Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»,   РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 г. Боровичи, 2021

 

Пояснительная записка

 

 Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 4, реализующая образовательную     программу     дошкольного образования (далее - Программа воспитания), разработана в исполнении требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся дошкольного возраста предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным   учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.

ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон): «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].

 Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

 В основе процесса воспитания детей в ОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом  выпускника  и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражено взаимодействие всех участников образовательных отношений (далее - ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы при реализации ООП ДО:

· Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

· Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

· Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

· Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

· Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

· Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

В  части, формируемой участниками образовательных отношений, целью Программы воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, с углублённой работой по здоровьесберегающему и коммуникативному направлениям в работе с дошкольниками; с использованием регионального компонента содержания образования.

Задачи:

•   патриотическое воспитание и образование дошкольников: воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родины; 

•   организация преемственности дошкольного образования и начального общего образования;

•   взаимодействие с социокультурным окружением с целью обогащения представлений детей об окружающем мире;

•   взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников через организацию клубной деятельности;

•   укреплению психологического и физического здоровья воспитанников (в адаптационный период и на протяжении всего периода дошкольного возраста);

•   приобщение детей к истокам истории через организацию мини-музеев в Учреждении;

•   приобщение дошкольников к удивительному миру природы через организацию образовательной деятельности на Экологической тропе;

•   развитие речи дошкольников в образовательной деятельности и приобщение к удивительному миру книги.

    Региональный компонент включает знакомство дошкольников с семьёй, историей, культурой, природным окружением города Боровичи и Россией. Содержание приоритетных направлений, относящихся к Региональному компоненту, реализуется в виде интегрированных комплексно – тематических проектов. Период и длительность реализации проектов определяется ситуацией в жизнедеятельности групп и Учреждения.       

Педагогический коллектив структурного подразделения МАОУ СОШ № 4  дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей - социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Целевой раздел

1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

Цель Программы воспитания

 

Общая цель воспитания в ОО при реализации ООП ДО - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.[2]

 

Социокультурный контекст

Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания. 

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

 

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

-   познавательное развитие;

-   речевое развитие;

-   художественно-эстетическое развитие;

-   физическое развитие.

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

 

Основные понятия, используемые в Программе воспитания

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Образовательная ситуация - точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

Образовательная среда — социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.

Общность - устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность - это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).

Портрет ребенка - это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.

Социокультурные ценности - основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

Субъектность - социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.

Приложение 1

 

 

Примерный календарный план воспитательной работы (событий) в структурных подразделениях,

реализующих ООП ДО

на 2021-2022 учебный год

 

Ценности

Направление воспитания

 

Патриотическое

Социальное Познавательное Физическое и оздоровительное Трудовое

Этико-эстетическое

 

Родина, природа

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Знание

Здоровье

Труд

Культура и красота

Месяц  
сентябрь

Международный день чистого воздуха –

Сентября

 

Международный день мира –

Сентября

Всероссийский праздник

«День знаний» - 1 сентября

Всемирный день туризма -27 сентября День парикмахера- 13 сентября   День воспитателя и всех дошкольных работников – 27 сентября

Всемирный день красоты – 9 сентября

 
октябрь

Международный день защиты животных –

Октября

Всемирный день хлеба

Октября

День добра и уважения (Международный день пожилых людей) – 1 октября   Всемирный день улыбки – 1 октября  Всемирный день яйца - 8 октября День детского здоровья – 1 октября Всемирный день зрения – 14 октября Всемирный день чистых рук – 15 октября День учителя – 5 октября День  повара - 20 октября День автомобилиста 31 октября

Международный день музыки –

  1 октября

 

 

 

Ноябрь

День народного единства –

  4 ноября

 

Синичкин день – 12 ноября

 

  Всемирный день домашних животных –

Ноября

Всемирный день доброты – 13 ноября

 

Международный день толерантности - 16 ноября

 

Всемирный день приветствий- 21 ноября

День МАТЕРИ в России –

Ноября

День пуговиц – 16 ноября

 

День рождения ДЕДА МОРОЗА –

Ноября

День словарей и энциклопедий – 22 ноября

День мостов – 29 ноября

Всемирный день здорового питания –

Октября

120 лет со дня рождения ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА ЧАРУШИНА (1901–1965), русского детского писателя, художника – иллюстратора - 11 ноября

Международный День логопеда – 14 ноября

Международный День дефектолога -

Ноября

Всемирный день телевидения - 21 ноября

Всемирный день рукоделия – 16 ноября

 

Всероссийская неделя «Театр и дети» -

Ноября - 30 ноября

День зубной щетки – 1 ноября

Декабрь

Международный день инвалидов – 3 декабря Международный день объятий – 4 ноября Международный день прав человека – 10 декабря День рождения компьютерной мыши – 9 декабря   Международный день кино - 28 декабря   Международный день художника – 8 декабря   Всемирный день детского телевидения и радиовещания - 12 декабря  

 

 

проект «Новогодние фантазии» (Новогодний праздник) – 13-30 декабря

 

 
январь День рождения детского сада  № 12 «Звёздочка» - 18 января (1988г.)

