Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы контроля успеваемости учащихся.

Поиск

Содержание.

1. Определение важнейших характеристик голоса обучающегося и планирование его дальнейшего развития.

2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

3. Творческие и педагогические вокальные школы. Современные методики постановки голоса, преподавания вокальных дисциплин.

4. Организация обучения с учетом базовых основ педагогики.

5. Организация обучения учащихся пению с учетом их возраста и уровня подготовки.

6. Важнейшие проблемы работы педагога-вокалиста в ДМШ.

7. Работа над музыкальным произведением. Эмоциональность и выразительность исполнения.

8. Составление различных типов программ.

 

 

1. Определение важнейших характеристик голоса обучающегося и планирование его дальнейшего развития.

Развитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз - верно определить тип голоса вначале обучения - одно из условий правильного его формирования. Потому определение типа голоса, в тех случаях, когда в этом имеется сомнение, является одной из важнейших задач начального периода обучения.

 

В формировании голоса играют роль:

1. конституционные факторы

2. приобретённые навыки, привычки

 

Поэтому понять, что более близко природе данного голоса, а что не свойственно ему, результат привычки, далеко не всегда является простой задачей. Когда начинающий певец, копируя какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, "басит", "тенорит", "цыганит" и т.п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью. Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, не напряженно, в основном верно, и все же характер его остается промежуточным, не выявленным. Здесь важно получить какие-то данные, позволяющие уточнить диагностику типа голоса.

 

Пока еще наука не располагает каким-либо единым методом, который позволил бы сразу и безошибочно определить тот тип голоса, который естественно свойствен данному человеку.

Поэтому определение типа голоса следует вести по ряду признаков:

1. тембр

2. диапазон

3. переходные ноты

4. примарные тоны

5. способность выдерживания тиссетуры

6. анатомо-физиологические особенности: длина связок, хронаксия возвратного тембра

Тембр и диапазон обычно выявляются уже на приемных испытаниях, но ни тот, ни другой признак в отдельности еще не могут нам с уверенностью сказать, каким голосом обладает ученик.

 

1. Тембр: Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Тембр голоса легко деформируется от подражания или неправильного пения и может обмануть даже придирчивый слух.

 

2. Диапазон: Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т.е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.

 

3. Переходные ноты: Дополнительные данные, помогающие классифицировать голос, мы получаем из анализа переходных нот. Как известно, голос имеет регистровое строение, т.е. в отдельных отрезках диапазона звучит неодинаково и при переходе от одного регистра в другой меняется, ломается, причем певец всегда ощущает на этих нотах определенное неудобство. Эти переломные, или переходные доты в результате обработки могут быть скрыты, стать незаметными, но у начинающего певца обычно ощущаются явственно. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте. Этим-то и пользуется педагог, чтобы вернее поставить диагноз типа голоса.

 

Дальнейшее планирования развития детского голоса.

 

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки певческого голоса имеют точную высоту, могут долго длиться. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

 

Характеристика детских голосов:

1. соответствуют голосам женского хора.

2. меньше по диапазону в отличии от жен. гол.

3. «светлые», «серебристые», преимущественно головное звучание

4. отсутствие тембральной насыщенности

5. короткие голосовые связки

6. малой емкости легкие

7. Диапазон: а. Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы.

                 б. Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.

 

 

Развитие детских голосов.

1. 11-12 лет: проявляется предрасположенность на грудное звучание. Несколько расширяется диапазон (до I октавы - ми, фа II октавы).

2. 13-14 лет: наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра (сопрано до, ре I октавы - фа, соль II октавы). У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны (альты ля малой октавы - ре, ми b II октавы).

 

Основные свойства певческого голоса:

1. Звуковысотный диапазон.

2. Динамический диапазон на различной высоте голоса.

3. Плавные регистровые переходы.

4. Ровность на различных гласных.

5. Степень напряженности.

6. Вокальная позиция.

7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность.

8. Тембр: богатство обертонами, качество вибрато, полетность и звонкость.

9. Выразительность исполнения.

 

Для определения детского голоса нужно выявить:

- диапазон,

- тембр,

- примарные звуки,

- способность выдерживать тесситуру,

- переходные регистровые тоны.

 

Для обучения необходимо:

- наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов;

- здоровый голосовой аппарат.

