В старшей группе.
Задачи:
Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса». Предупреждающие знаки – «Дети». Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка». Знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу». Знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Показатели развития:
Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Сентябрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Дорога и ее элементы».
1.«Улица». Цель: выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
2.Дидактическая игра «Улица, на которой расположен наш детский сад». Учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.
3. Чтение художественных произведений С. Михалков «Моя улица».
4.Рисование «Наш город». Цель: Вызвать интерес к родному городу, эмоциональный отклик.
|
Октябрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).
1.Дидактические игры: «Транспорт», «Какие бывают автомобили». Цель: закрепить знания о различных видах транспортных средств, безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках. Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой.
3. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Развивать у детей знания правил для пешеходов через художественное слово, закреплять знания о дорожных знаков, полученных ранее.
4. Развлечение для детей «Правила движения достойны уважения».
|
Ноябрь.
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
«Светофор».
1. Дидактическая игра «Веселый светофор». Закреплять знания о видах специального транспорта, его назначении и знания о правилах безопасности на дорогах.
2. Чтение художественных произведений А. Северный «Светофор». Через художественные произведения закреплять знания ПДД.
3. Практические занятия на макете «Улица» с использованием мелких игрушек, знаков дорожного движения.
4. Рисование «Светофоры на улицах города».
|
Декабрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Правила перехода проезжей части дороги.
1.Дидактическая игра: «Правила поведения пешеходов и пассажиров». Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте, развивать стремление правильно вести себя в транспорте и на улице. 2. Решение проблемных ситуаций с нарушением правил дорожного движения. Решение проблемной ситуации: как нужно перейти через дорогу, если нет подземного перехода. Учить правильно переходить улицу.
3. Художественная литература: заучивание стихотворения «Вот городская улица… из книги «Азбука маленького пешехода».
4. Аппликация «Светофоры для транспорта и для пешеходов».
|
Январь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Дорожные знаки».
1.Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков». Продолжать знакомство с дорожными знаками. Закрепить знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Проход закрыт», «Пункт питания», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Внимание! Дети».
2. Дидактическая игра: «Знаки сервиса». Цель: познакомить детей с некоторыми знаками сервиса, дать представление об их значении на дороге.
3. Конкурс «Знай дорожные знаки». Стихи - загадки отгадать нарисовать соответствующий знак.
|
Февраль
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
«Сигналы регулировщика».
1.«Влиятельная палочка». Цель: дать начальное представление о работе милиционера - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты.
2. Дидактическая игра: «О чем сигналит регулировщик». Цель: развивать у детей наблюдательность, учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика, развивать у детей внимание память.
3. Практические занятия: «Что ты будешь делать, если….». Формировать самостоятельность и ответственность, связанные с переходом улицы. Учить выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада.
4. Игры с макетом перекрестка. Закреплять знания о двустороннем движении, о правилах дорожной безопасности. Учит выполнять действия за водителя, милиционера на макете перекрестка.
|
Март
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
«Перекресток».
1. Беседа «Сведения о дорогах». Дать детям понятие перекресток. Закреплять знания о названиях улиц города.
2. Дидактическая игра: «Перекресток». Цель: уточнить знания о перекрестке, познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток. Закреплять правила поведения на проезжей части.
3. Чтение художественных произведений Н. Кончаловский «Самокат», В. Семернин «Запрещается - разрешается». Через художественные произведения закреплять знания о ПДД.
4. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак».
|
Апрель
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
1. «Уважайте светофор». Цель: закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей.
2.Дидактическая игра «Законы улиц и дорог». Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.
3. Пазлы «Собери знак». Цель: развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание, закрепить знание дорожных знаков. Конкурс среди родителей «Составление кроссворда по правилам дорожного движения».
4. Дидактическая игра «Дидактический светофор». Цель: закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора, развивать творческое мышление, внимание. Учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональным состоянием
(красный цвет сердится, а зеленый улыбается).
|
Май
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Практические игры по правилам дорожного движения.
1. «Улица». Цель: выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица).
2. «Правила для велосипедистов». Цель: Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов. Расширять представления детей о средствах передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
3. Чтение Н. Калинина «Машины».
4. Развлечение: «Самый внимательный и сообразительный».
|
| Всего: 35занятий
|
Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в подготовительной группе.
Задачи:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения.