Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные экономические проблемы современной России

Поиск

·Неравномерность развития различных секторов экономики, а также регионов страны.

·Монополизация ряда секторов экономики, трудность развития среднего и малого бизнеса.

·Коррупированность чиновников.

·Инфляционные процессы.

·Недостаточно высокая производительность труда. Причины: неэффективная организация труда, устаревшие технологии производства, дефицит профессиональной рабочей силы и другие.

·Недостаточный уровень жизни населения страны.

·Некоторая зависимость экономики от сырьевого экспорта.

·Недостаточный уровень внешних и внутренних инвестиций.

·Сравнительно малая доля обрабатывающих отраслей промышленности.

Данные негативные явления в экономике накапливались предыдущими десятилетиями. В одночасье их решить, конечно, невозможно. Однако государство проводит серьёзные меры по дальнейшему развитию экономики: антимонопольное законодательство, поддержка конкуренции, борьба с коррупцией, поддержка мелкого и среднего бизнеса и др. Подробно об этом будет вестись речь в лекции по теме «Роль государства в экономике».

Таким образом, экономическая система России сочетает в себе рыночные механизмы с её более гибкими способами управления, с государственным регулированием, планированием, которое, проводимое компетентными людьми, учитывающими все изменения, происходящие в стране, способно значительно развить экономику государства, решать социальные проблемы.

На сегодняшний день российская экономическая система развита довольно высоко. Однако и потенциал в ней имеет просто огромный. Возможностей для дальнейшего совершенствования, модернизации и развития — множество. Это сильное, экономически мощное государство, стоящее в одном ряду с ведущими мировыми странами.

 1.6. Экономические школы

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ. Экономические школы

1. Меркантилизм (5-конец 17 в.) Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли. Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации. Их девиз: меньше покупать, больше продавать. Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм). Представители: Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии», 1615 г.)Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

2.Физиократы (2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство. Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их. А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём. Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

3. Классическая политическая экономия (18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал. Считали что главная сфера в экономике — производство. Впервые сформулировали экономические законы. Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему («невидимая рука рынка», по Смиту). Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование. Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность. Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление. К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы. Представители: А. Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

4. Марксизм (сер.19 в.) – К. Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций. В основе развития общества лежит материальное производство. Представители: К.Маркс («Капитал»)

5. Мальтузианство (конец 18- 1 четверть 19 в.) - Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы. Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием. Представитель: Томас Мальту «Очерк о законе народонаселения».

6. Маржинализм («школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века. Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости. Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя. Существует иерархия потребностей. Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей. Выбор потребителей зависит от степени значимости блага. Представители: У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии»), К.Менгер(«Основания политической экономии»).

7.Неоклассическая политическая экономия. Это ведущее направление в современной экономической теории. Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику. Основная категория экономки – полезность. Они изложили теорию издержек производства. Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса. Представители: А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

8. Кейнсианство (30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики. Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

9. Монетаризм (50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег. Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность. Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП. Рыночное хозяйство стремится к стабильности. Представители: Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

10. Институционализм (70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.). Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений. Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов. Представители: Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

11. Русская экономическая школа. Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений;

Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.008 с.)