 

Перед началом обучения педагог должен проверить:

- диапазон голоса;

- музыкально - вокальные данные;

- прослушать вокальное произведение (народная песня, произведение современного композитора);

-прочитать стихотворение, басню, прозу;

 

Планирование учебного процесса.

 

Занятия по предмету «Сольное пение» проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.

Одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших исполнительских навыков является гибкая, педагогически обоснованная репертуарная политика.

Задача педагогов: раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой. В требованиях по каждому году обучения рекомендуется общее количество музыкальных произведений по каждому

классу, часть из которых предназначена для публичного исполнения, а другая - для работы в классе, ознакомления и самостоятельной работы учащихся.

Всё это обязательно фиксируется в индивидуальном плане.

 

Различное продвижение учеников отражено в неодинаковых по уровню трудности экзаменационных программах.

Эффективность реализации программы во многом зависит от оптимальной организации систематической самоподготовки учащихся.

Важное значение имеет обучение учеников приёмам и способам рациональной самостоятельной работы, чтобы качество домашних занятий учащихся способствовало более плодотворному использованию времени в процессе классных занятий.

 

Переводной.

 

Текущий контроль

имеет оперативный характер и может быть гибким, разнообразным по методам и средствам.

Может проводиться в формах:

• в классном порядке;

• в виде взаимопосещений уроков педагогами (при необходимости – в присутствии родителей);

• различного рода прослушиваний с использованием технических средств обучения (ТСО) - метода записи выступления ученика на аудио- и видеоаппаратуру и т.п.

• в виде консультаций с представителями школьной администрации;

Контроль за успеваемостью учащихся на начальном этапе рекомендуется производить через следующие формы:

• публичное выступление без традиционной оценки (на классном или общешкольном концерте, музыкальной гостиной). Эквивалентом отметки могут выступать разнообразные средства отличия (дипломы, грамоты, подарки и т.д.); призы (в том числе, сладкие или

«зрительских симпатий»); общая сумма баллов, выставленная жюри (в работе которого полезно задействовать не только педагогов, но и учащихся);

• участие ребёнка в музыкальных спектаклях, а также фестивалях, конкурсах, ассамблеях;

• прослушивание в классе в присутствии родителя.

 

Периодический контроль

осуществляется дифференцированно, в зависимости от образовательного уровня

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. также является одной из форм периодического контроля.

Форма периодического контроля способствует оживлению учебного процесса, росту интереса ученика к сценическим выступлениям, расширению рамок репертуара юных исполнителей. Педагог обоснованно выбирает для учащегося время и форму контроля, позволяющие ученику развиваться в собственном индивидуальном темпе, показывать свои реальные творческие достижения (или обнаруживать проблемы). Учащиеся демонстрируют объём знаний и умений в рамках публичного выступления в музыкальных

спектаклях, концертах, конкурсах и т.д., что является не только итоговым показом эффективности процесса обучения, но и предоставляет учащимся возможность накопления сценического опыта. Необходимый объём выступлений отражается в индивидуальном плане учащегося.

 

Итоговый контроль

осуществляется по завершении образовательного заведения (выпускные экзамены). Проводится в форме академического концерта.

Суть контрольных прослушиваний заключается в (количественном и качественном) выявлении и определении:

• уровня приобретённых учащимися знаний, навыков и умений;

• качества и степени творческой раскрываемости (реализации)

ученика;

• перспективности и направленности (педагогическая коррекция) дальнейшего развития творческих возможностей (творческого развития) обучаемого.

 

Коммуникативное развитие.

 

В этот период наблюдаются две противоположных тенденции общения.

Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен " ожидания общения" - активный поиск друзей.

Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу.

Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного. Происходит укрепление чувства взрослости. Старшеклассник понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность. Индивидуализация старшеклассника проявляется во внешнем виде, одежде.

 

Таким образом, в этот период времени у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность - период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

* Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека.

 


3. Творческие и педагогические вокальные школы. Современные методики постановки голоса, преподавания вокальных дисциплин.

Отечественной вокальной педагогикой и методикой воспитания накоплен значительный опыт обучения пению. Сложилась определенная последовательность формирования у учащихся основных вокальных навыков, появилось большое количество разнообразных экспериментальных методик в этой области, авторы которых предлагают действительно эффективные методы и приемы развития певческого голоса с помощью вокальных упражнений.

