тригонометрических функций в произведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

тригонометрических функций в произведение



 


         

sinα + sinβ = 2∙sin  ∙ cos    sinα - sinβ = 2∙sin  ∙ cos

cosα + cosβ = 2∙cos  ∙ cos      cosα - cosβ = - 2∙sin  ∙ sin

 

Задание 1: Вычислить по аналогии:

1) Cos105º+cos75º= =2∙cos  ∙ cos = = 2∙cos 15º ∙ cos 90º= = 2∙cos 15º ∙ 0=0   1) Sin105º - sin75º    
2) Sin300º + sin60º= =2∙sin  ∙ cos  = = 2∙sin 180º ∙ cos120º= =2∙0∙ cos120º=0 2) Cos105º + cos165º

Задание 2: Упростить:

1) sin (30° + α) + sin (30° — α)=

 

 

2) sin(π / 3 + α)— sin(π / 3 — α)=

 

 

Задание 3: Упростить выражения.

1) sin 12° • cos 18° + sin 18° • cos 12°;
2) sin 65° • sin 55° + cos 65° • cos 55°;
3) sin 4,25 • cos 1,11 — sin 1,11 • cos 4,25;
4) sin /7 • sin /21 — cos /7 • cos /21

5) sin α — sin (α + β) + cos α • cos (α + β);
6) sin (15° + α) • cos (15° — α) + sin (15° — α) • cos (15° + α).

Задание 4: Доказать тождества.

1) sin (α + β) + sin (α — β) = 2 sin α • cos β;
2) sin (α + β) — sin (α — β) = 2cos α • sin β.

3) cos (α — β) + cos (α + β) = 2 cos α • cos β;
4) cos (α — β) — cos (α + β) = 2 sin α • sin β.

5) sin (α + β) • sin (α — β) = sin2 α — sin2 β;
6) cos (α + β) • cos (α — β) = cos2 α — sin2 β.

 

Историческая справка

Тригонометрические функции (получившие название от греч. trigonon – треугольник и meteo – измеряю) играют огромную роль в математике и ее приложениях.

Исследованием тригонометрических функций практически занимались ещё древнегреческие математики, изучая взаимное изменение величин в геометрии и астрономии. Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках, по своей сути являющиеся тригонометрическими функциями, рассматривались уже в III в. до н.э. в работах Евклида, Архимеда, Аполлония и других ученых.

Учения о тригонометрических величинах получило развитие в VIII-XV вв. в странах Среднего и Ближнего Востока. Так, в IX в. в Багдаде аль-Хорезми составил первые таблицы синусов. Аль-Бузджани в X в. сформулировал теорему синусов и с её помощью построил таблицу синусов с интервалом 15’, в которой значения синусов приведены с точностью до 8-го десятичного знака. Ахмад-аль-Беруни в XI в. вместо деления радиуса на части при определении значений синуса и косинуса, сделанного до него Птоломеем, начал использовать окружность единичного радиуса. В первой половине XV в. аль-Каши создал тригонометрические таблицы с шагом 1’, которые последующие 250 лет были непревзойдёнными по точности. Самым крупным европейским представителем той эпохи, внесшим вклад в развитие исследования тригонометрических функций, считается Региомонтан.

В начале XVII в. в развитии тригонометрии наметилось новое направление – аналитическое. Если до этого учения о тригонометрических функциях строились на геометрической основе, то в XVII-XIX вв. тригонометрия постепенно вошла в состав математического анализа и стала широко использоваться в механике и технике, особенно при рассмотрении колебательных процессов и иных периодических явлений.

О свойствах периодичности тригонометрических функций знал ещё Ф. Виет. Швейцарский математик И. Бернулли (1642-1727) в своих работах начал применять символику тригонометрических функций. Однако близкую к принятой теперь ввел Л. Эйлер в 1748 г. в своей работе «Введение в анализ бесконечных». В ней он рассмотрел вопрос о знаках всех тригонометрических функций любого аргумента.

Тригонометрические функции Эйлер рассматривал как особые числа, называя их общим термином трансцендентные количества, получающиеся из круга.

В 19 в. дальнейшее развитие теории тригонометрических функций было продолжено в работах русского математика Н.Л.Лобачевского (1792-1856), а также в трудах других ученых, например в работах профессоров МГУ Д.Е. Меньшова и Н.К. Бари.