Международный день «спасибо» -

Января

Международный день объятий

Января

 День детских изобретений - 17 января Всемирный день снега (Международный день зимних видов спорта) - 16 января  

День Русской Матрешки –

Января

 

Рождественские колядки – 11-19 января

Февраль

День защиты морских млекопитающих – 19 февраля Международный день родного языка – 20 февраля

Международный день книгодарения - 14 февраля

День спонтанного проявления доброты (День добра) –

Февраля

  XXIV Зимние Олимпийские игры в Китае (Пекин) – 04-20 февраля  

Ярмарка народных промыслов-

Февраля

 

 

 

Международный день стоматолога; День зубной боли (очень важно научиться заботиться о наших зубах так, чтобы её никогда не было) –

Февраля

 

 

 День защитника Отечества - 23 февраля

 

 

 

Март

Всемирный день кошек (в России)–  1 марта Международный день рек – 14 марта Международный день леса - 21 марта  Всемирный день водных ресурсов – 22 марта

Международный день счастья –

Марта

  Всемирный день слуха – 3 марта Международный день сна – 18 марта Всемирный день писателя – 3 марта   Сороки (Жаворонки) - 22 марта

 Масленичная неделя –

Февраля – 6 марта

 

 Всемирный день чтения вслух –

Марта

Всемирный день поэзии - 21 марта

Неделя детской книги

Марта

Международный день театра

Марта

 

Международный женский день - 8 марта

 

 
   

 

   

 140 лет со дня рождения КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО, детского писателя (1882-1969) -

Марта

 

Апрель

Международный день птиц - 1 апреля Всемирный день авиации и космонавтики - 12 апреля День Земли – 22 апреля

День смеха

Апреля

 

Международный день супа – 5 апреля День витамина С –  4 апреля   Всемирный день здоровья - 7 апреля Всемирная неделя иммунизации – 24 апреля

Международный день детской книги. Отмечается в день рождения великого датского сказочника ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА -2 апреля

Международный день танца - 29 апреля

 

 
 

 

   

День работников скорой помощи – 18 апреля

День пожарной охраны –

Апреля

   

Май

День весны и труда - 1 мая

День Победы – 9 мая День города Боровичи – 28 мая

 

Международный день музеев – 18 мая Международный день чая -21 мая Международный день мытья рук – 5 мая День движения для здоровья – 10 мая Общероссийский день библиотек -27 мая

 

Июнь

День защиты детей – 1 июня

Всемирный день велосипеда – 3 июня

 

Пушкинский день в России (День русского языка) –

  6 июня

День балалайки — международный праздник музыкантов-народников – 23 июня

 
День России – 12 июня Всемирный день ветра – 15 июня День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны –  22 июня

Международный день друзей – 9июня

Всемирный день мороженого – 9 июня День швейной машинки – 13 июня День изобретателя и рационализатора в России – 26 июня День здорового питания – 2 июня Международный День Йоги – 21 июня   Международный Олимпийский день - 23 июня День крановщика – 4 июня День медицинского работника- 19 июня  
июль  

Всероссийский день семьи, любви и верности –

Июля

Международный день дружбы –

Июля

  Международный день заботы о себе – 24 июля День ГБДД (ГАИ) 3 июля   День российской почты – 10 июля

 

 

Август

День Государственного флага РФ – 22 августа     День строителя – 14 августа  
   

День физкультурника

Августа

 

 
                   

 

 


[1] п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[2] ООП ДО МАОУ СОШ № 4, стр. 3-5

[3] ООП ДО МАОУ СОШ № 4, Приложение 2

[4] ООП ДО МАОУ СОШ № 4, Приложение 3

[5] ООП ДО МАОУ СОШ № 4 - 2.6. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса

[6] ООП ДО МАОУ СОШ № 4. 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

[7] ООП ДО МАОУ СОШ № 4. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

[8] ООП ДО МАОУ СОШ № 4. Раздел 2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

[9] ООП ДО МАОУ СОШ № 4. Раздел 3.5 Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды

[10] ООП ДО МАОУ СОШ № 4

[11] Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»,   РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 г. Боровичи, 2021

 

Пояснительная записка

 

 Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 4, реализующая образовательную     программу     дошкольного образования (далее - Программа воспитания), разработана в исполнении требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся дошкольного возраста предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным   учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.

ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон): «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].

 Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

 В основе процесса воспитания детей в ОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом  выпускника  и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражено взаимодействие всех участников образовательных отношений (далее - ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы при реализации ООП ДО:

· Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

· Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

· Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

· Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

· Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

· Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

В  части, формируемой участниками образовательных отношений, целью Программы воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, с углублённой работой по здоровьесберегающему и коммуникативному направлениям в работе с дошкольниками; с использованием регионального компонента содержания образования.

Задачи:

•   патриотическое воспитание и образование дошкольников: воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родины; 

•   организация преемственности дошкольного образования и начального общего образования;

•   взаимодействие с социокультурным окружением с целью обогащения представлений детей об окружающем мире;

•   взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников через организацию клубной деятельности;

•   укреплению психологического и физического здоровья воспитанников (в адаптационный период и на протяжении всего периода дошкольного возраста);

•   приобщение детей к истокам истории через организацию мини-музеев в Учреждении;

•   приобщение дошкольников к удивительному миру природы через организацию образовательной деятельности на Экологической тропе;

•   развитие речи дошкольников в образовательной деятельности и приобщение к удивительному миру книги.

    Региональный компонент включает знакомство дошкольников с семьёй, историей, культурой, природным окружением города Боровичи и Россией. Содержание приоритетных направлений, относящихся к Региональному компоненту, реализуется в виде интегрированных комплексно – тематических проектов. Период и длительность реализации проектов определяется ситуацией в жизнедеятельности групп и Учреждения.       

Педагогический коллектив структурного подразделения МАОУ СОШ № 4  дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей - социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Целевой раздел

1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

Цель Программы воспитания

 

Общая цель воспитания в ОО при реализации ООП ДО - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.[2]

 

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012   г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

-   Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

-   Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

-   Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

-   Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

-   Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

-   Принцип совместной деятельности ребенка и взросло го. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-   Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно -этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.1.3.    Уклад образовательной организации

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ОО.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

 

1.1.4. Воспитывающая среда образовательной организации



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.188 с.)