 

Рассмотрим подробнее основные методики вокального воспитания учащихся в исторической ретроспективе.

 

Первыми авторами русских методических работ были М.И. Глинка и А.Е. Варламов (вплоть до XIX века в певческих школах России пользовались в основном переводной методической литературой с французского и итальянского языков).

 

М.И. Глинка всецело следовал традициям кантиленой школы, а А.Е. Варламов – манере декламационного стиля. В дальнейшей русской вокально-методической литература эти два течения продолжают господствовать в течение целого столетия. М.И. Глинка не оставил законченной школы пения, но написал один труд «Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса» лично для певца О.А. Петрова, принципы которого легли в основу обучения пению и детей. Сам М.И. Глинка использовал их при обучении пению детей в придворной певческой капелле и театральном училище, где работал сам. Метод М.И. Глинки впоследствии был назван Н. И. Компанейским «концентрическим», так как «упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится покойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса».

А.Е. Варламов, как и М.И. Глинка, придавал большое значение первостепенной роли слуха, напевности, четкости артикуляции, недопустимости форсировки звука, рекомендовал пение в удобной тесситуре.

 

Н.И. Компанейский, изучивший методику работы М.И. Глинки с О.А. Петровым, развивает дальше идею «концентрического» формирования голоса. Упражнениям со звуком он предпосылает упражнения в «метрическом дыхании». Упражнения со звуком он рекомендует начинать с центрального тона, на высоте которого держится покойная речь и пение, то есть с высоты разговорного тона. Н.И. Компанейский вводит в свою систему фонетические добавления – применяет специальные слова и слоги при пении упражнений.

Атака звука «мягкая»

4)гортань в высоком положении...».

Однако в это же время широкое распространение получила и иная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возрастного периода, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса.

 

Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов его последователи. Д.Е. Огороднов рекомендует начинать обучение детей пению с тона в нижней части диапазона детского певческого голоса, которую он называет «примарным тоном» (или «примарным участком диапазона»), а затем постепенно в процессе вокальной работы повышать этот тон, одновременно расширяя участок диапазона со смешанным звучанием голоса.

 

В свою очередь, Г.П. Стулова в своем научно-методическом исследовании опровергает обе точки зрения и доказывает, что «природе певческого голоса необученных пению детей младшего школьного возраста свойственны все регистры, присущие голосу взрослых». Г.П. Стулова предлагает при построении вокально-тренировочных упражнений сглаживать регистровое звучание и использовать принцип, основанный на пении нисходящего поступенного звукоряда при облегчении нижних звуков за счет ослабления динамики и смягчения так называемой атаки звука.

 

Новые подходы к проблеме вокального воспитания были предложены известными педагогами Э.М. Чарели и И.П. Козляниновой, которые создали первое теоретически обоснованное и проверенное на практике учебное пособие с комплексом упражнений и методических разработок по развитию навыков речевого голоса и дыхания. В основе их метода – тренинг самостоятельного, сознательного управления дыханием и голосом. В книге «Тайны нашего голоса» авторы на основе научных данных обосновывают свою точку зрения на необходимость индивидуального подхода к вокальному обучению, так как при общем анатомическом строении каждый голос неповторим.

 

В современной детской вокально-хоровой практике педагогами часто используются так называемые фонопедические упражнения В.В. Емельянова, имеющие технологическую направленность и основанные на критериях физиологической целесообразности, энергетической и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы с голосом. Эти упражнения подготовительные и вспомогательные по отношению к вокальной работе. Они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Автор методики считает, что голосовой аппарат –саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для механизмов саморегуляции. Авторы пособия считают, что некоторые из этих упражнений можно успешно применять при работе с детским голосом, однако предварительно необходимо досконально изучить всю систему В.В. Емельянова (и желательно лично проконсультироваться с автором), чтобы не возникло неверного толкования задач и методики выполнения упражнений.