 

 

Тема 9. Функция у = sin х, её свойства и график

Основные свойства:

1) Область определения – множество R всех действительных чисел;

2) Множество значений – отрезок[-1;1];

3) Функция у=sinх – периодическая с периодом 2π, т.е. sin(х+2π)=sinх

4) Функция у=sinх - нечётная, т.е.sin(-х)=-sinх

5) Функция у=sinх:

возрастает на отрезках

убывает на отрезках

6) Функция у=sinх принимает

Наибольшее значение, равное 1, при х=

Наименьшее значение, равное –1, при х=-

Значение равное нулю, при х=

 

Задание 1: Изобразить график функции у=2+sinx

 

 


Тема 10. Функция у = cos х, её свойства и график

Основные свойства:

1) Область определения – множество R всех действительных чисел;

2) Множество значений – отрезок[-1;1];

3) Функция у=cosх – периодическая с периодом 2π, т.е. cos(х+2π)=cosх

4) Функция у=cosх чётная, т.е.cos(-х)=cosх

5) Функция у=cosх:

возрастает на отрезках

убывает на отрезках

6) Функция у=cosх принимает

Наибольшее значение, равное 1, при х=

Наименьшее значение, равное –1, при х=

Значение равное нулю, при х=

 

Задание 1: Изобразить график функции у=cos2x

 


Тема 10. Функция у = tg х, её свойства и график

Основные свойства:

1) Область определения – множество R всех действительных чисел, кроме чисел ;

2) Множество значений – множество R всех действительных чисел;

3) Функция у=tgх – периодическая с периодом π, т.е. tg(х+π)=tgх

4) Функция у=tgх нечётная, т.е.tg(-х)=-tgх

5) Функция у=tgх возрастает(убывает)  на интервалах ,

6) Функция у=tgх принимает значение равное нулю, при х=

 

 

Функция у = с tg х, её свойства и график

Основные свойства:

1) Область определения – множество R всех действительных чисел, кроме чисел ;

2) Множество значений – множество R всех действительных чисел;

3) Функция у=сtgх – периодическая с периодом π, т.е. сtg(х+π)=tgх

4) Функция у=сtgх нечётная, т.е.tg(-х)=-tgх

5) Функция у=сtgх возрастает (убывает)  на интервалах

,

6) Функция у=сtgх принимает значение равное нулю, при х=

 

Проверь себя!

1. Вычислить sinα,tgα, cos2α, если cosα=-  
2. Найти значение выражения:
1)cos135º
2)sin
3) tg
4)cos2 -sin2
3. Доказать тождество:
1) 3cos2α-sin2α+cos2α=2cos2α
2)
4. Упростить выражение:
1) sin(α-β)-sin( -α)sin(-β)
2)cos2(π-α)-cos2( -α)
3)2sinαcosβ+cos(α+β)

 

Контрольная работа

 

Уровень А:

1) Найти значение выражения:

а) cos +tg -sin

б) 2cos60º-tg45º

в) 2tg45º+5ctg270º-3sin180º

2) Найти остальные тригонометрические функции, если:


а) sinα= , 0<α<

б) cosα=-0,6, <α<π


3) Упростить:

а) sin2α-tgα∙ctgα+cos2α

б)

Уровень В:

 

1) Найти значение выражения:

а) 2cos + 4sin  -3ctg

б) cos100º+cos80º

2) Найти остальные тригонометрические функции, если:


а) cosα=- , π<α<

б) ctgα=5, <α<π


3) Упростить:

а) (tgα∙ctgα+tg2α)∙ sin2α

б) (1-cos2(-α))∙(1+tg2(-α))

Уровень С:

 

1) Найти значение выражения:

а) sin155º-sin25º

б) sin20º∙cos10º+cos20º∙sin10º

в) cos20º∙cos40º-sin20º∙sin40º

2) Найти остальные тригонометрические функции, если tgα=-4, <α<π


3) Упростить:

а)  

б)

в) sin4(-α)+cos2(-α)- cos4(-α)

 

Подготовка к Единому Государственному экзамену (ЕГЭ)

Прототипы задания В7

Задания по теме «Тригонометрические функции» В ЕГЭ – задачи на преобразование и вычисление  тригонометрических выражений. И 

2.
1.

Тренировочная работа №1

Задание В7: Найти значение выражения

Выражение

Ответ

1.1. 1.1.
               
1.2. 1.2.
               

 

1.3. 1.3.
               

 

1.4. 1.4.
               

 

1.5. 1.5.
               

 

1.6.   1.6.
               

 

1.7. 1.7.
               

 

1.8. 1.8.
               

 

1.9. 1.9.
               

 

1.10 1.10
               

 

Тренировочная работа №2

Задание В7: Найти значение выражения

Выражение

Ответ

2.1. 2.1.
               
2.2. 2.2.
               

 

2.3. 2.3.
               

 

2.4. 2.4.
               

 

2.5. Найдите значение выражения , если 2.5.
               

 

2.6. 2.6.
               

 

2.7. 2.7.
               

 

2.8. 2.8.
               

 

2.9. 2.9.
               

 

2.10 2.10
               

 

Учебно – методическое обеспечение дисциплины

Учебники:

ü «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И., М:Просвещение;

ü «Алгебра и начала анализа 10класс» Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И., М:Мнемозина;

 

Дополнительные источники:

Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.

Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004.

Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.

Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003.

Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003.

Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.

Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003.

Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.

Интернет-ресурсы:

www.ege66.ru

www.edu.ru

www.uraledu.ru

www.minobraz.ru

www.mathtest.ru

www.allmatematika.ru

www.ega-math.narod.ru

www1.ege.edu.ru/online-testing/math/

www.mathnet.spb.ru

www.exponenta.ru/

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.097 с.)