Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (пантюхина Г. В. , печора К. Л. , фрухт Э. Л. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (пантюхина Г. В. , печора К. Л. , фрухт Э. Л. )



Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)

ДНЕЙ

Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал — погремушка с шаром (диаметр 5 — 10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40 — 50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 — 3 раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза.

Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.

Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 — 40 см 2 — 3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу).

Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном колокольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

ДНЕЙ

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.

Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5 — 10 с.

Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.

Материал — погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не реагирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно 2 — 3 раза похлопать в ладоши.

Поведение ребенка: через 5 — 15 с успокаивается. Движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10 — 15 с.

МЕСЯЦ

Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета.

Материал — яркая игрушка (без звука).

Методика выявления: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20 — 30 см на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, «то внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.

Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

МЕСЯЦА

МЕСЯЦА

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке).

Материал — яркая звучащая погремушка.

Методика выявления (проверяют только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикальном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикальном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.

Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

МЕСЯЦА

МЕСЯЦЕВ

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Методика выявления: ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.

В доме ребенка рекомендуется при проверке развития у детей способности различать вызывать узнавание взрослых, наиболее часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).

Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незнакомого.

Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.

Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реагирует на знакомых и незнакомых.

МЕСЯЦЕВ

1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имена.

Методика выявления: ребенок лежит на спине или животе. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, резко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его 2 раза с паузой 1 — 2 с, затем после паузы 2 — 3 с — имя ребенка и после паузы — опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2. Движения руки и действия с предметами: уверенно Г»ерет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Материал — 2 — 3 яркие погремушки, удобные для захватывания.

Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребенком, перед ним или немного сбоку — справа и слева в пределах досягаемости, не касаясь рук, кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса и не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле его зрения, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы он мог коснуться их.

Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

3. Движения общие: переворачивается с живота на спину. Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на живот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ногу, приподнимают его грудь и голову, помогают лечь на бок, если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивается на спину, проверка развития умения прекращается.

Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, умеет ли ребенок сам переворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.

4. Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы; передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то ее приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой рукой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки подползти проверка умения прекращается.

Просят взрослого рассказать, как ребенок передвигается, лежа на животе.

Поведение ребенка: в течение 3 — 5 с смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

Взрослый положительно отвечает на вопрос и рассказывает, как передвигается ребенок.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги.

Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в любой позе, наблюдают 20 — 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не произносит хотя бы один слог, с ним "перекликаются", вызывая подражание какому-либо одному слогу.

Если ребенок спонтанно не произносит звуки, спрашивают мать, какие звуки или слоги произносит ребенок, произносит ли такие слоги, как "ма", "ба", или другие. Просят привести пример.

Поведение ребенка: однократно или редко произносит какой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.

6. Навыки и умения в процессах: хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Методика выявления: ситуация естественная (во время кормления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с соответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ребенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка.

Лицу, сопровождающему ребенка, задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами или ждет, когда вложат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.

7. Поведение ребенка: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.

Взрослый утвердительно отвечает на первые два вопроса; пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Материал — глубокое блюдце или неглубокая широкая чашка (пиала).

Методика выявления: ситуация естественная (во время кормления). Ребенок на руках у взрослого в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с небольшим количеством жидкой пищи (40 — 50 г), сопровождая свои действия предложением пить.

Поведение ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

МЕСЯЦЕВ

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.

Материал — погремушка или другая яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.

Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, какие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.

Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый привлекает внимание к игрушке — гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает.

Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).

Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.

2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал — яркая звучащая игрушка (устойчивая).

Методика выявления: внимание лежащего на животе ребенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягаемости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ребенком не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игрушку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение, взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно показав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребенку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.

Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашивают у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребенок на животе, как он передвигается, может ли он ползать долго, быстро, менять направление.

Поведение ребенка: сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, характеризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос: "Где?" — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

Материал — озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.),стоящая на постоянном месте.

Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают: "Где...?" (повторяют 2 — 3 раза).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее, спрашивает: "Где...?" — и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где...?" После паузы (25 — 30 с), поместив ребенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игрушке, опять спрашивает: "Где...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.

Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрослого, сопровождающего ребенка, понимает ли он название какого-либо предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли он глазами то, что он называет.

Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

МЕСЯЦЕВ

МЕСЯЦЕВ

МЕСЯЦЕВ

МЕСЯЦЕВ

1. Эмоции и социальное поведение: радуется приходу детей.

Методика выявления: взрослый в течение 20 мин наблюдает за ребенком, который бодрствует на полу, в привычном для него месте, во время подъема детей после сна, в конце кормления.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на приход других детей, взрослый провоцирует его: он радостно приветствует пришедшего ребенка, берет его за руку, дает игрушку. Если после этого поведение ребенка не меняется, проверка прекращается.

Поведение ребенка: радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер); избирательное отношение к детям.

Методика выявления: взрослый наблюдает за поведением ребенка, бодрствующего среди детей, в течение 20 мин.

Поведение ребенка: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.

2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).

Материал — стержень, прикрепленный к столу, или стержень пирамиды и два-три кольца с большими отверстиями, два-три кирпичика (10x5x2 см); стол с отверстиями и грибочками, скат с двумя-тремя шарами (диаметр — 5 — 6 см), кастрюля с крышкой (из детского набора) и с игрушкой внутри.

Методика выявления: взрослый подводит ребенка к столу-барьеру, к столу или ящику с игрушками и наблюдает за ним в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок использует игрушки не по назначению, ему дают материал и предлагают: "Сними, открой, вынь, покатай, надень, закрой, вложи, наложи" (можно показать одно действие).

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, чем играет ребенок, как играет, что делает с игрушками, может ли выполнить действие по ее просьбе.

Поведение ребенка: сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.

Взрослый перечисляет предметы быта и игрушки, которыми играет ребенок, и рассказывает, как он играет. Может все делать по просьбе взрослого.

3. Движения общие: стоит самостоятельно.

Методика выявления: ребенка ставят около опоры и отходят, наблюдают 3 — 5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок держится за опору и стоит не отрываясь от нее, взрослый берет его за руку и отводит от опоры на два-три шага, останавливается и отпускает руку ребенка, разговаривает с ним.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, падает ли ребенок, если его ставят на пол без опоры, как долго он может стоять без опоры.

Поведение ребенка: отрывается от опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют.

Взрослый отвечает, что ребенок не падает, если его ставят без поддержки, стоит долго; делает первые самостоятельные шаги.

Методика выявления: наблюдают за ребенком, стоящим у опоры, в течение 10 мин или зовут его, побуждая отойти от опоры.

Если нет условий для проверки, задают вопросы взрослому, может ли ребенок из положения стоя сделать шаг вперед без поддержки или опоры, может ли сделать два-три шага самостоятельно.

Поведение ребенка: отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.

4. Понимание речи: по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.).

Материал — игрушки, находящиеся в пользовании у ребенка, — кукла, собака, кошка, кукольная посуда (блюдце, чашка).

Методика выявления: ребенку предлагают без показа покормить собачку, поводить куклу, инструкцию повторяют 2 раза и наблюдают около 5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не взял игрушку и не выполнил задачу, взрослый ставит игрушку перед ним и просит: "Поводи куклу, покорми собачку", затем взрослый показывает: "Ешь, собачка" или "Пей, собачка" (поит из блюдца), а потом предлагает ребенку: "Покорми куклу".

Поведение ребенка: по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия; появляются первые обобщения в понимаемой речи; по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.

Материал — разные по внешнему виду (окраске, размеру) два мяча, две разные куклы. Названия игрушек знакомы ребенку.

Методика выявления: игрушки располагают среди других предметов. Ребенка, не занятого игрой, спрашивают: "Где кукла? Где еще кукла? Где мяч? Где еще мяч?" — или просят: "Найди мяч, дай мне мяч, дай еще мяч".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет просьбу, взрослый находит мяч, показывает ребенку и называет его, просит: "Найди еще мяч, где еще мяч?"

Если ребенок не знает предлагаемые игрушки, спрашивают взрослого, названия каких предметов, находящихся в кабинете, понимает ребенок. Спрашивают, например: "Где огонек (лампа)? Где еще огонек?"

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, просят ли ребенка находить огонек (лампу) во всех помещениях, находить несколько машин, кукол среди игрушек или другое, как ребенок выполняет просьбы.

Поведение ребенка: находит две-три игрушки одного вида и дает их.

Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос и рассказывает, что ребенок, где бы ни находился, ищет огонек или по просьбе находит и приносит несколько каких-либо игрушек одного вида.