 

Иной точки зрения придерживается американский преподаватель Сет Риггс. Он разработал метод вокальной постановки голоса через пение в речевой позиции. Автор методики говорит о том, что «не нужно работать специально над правильным дыханием, если сохраняется во время пения правильная поза и нет тенденции поднимать груди и плечи, чтобы сделать неглубокий вдох. Тем более не нужно делать специальных упражнений для укрепления мышц дыхательной системы. Для хорошего звука не нужно много воздуха. Когда певец уменьшает количество посылаемого на голосовые складки воздуха, то он помогает находящимся внутри гортани мышцам справиться с их работой потому, что поток воздуха не столь велик, чтобы в его удержании потребовалось их участие. Более легко и незаметно происходит переключение регистров. По методике С. Риггса, тренировать голос – значит научиться координировать и усилить мышцы гортани так, чтобы можно было петь в речевой позиции в широком динамическом и звуковысотном диапазонах.

 

Одной из наиболее интересных и прогрессивных методик современности является исследовательская работа в области постановки голоса и осознанного обучения певческим навыкам А.М. Кравченко. В книге «Секреты бельканто» многие положения являются в определенном смысле изобретением. Методы, предложенные автором книги, сокращают срок формирования полезных певческих навыков, обеспечивают защиту певческого голоса от переутомления, восстанавливают разрушенные голоса. Для выработки певческих навыков А.М. Кравченко предлагает упражнения, цель которых – активизация голосовых связок, работа головного резонатора, дающая ощущение полетности и звонкости голоса.

 

Подводя итог, хочется заметить, что в настоящее время существует масса различных вокальных методик, нередко взаимоисключающих одна другую, и каждый преподаватель волен выбрать любую из них, но при этом важно помнить, что неумелое использование даже «самой лучшей» методики может привести к порче детского голоса. Поэтому каждый начинающий педагог должен сначала подробно изучить ту методику, по которой собирается работать с детскими голосами, желательно у ее авторов и их последователей, чтобы учесть все тонкости и нюансы.


 

Верхняя форманта

Понижается на пиано и чрезмерном форте. При легком и звонком пении диапазон у детей развивается естественно спокойное жизненное дыхание соответствующим образом используется в пении: спокойный вдох и очень плавный выдох, равномерный, без судорог. Это нормальное смешанное дыхание имеет место у всех возрастов, с постепенным укреплением и большим углублением по мере развития. У детей, поющих легко и звонко, наиболее четкая дикция и наибольшая ровность и гибкость голоса. Таким образом, в процессе практической работы педагог должен всегда учитывать природу детского голоса, особенности строения певческого аппарата учащихся на разных возрастных этапах, а также бережно относиться к голосу и не допускать форсированного звучания или перенапряжения.


Вывод.

Таким образом, пройдя курс обучения вокалу ребёнок получит не только

определённые практические умения и навыки, но и неоценимый багаж исключительных знаний, значительно обогатит свой внутренний мир. Да и не секрет, что пение обладает ещё и оздоровительным эффектом. Ученые доказали, что вибрация голоса очень полезна для общего самочувствия: снижается восприимчивость к простудным заболеваниям, реже болит горло, поступление большого количества кислорода улучшает кровообращение всего организма, активизирует деятельность головного мозга: улучшается память, легче воспринимается любая информация. Следовательно, дети, которые регулярно занимаются пением, будут более активными и внимательными и на других занятиях, а также физически – более выносливыми. Не только дети, но и люди любых возрастов почувствуют себя гораздо лучше, выделив немного своего времени этому прекрасному виду искусства.

 

Начало работы.

Нужно исходить от наиболее оптимального звучания. Следует избегать предельных верхних и нижних нот, так как это требует определенного напряжения и дополнительных усилий. При этом также может мешать работа ненужных мышц, которыми ученик будет себе помогать.

Развитие голоса лучше начинать с центрального участка диапазона и давать такие упражнения, которые наиболее удобные. Большую роль в выявлении естественного тембра голоса играет гласный звук, который наиболее удобен ученику. Искусство пения с самого начала его освоения должно основываться на естественных функциях всего голосового аппарата. Звукообразование в пении должно формироваться также легко и естественно, как и в разговорной речи. Пение представляет собой сложный комплекс многих усилий и движений, в котором принимают участие многочисленные мышцы гортани, челюсти, языка, грудной клетки.

