Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные экономические проблемы современной России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
·Неравномерность развития различных секторов экономики, а также регионов страны. ·Монополизация ряда секторов экономики, трудность развития среднего и малого бизнеса. ·Коррупированность чиновников. ·Инфляционные процессы. ·Недостаточно высокая производительность труда. Причины: неэффективная организация труда, устаревшие технологии производства, дефицит профессиональной рабочей силы и другие. ·Недостаточный уровень жизни населения страны. ·Некоторая зависимость экономики от сырьевого экспорта. ·Недостаточный уровень внешних и внутренних инвестиций. ·Сравнительно малая доля обрабатывающих отраслей промышленности. Данные негативные явления в экономике накапливались предыдущими десятилетиями. В одночасье их решить, конечно, невозможно. Однако государство проводит серьёзные меры по дальнейшему развитию экономики: антимонопольное законодательство, поддержка конкуренции, борьба с коррупцией, поддержка мелкого и среднего бизнеса и др. Подробно об этом будет вестись речь в лекции по теме «Роль государства в экономике». Таким образом, экономическая система России сочетает в себе рыночные механизмы с её более гибкими способами управления, с государственным регулированием, планированием, которое, проводимое компетентными людьми, учитывающими все изменения, происходящие в стране, способно значительно развить экономику государства, решать социальные проблемы. На сегодняшний день российская экономическая система развита довольно высоко. Однако и потенциал в ней имеет просто огромный. Возможностей для дальнейшего совершенствования, модернизации и развития — множество. Это сильное, экономически мощное государство, стоящее в одном ряду с ведущими мировыми странами. 1.6. Экономические школы Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы. Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества. Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить. В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство. Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ. Экономические школы 1. Меркантилизм (5-конец 17 в.) Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли. Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации. Их девиз: меньше покупать, больше продавать. Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм). Представители: Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии», 1615 г.)Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией») 2.Физиократы (2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство. Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их. А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём. Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер. 3. Классическая политическая экономия (18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал. Считали что главная сфера в экономике — производство. Впервые сформулировали экономические законы. Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему («невидимая рука рынка», по Смиту). Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование. Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность. Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление. К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы. Представители: А. Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди. 4. Марксизм (сер.19 в.) – К. Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций. В основе развития общества лежит материальное производство. Представители: К.Маркс («Капитал») 5. Мальтузианство (конец 18- 1 четверть 19 в.) - Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы. Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием. Представитель: Томас Мальту «Очерк о законе народонаселения». 6. Маржинализм («школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века. Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости. Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя. Существует иерархия потребностей. Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей. Выбор потребителей зависит от степени значимости блага. Представители: У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии»), К.Менгер(«Основания политической экономии»). 7.Неоклассическая политическая экономия. Это ведущее направление в современной экономической теории. Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику. Основная категория экономки – полезность. Они изложили теорию издержек производства. Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса. Представители: А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк. 8. Кейнсианство (30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики. Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег») 9. Монетаризм (50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег. Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность. Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП. Рыночное хозяйство стремится к стабильности. Представители: Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие») 10. Институционализм (70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.). Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений. Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов. Представители: Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех») 11. Русская экономическая школа. Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки. В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории; А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.008 с.) |