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например: "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.

Материал — игрушки, знакомые ребенку и часто называемые взрослым.

Методика выявления: наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не произносит слова, взрослый вызывает его на подражание: "Ля-ля, смотри, это ля-ля. Ай, нет ля-ли, спряталась! Позови ля-лю!" — задает вопрос: "Что это?" — сам же отвечает: "Машина — би-би, скажи: би-би. Скажи: дай". Каждую инструкцию повторяют 2 — 3 раза с паузами.

Спрашивают у взрослого, произносит ли ребенок отдельные слова, обозначает ли ими что-нибудь, просят привести пример.

Поведение ребенка: во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

Взрослый отвечает утвердительно на первые два вопроса, приводит примеры одного-двух произносимых ребенком слов.

12 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).

Материал — деревянный кубик 5x5x5 см (4x4x4 см), деревянный кирпичик 2x5x8 см (1x4x7 см), одинаково окрашенные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.

Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпичик? Дай мне кубик, дай кирпичик".

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где кубик?" — и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребенка: "Покажи, где кирпичик". Берет кирпичик и дает ребенку: "На, возьми кирпичик. Дай мне кирпичик. А где кубик?"

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик; узнает на фотографии знакомого взрослого, мать.

Материал — фотография (3x5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка — сотрудника группы).

Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Покажи, где мама?" — или: "Где Анна Павловна?" (повторяют 2 — 3 раза).

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

2. Эмоции и социальное поведение: протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.

Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" — и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.

Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча; ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку: "Смотрите, собачка. — И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). — Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А! Вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а потом спрашивает наблюдаемого ребенка: "Где мишка? Найди мишку".

Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.

3. Действия с предметами: самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.)

Материал — игрушки, находящиеся обычно в пользовании ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Если ребенок не играет, создают подсказывающую ситуацию. Перед ним ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать: "Покорми, покатай" и т.д.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.

Если ребенок не играет, спрашивают у взрослого, какие у него игрушки, как он играет с куклой, собачкой.

Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками.

Взрослый рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет (соответственно показателю 12 мес); переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.).

Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака.

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, покатай куклу, повози собачку." После этого можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.

Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.

4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры).

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).

Если нет условий для проверки, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.

Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до З м.

Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос. Рассказывает, как он ходит и что проходит до 3 м.

5. Понимание речи: понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").

Материал — игрушки, которые постоянно находятся в пользовании ребенка, названия которых он знает, или предметы его одежды.

Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, закрыть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).

Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают лицо, сопровождающее ребенка, просят ли ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок просьбы.

Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.); понимает слово "нельзя" (прекращает действие).

Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2 — 3 раза. Не допускается называть действия и предметы (например: "Поставь чашку, не трогай") или непосредственно воздействовать на ребенка — прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.

Спрашивают взрослого, если ребенок выполняет нежелательные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу или при повторном запрете.

Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать).

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекращает действие; некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.

Материал — игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.

Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений; по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Материал — игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.

Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай ля-лю, бай-бай", ставят собачку и тарелочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и говорят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

6. Активная речь: легко подражает новым слогам.

Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.

Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20 — 30 с) побуждает его к подражанию новым звукам, если лепечет ребенок, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.

Спрашивают у взрослого, перекликаются ли с ребенком, произносит ли он повторно новые слоги, их разные сочетания.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.

Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса; произносит пять — десять облегченных слов.

Материал — игрушки, названия которых ребенок повторяет.

Методика выявления: проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"

Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 5 — 6 с предлагают: "Скажи: ля-ля; скажи: киса — кс-кс; скажи: собачка — ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи: топ-топ". Показывают игрушку, вызывают к ней интерес, предлагают: "Попроси, скажи: "дай-дай. Дай мне мяч, скажи: на".

Спрашивают у взрослого, говорит ли ребенок, как он называет предметы.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова: "дай, так, топ-топ" и др. — при показе игрушек, называет их облегченными словами сам или повторяя названия завзрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок, что называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражаний.

7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет).

Материал — широкая чашка, до 100 г жидкости.

Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами: "Возьми чашку, бери, держи, пей" — вкладывает ее в его руки. Слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.

Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, дают ли ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.

Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

Приложение №1

Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)

ДНЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.134 с.)