Задача педагога состоит в том, чтобы выработать у ученика как можно больше рефлексов, чтобы он понял, что пение составляет единое целое работы мышц дыхания, голосового аппарата. Но у каждого человека выработка условных рефлексов происходит на основе индивидуальности данной личности по законам высших форм нервно-психической деятельности: сознания, мышления. В процессе работы, тренировки голоса навыки становятся более автоматизированными. Голосовой аппарат должен работать как единое целое. Все его отдельные части: дыхание, гортань и артикуляционный аппарат в процессе пения влияют друг на друга. Правильный певческий звук может быть сформирован только тогда, когда все части голосового аппарата будут работать скоординировано.

 

Упражнения для начинающих.

Упражнения для начинающих должны быть несложными, так как внимание ученика будет полностью сосредоточено на голосообразовании, на новых ощущениях. При пении упражнений приводится в действие мышечная система голосового аппарата, то есть голос начинает «разогреваться». После чего ставится другая задача с выходом на другой уровень – пение legato, staccato и других штрихов, технических элементов.

 

При пении с самого начала необходимо следить за чистотой интонирования и точностью атаки звука. Следует сразу же обратить внимание ученика на музыкальное исполнение упражнений.

На первых уроках трудно сразу определить тип голоса, поэтому важно услышать, что более близко природе голоса. Важно обратить внимание на такие качества голоса, как тембр, на то, какой диапазон у ученика, какую тесситуру он может выдерживать. Но нельзя забывать о том, что тембр голоса у неопытного певца может легко деформироваться от подражания или неправильного пения, в какой-то период он может обмануть даже самый придирчивый слух. Помочь разрешить эту задачу в определенной степени могут переходные ноты.

У начинающих певцов они особенно неудобны и слышны. Кроме этого признака в определении типа голоса могут помочь так называемые примарные звуки, или звуки, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца.

Во время уроков необходимо сразу обращать внимание на внешние моменты, которые так же важны для правильного пения: как ученик стоит, как держит голову, не делает ли лишних движений, которые могут мешать при пении. Привычка к естественному, свободному и красивому с эстетической точки зрения положению корпуса, свободным рукам должна воспитываться с первых уроков. Излишнее напряжение приводит к зажатости и неестественному поведению во время пения. То же самое можно сказать о положении головы во время пения, которая так же должна быть свободна. Напряженное ее состояние в опущенном или поднятом положении приводит к напряжению мышц, не участвующих в пении, а это так же неблагоприятным образом отражается на голосе. Лицо во время пения должно выражать только содержание произведения, а не показывать все трудности процесса пения. Оно должно быть свободно от гримас, зажимов. Спокойное лицо, улыбка помогают в нахождении радостного состояния, важного для успеха в занятиях, но у каждого все должно быть индивидуально. Педагог должен следить за свободой шейной мускулатуры от напряжения и воспитывать естественное положение головы. Следует сразу пресекать неестественные движения, поднятия на носки и т.п. Плохие привычки укрепляются очень быстро, а избавиться от них порой очень трудно.

На начальном этапе обучения не следует сразу петь какие-либо произведения. Лучше заниматься упражнениями, а затем несложными вокализами. В зависимости от того, какие упражнения будут даваться ученику, в голосе будут вырабатываться те или иные качества. Необходимо сочетать упражнения различного характера: плавные, подвижные, legato, staccato и другие, то есть те, которые будут формировать кантилену, подвижность голоса.

Немаловажно пользоваться некоторыми методами воздействия на формирование голоса. Обычно, давая упражнение, ученику нужно рассказать, какой прием лучше здесь применить для правильного звукообразования. Также особыми достоинствами обладает показ педагогом (голосом) упражнений. Хороший, убедительный показ мобилизует ученика, помогает ему интуитивно найти нужные приемы. При этом ученик одновременно слышит и видит, как спеть данное упражнение, что порой вдохновляет его на преодоление трудностей. Показ действует на эмоциональную сферу, на органы чувств, а рассказ воздействует через слово, на сознание ученика. Показ формирует верное звучание голоса. Когда слуховой идеал воспитан, ученик ясно представляет себе, к чему следует стремиться. Но все это накладывает на педагога особые требования. Он должен обладать правильно поставленным певческим голосом. Каждый ученик должен понимать природу и специфику своего голоса, и перенимая у педагога нужные моменты звучания, не должен отходить от природных свойств своего голоса, своего тембра, не копировать своего педагога полностью.

