицу, указав основные типы (виды) мифов с примерами из различных мифологических систем.
Задание 4. Подготовить рефераты по следующим темам: 1. Магия и ее роль в архаической культуре. 2. Неомифологизм в современной культуре. 3. Шаманизм в традиционных культурах России.
Задание 5. Подготовить презентации по следующим темам: 1. Мировое древо как модель мира. Занятие 2.Специфика первобытного искусства
План 1. Происхождение и периодизация: - ранний и средний палеолит; - поздний палеолит; - неолит 2. Виды первобытного искусства. 2.1. Первобытная скульптура. 2.2. Наскальная живопись. 2.3. Мегалитическая архитектура. 2.4. Предметы быта. 3. Влияние первобытного искусства на последующее развитие художественной культуры. Задания: Задание 1. Дать определение следующим терминам и понятиям. Выучить данные определения. Палеолит__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мезолит___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Неолит_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мегалиты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Менгир________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дольмен_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кромлех________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Петроглифы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Приведите примеры образцов пещерной живописи на территории России. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу, обозначив влияние первобытного искусства на искусство XX века:
Задание 4. Подготовить презентации по следующим темам: 1. Мегалиты на территории России. 2. Петроглифы русского Севера. 3. Геоглифы пустыни Наска. Задание 2. Заполнить таблицу, отражающую характеристики культур Востока и Запада по различным аспектам.
Задание 3. Подберите несколько изречений из трактата Конфуция «Луньюй» и прокомментируйте их. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Подготовить рефераты по следующим темам: 1. Влияние культуры арабского Востока на мировую культуру. 2. Йога как философия и культурная практика. 3. Легизм как философская система древнего Китая. Задание 5. Подготовить презентации по следующим темам: 4. Научные достижения культуры Древнего Востока. 5. Культовая скульптура Древней Индии. 6. Философское наследие арабского Востока. Занятие 3. Особенности художественной культуры Древнего Египта План: 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян и отражение их в искусстве. 2. Особенности художественного языка древнеегипетской архитектуры: обелиск, пирамида, храм. 3. Канон изображения человека в круглой скульптуре и на плоскости.
Задания: Задание 1. Дать определение следующим терминам и понятиям. Выучить данные определения.
Обелиск____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пирамида__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Храм______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ансамбль______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рельеф_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Роспись________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сфинкс________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пилоны________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Составьте таблицу, отражающую религиозно-мифологические представления египтян «Боги египтян и функции, выполняемые ими».
Задание 3. Выпишите особенности канона изображения человека в круглой скульптуре и живописи ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Задание 4. Подготовить рефераты по следующим темам: 1. Влияние египетской культуры на развитие культуры других стран. 2. Правление Хатшепсут и ее роль для развития египетской культуры. Задание 5. Подготовить рефераты по следующим темам: 1. Храмы в Луксоре и Карнаке. 2. Идеал женской красоты в Египте.
Задание 2. Заполните таблицу, отражающую достижения культуры Древней Греции на различных этапах ее развития.
Задание 3. Подобрать крылатые слова, афоризмы, которые имеют происхождение в античной культуре. Объяснить происхождение и пояснить значение. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Подготовить сообщения по следующим темам: 1. Педагогические идеи в эпоху Античности. 2. Повседневная жизнь древнеримского города. 3. Философия Древней Греции, ее влияние на мировую культуру. Задание 5. Подготовить презентации по следующим темам: 1. Олимпийские игры в эпоху Античности. 2. Гладиаторские бои в Древнем Риме. 3. Римское право как основа мировой правовой системы.
Дорический ордер Ионический ордер Коринфский ордер
Задание 6. Прочитайте и прокомментируйте басни легендарного поэта Эзопа: Лисица и виноград Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: - Он еще не дозрел. Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Бедняк У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», – молился он ей, но молитвы его оставались напрасными, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя – ты не помог мне, хлопнул об угол – послал великое счастье». Кто обращается с негодяем ласково – останется в убытке, кто поступает с ним грубо – в барыше. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Подготовить презентации по следующим темам: 1.Эволюция древнегреческой пластики: от архаики к эллинизму. 2.Ансамбль Афинского Акрополя. Задание 8. Подготовить сообщения по следующим темам: 1. Римская поэзия: Катулл, Тибулл, Проперций. 2. Театр в древней Греции и древнем Риме. 3. Образ Августа в культуре: от биографии к претворению в скульптуре. 4. Фаросский маяк 5. Пергамский алтарь. Задание 2. Заполните таблицу, отражающую достижения средневековой культуры на различных этапах ее развития.
Задание 3. Письменно объясните все элементы и символы креста-Голгофы. Как они отражают христианскую философию? Задание 4. Подготовить сообщения по следующим темам: 1. Феномен средневекового карнавала. 2. Крестовые походы как явление средневековой культуры. Задание 5. Подготовить презентации по следующим темам: 1. Город в пространстве средневековой культуры. 2. Жизнь средневекового монастыря.
Задание 2. Выписать основные особенности культуры русского средневековья _________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Задание 3. Сделать схему классического высокого иконостаса:
Задание 4. Привести примеры ведущих типов икон изображения Богородицы и их описание: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Привести примеры ведущих типов икон изображения Спаса и их описание: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Выписать типы храмов, строившихся на Руси в средние века, раскрыть суть символики храма, являющегося отражением мироздания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Напишите отзыв о посещении Богоявленского собора г. Ишима. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. Выпишите описание собора Нотр-Дам де Пари из книги В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9. Подготовить презентации по следующим темам: 1. Развитие книжной миниатюры в средние века. 2. Феофан Грек и Андрей Рублев. 3. Собор Нотр-Дам де Пари: история и современность. Задание 2. Представьте основные идеи гуманистов эпохи Возрождения в таблице.
Задание 3. Подготовить сообщения по следующим темам: 1. Человек как государь в концепции Никколо Макиавелли. 2. «Охота на ведьм» как явление возрожденческой эпохи. 3. Эпоха Возрождения и отечественная культура.
Задание 4. Подготовить презентации по следующим темам: 1. Великие географические открытия. 2. Идеал человека эпохи Возрождения.
Занятие 10. Западноевропейское изобразительное искусство План 1. Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. 2. Леонардо да Винчи: ««Мадонна с младенцем», «Мадонна с цветком», «Джоконда», Тайная вечеря». 3. Микеладжело – скульптор и художник. 4. Тициан – глава Возрождения в Венеции. 5. Северное Возрождение. Задания: Задание 1. Дать определение следующим терминам и понятиям. Выучить данные определения. Проторенессанс_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Портрет________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Автопортрет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пейзаж________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гравюра_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ксилография___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Офорт_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Выпишите, указав источник, черты художественной культуры эпохи Возрождения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Обозначьте художественные особенности и загадки «Джоконды» Леонардо да Винчи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Сравните картину «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи с иконой «Богоматерь Владимирская», отметить общее и отличия:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1576336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.24 (0.13 с.) |