Вообще перенапряжение голосового аппарата всегда негативно сказывается на тембре голоса. При этом голосовые связки начинают работать не в свойственном для них режиме. Стараются удержать непомерное воздушное давление, а не воспроизводить звук наибольшей красоты. На этот счет знаменитый педагог М.Гарсиа сказал так: «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда!»

Существует еще один метод воздействия на голос ученика – объяснение того или иного приема словом. Объяснение словом помогает ученику понять то, что требует от него педагог, но это объяснение должно быть точным и ясным. Все что говорит педагог, должно быть понятно и доступно ученику. Тут могут быть образные выражения, сравнения, ссылки на какие-то примеры и т.д.

Художественные произведения лучше давать начинающим певцам лишь после нескольких месяцев работы над упражнениями, когда они уже приобрели некоторые певческие навыки, вокальную технику, основы дыхания. При подборе музыкального произведения необходимо учитывать те же условия, что и при подборе вокализов. Но здесь также следует учитывать эмоционально-смысловую нагрузку произведения, технические и исполнительские трудности. Большую трудность может составить для ученика темп произведения. Медленный темп требует большого дыхания для исполнения музыкальных фраз. Быстрый темп – определенной технической подготовки. Необходимо исполнение всех динамических требований автора произведения. Определенную трудность на первых этапах может составить для ученика произношение слова. Оно может сбивать ученика, и это должен учитывать педагог при работе. Произведения должны подбираться так, чтобы ученик мог справиться со всеми задачами. Необходимо постепенно и последовательно повышать трудность произведений, так как если сразу петь сложное произведение, то можно задержать вокальный рост ученика. Произведения должны соответствовать возможностям ученика. Ученик должен осваивать методику работы над музыкальным произведением для того, чтобы осваивать разнообразный репертуар.

 


Певческое вибрато.

В зависимости от типа эмоции меняется амплитудная характеристика певческого вибрато. При выражении печали и особенно при спокойствии (безразличии) амплитуда певческого вибрато уменьшает свой размах. В отдельных случаях при спокойствии может наблюдаться полное отсутствие певческого вибрато. Звук голоса при этом становится «прямым». При радости и в еще большей степени при гневе размах амплитуды певческого вибрато заметно увеличивается. Для страха характерно нарушение периодичности в кривой вибрато.

Частотная характеристика певческого вибрато разных эмоциональных состояний певца тоже меняется. Наименьшая частота вибрато наблюдается при печали и спокойствии (5-6 Гц), при радости и гневе она немного увеличивается (6-7 Гц), а при выражении страха может резко возрасти (до 8 Гц), что и создает впечатление «дрожания» голоса.

 

Как известно, певческое вибрато для певца в основном произвольно управляемо. Это он может осознанно использовать в пении в соответствии с той или иной эмоциональной выразительностью.

 

Примерные программы для младших классов.

 

1. Абт Вокализ № 1

2. Абт Вокализ № 2

3. М. Красев «Осень»

4. Р.н.п. обр. А. Егорова «Не летай соловей»

5. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Во поле береза стояла»

6. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Ходила младешенька»

7. Немецкая народная песня обр. Потапенко «Гусята»

8. В. Калинников «Киска»

9. Моцарт – Флис «Колыбельная»

10. Ц. Кюи «Майский день»

11. Т. Попатенко «Котенок и щенок»

12. М. Красев «Летний вальс»

 

Примерные программы для старших классов.

 

Ιч.

1. Абт Вокализ № 10

2. Абт Вокализ № 14

3. Гендель Dignare

4. Бетховен «Пастушья песня»

5. А. Варламов «Горные вершины»

6. М. Глинка «Ты соловушка умолкни»

7. Р.н.п. обр. Локтева «Ой по над Волгой»

8. Ю. Чичков «Свирель да рожок»

9. Ф. Лей «История любви»

 

ΙΙч.

1. Абт Вокализ № 11

2. Абт Вокализ № 15

3. Дж. Перголези «Stabat Matеr № 3»

4. И. Брамс «Колыбельная»

5. А. Варламов «На заре ты ее не буди»

6. А. Яковлев «Зимний вечер»

7. Р.н.п. в обр. Шохина «Над полями да над чистыми»

8. А. Пахмутова «Русский вальс»

9. Л. Уэббер «Память»

 

Примерный репертуарный список.

1 класс:

1. М. Красев сл. М. Ивенсен «Осень»

2. Д. Васильев – Буглай сл. А. Плещеева «Осенняя песенка»

3. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной «Гуси»

4. В. Иванников сл. О. Фадеевой «Самая хорошая»

5. В. Калинников сл. народные «Тень-тень»

6. А. Филиппенко сл. Бойко «Новогодняя»

7. Т. Попатенко сл. М. Ивенсен «Урок»

8. З. Левина сл. Н. Некрасовой «Что нам осень принесет»

9. З. Левина сл. З. Петровой «Неваляшки»

10. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной «Веселый музыкант»

11. Е. Тиличеева сл. Абрамова «Березка»

12. А. Островский сл. З. Петровой «В зоопарке»

13. Р.н.п. обр. Римского-Корсакова «Во поле береза стояла»

14. Р.н.п. обр. Римского-Корсакова «Как у наших у ворот»

15. Р.н.п. обр. А. Егорова «Не летай соловей»

16. Польская нар. песня обр. М.Иорданского «Пение птиц»

17. Р.н.п. обр. А. Егорова «Андрей – воробей»

18. Белорусская нар. песня «Савка и Гришка»

19. Немецкая нар. песня «Весна»

 

2 класс:

1. Ю. Чичков сл. И. Мазнина «Осень».

2. Т. Попатенко сл. М. Ивенсен «Скворушка прощается»

3. Т. Попатенко сл. В. Викторова «Котенок и щенок»

4. М. Парцхаладзе сл. М. Пляцковского «Мамина песенка»

5. А. Лядов сл. народные «Колыбельная»

6. В. Калинников сл. народные «Киска»

7. И. Брамс «Петрушка»

8. Н. Римский – Корсаков «Проводы зимы»

9. М. Красев сл. Н. Френкель «Ландыш»

10. М. Раухвергер сл. О. Высотский «Красные маки»

11. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Ходила младешенька»

12. Р.н.п. обр. М. Иорданского «Как на тоненький ледок»

13. Немецкая народная песня обр. Попатенко «Гусята»

14. Р.н.п. обр Т. Бейдер «На горе-то калина»

15. Р.н.п. обр. Абрамского «Блины»

16. Болгарская нар. песня обр.М. Парцхаладзе «Свищет вьюга»

17. Р. Бойко сл. Ю. Островского «Мы с мамой»

18. Р.н.п. обр. Т. Попатенко «Котя - котенька коток»

19. Литовская песня «Добрый мельник»

20. Французская песня обр. Веккерлена «Пастушка»

21. Григ «Лесная песня»

22. А. Гурилев «Грусть девушки»

23. А. Гурилев «Сарафанчик»

24. В. Моцарт «Детские игры»

25. Л. Бетховен «Малиновка»

 

3 класс:

 

1. М. Иорданский сл. А. Пришельца «Песенка про чибиса»

2. П. Чайковский сл. А. Плещеева «Осень»

3. М. Красев сл. Н. Саконской «Летний вальс»

4. М. Раухвергер сл. Н. Саконской «Зимний праздник»

5. Р.н.п. «Посею лебеду на берегу»

6. Украинская песня «Журавель»

7. П. Чайковский сл. К. Аксакова «Детская песенка»

8. Р.н.п. обр. А. Луканина «Как пошли наши подружки»

9. Р.н.п. «Земелюшка чернозем»

10. И.С. Бах «За рекою старый дом»

11. Польская нар. песня «На заре»

12. Р.н.п. обр. Н. Римского – Корсакова «У меня ль во садочке»

13. Французская народная песня «Пастушья песня»

14. А. Спадавеккиа «Добрый жук»

15. Ю. Гурьев сл. Т. Бехлер «Маме»

16. Кубинская песня «Моя мама»

17. Французская песня обр. Веккерлена «Кадэ Руссель»

18. Французская песня обр. А. Локтева «Кораблик и юнга»

19. Индонезийская нар. песня «Прогулка с отцом»

20. А. Яковлев сл. А. Пушкина «Зимний вечер»

21. А. Варламов «Горные вершины»

22. А. Гурилев «Домик – крошечка»

23. М. Глинка «Не пой, красавица»

24. А. Даргомыжский «Юноша и дева»

25. А. Дюбук «Не брани меня, родная»

26. А. Шентермай «В ми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.015 с.)