Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для обучающихся

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология и педагогика»

Методические указания для обучающихся

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Непрерывное образование в течение всей жизни» (10ч)

Цель: формирование знаний, умений и навыков в области определения и реализации приоритетов собственной профессиональной деятельности и способов ее совершенствования в течение всей жизни.

Учебная карта занятия:

1. Вводное слово преподавателя;

2. Проверка исходного уровня знаний;

3. Собеседование по вопросам;

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы студентов;

5. Заключительное подведение итогов.

Вопросы для подготовки к занятиям 1–2:

1. Профессиональное самоопределение личности. Я-концепция.

2. Профессиональное самоопределение на разных возрастных этапах.

3. Факторы выбора профессии. Выбор медицинской профессии.

4. Классификация профессий по Е.А. Климову.

Вопросы для подготовки к занятию 3:

1. Общее понятие адаптации как процесса адаптации организма к внешней среде.

2. Виды адаптации: психофизиологическая, психологическая, социальная.

3. Адаптация и дезадаптация.

4. Этапы социальной адаптации.

5. Жизненная перспектива. Стратегия жизни. Стратегия социальной адаптации.

Вопросы для подготовки к занятию 4:

1. Производственная адаптация и ее виды: профессиональная, психологическая, организационная, экономическая, санитарно-гигиеническая Адаптация к профессиональной деятельности: первичная адаптация, кризис профессиональных экспектаций.

2. Психологические особенности молодого специалиста.

3. Адаптивность, устойчивость адаптации, профессиональное здоровье специалиста.

4. Психологические барьеры профессиональной адаптации.

Коллоквиум «Непрерывное образование в течение всей жизни» (2 ч)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Профессиональное самоопределение личности. Я-концепция.

2. Профессиональное самоопределение на разных возрастных этапах.

3. Факторы выбора профессии. Выбор медицинской профессии.

4. Классификация профессий по Е.А. Климову.

5. Общее понятие адаптации как процесса адаптации организма к внешней среде.

6. Виды адаптации: психофизиологическая, психологическая, социальная.

7. Адаптация и дезадаптация.

8. Этапы социальной адаптации.

9. Жизненная перспектива. Стратегия жизни. Стратегия социальной адаптации.

10. Производственная адаптация и ее виды: профессиональная, психологическая, организационная, экономическая, санитарно-гигиеническая Адаптация к профессиональной деятельности: первичная адаптация, кризис профессиональных экспектаций.

11. Психологические особенности молодого специалиста.

12. Адаптивность, устойчивость адаптации, профессиональное здоровье специалиста.

13. Психологические барьеры профессиональной адаптации.

Тема: «Основы дефектологических знаний» (10 ч)

Цель: формирование знаний, умений, навыков по взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья в социальной и профессиональной сферах

Учебная карта занятия:

1. Вводное слово преподавателя;

2. Проверка исходного уровня знаний;

3. Собеседование по вопросам;

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы студентов;

5. Заключительное подведение итогов.

Вопросы для подготовки к занятию 1:

1. Дефектология. Специальная психология и коррекционная педагогика.

2. Дефект и компенсация. Дизонтогенез.

3. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

4. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

5. Понятие «особый ребенок». Особенности особого развития

Вопросы для подготовки к занятию 2:

1. Понятия о первичном и вторичном нарушении (дефекте), о комбинированном нарушении.

2. Основные нозологические группы отклоняющегося развития.

3. Логопедия.

4. Олигофренопедагогика.

5. Сурдопедагогика.

6. Тифлопедагогика.

7. Сурдотифлопедагогика.

8. Амблиология.

9. Ортопедагогика.

10. Сочетанные нарушения.

Вопросы для подготовки к занятию 3:

1. Образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации детей с особыми возможностями.

2. Основные задачи и принципы педагогики и психологии инклюзивного образования.

3. Отечественный и зарубежный опыт инклюзивного образования.

4. Инклюзивная среда. Доступная среда.

5. Инклюзивное образование: дошкольное, школьное, профессиональное, дополнительное.

Вопросы для подготовки к занятию 4:

6.  Социальная инклюзия и социальная эксклюзия.

7. Цели социальной инклюзии. Основные принципы социальной инклюзии. Концепция социальной инклюзии как концепция европейской политики.

8. Инклюзия и интеграция. Социальные барьеры. Безбарьерная среда.

9. Универсальный дизайн: понятие, принципы, экономические и социальные следствия применения.

10. Профессиональная инклюзия.

11. Инклюзивное общество.

Вопросы для подготовки к занятию 5:

1. Этика общения с лицом с ограниченными возможностями здоровья.

2. Психолого-педагогические задачи врача при взаимодействии и коммуникации с лицом с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп.

Учебная карта занятия:

1. Вводное слово преподавателя;

2. Проверка исходного уровня знаний;

3. Собеседование по вопросам;

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы студентов;

5. Заключительное подведение итогов.

Вопросы для подготовки к занятию 1:

1. Малая группа и команда: общее и различия; команда в организации.

2. Формирование команды (сознательное построение команды): создание ядра команды, формирование стратегии команды, подбор участников и распределение ролей, формирование командного духа и субкультуры команды.

3. Ролевая дифференциация команды. Командные роли и их характеристика.

4. Командный лидер: общие характеристики, отличия от единоличного лидера.

5. Упражнения на командообразование: «Один или в команде?», «Моя способность формировать команду и работать в команде».

Вопросы для подготовки к занятию 2:

1. Командный дух. Мотивация команды.

2. Психологический климат и стратегии межличностных отношений в команде (признаки благоприятного психологического климата, деловые и личностные отношения, сплоченность команды, совместимость членов команды, симпатии/антипатии, удовлетворение потребности в социальной активности и др.).

Вопросы для подготовки к занятию 3:

1. Стратегии командообразования в профессиональном сотрудничестве (удовлетворение личных интересов членов команды, успешное взаимодействие в команде, решение поставленных перед командой задач).

2. Механизмы психологической совместимости в команде (комплементарность, контрастность, гомеостаз).

3. Психологические основы принятия командного решения.

Вопросы для подготовки к занятию 4:

1. Позитивные и эгоистические типы поведения команды.

2. Соперничество и сотрудничество в команде.

3. Уровни командной эффективности (сплоченная рабочая группа; эффективная рабочая команда; эффективный организационный комплекс).

4. Отбор членов команды.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Список литературы

1. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. / И. Н. Герчикова. - 4-е изд. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD-ROM.

2. Шейнис, М.Ю. Рабочая книга психолога организации [Текст]: производственно-практическое издание / М. Ю. Шейнис. - М.: Бахрах-М, 2001. - 224 с.

Список литературы

1. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. / И. Н. Герчикова. - 4-е изд. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD-ROM.

2. Шейнис, М.Ю. Рабочая книга психолога организации [Текст]: производственно-практическое издание / М. Ю. Шейнис. - М.: Бахрах-М, 2001. - 224 с.

Список литературы:

1. Королев, Л.М. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К°, 2009. - 88 с.

2. Камынина, Н. Н. Менеджмент и лидерство [Электронный ресурс] / Н. Н. Камынина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - on-line.

Список литературы:

1. Королев, Л.М. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К°, 2009. - 88 с.

2. Камынина, Н. Н. Менеджмент и лидерство [Электронный ресурс] / Н. Н. Камынина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - on-line.

Список литературы

1. Новгородцева, И. В. Педагогика в медицине [Электронный ресурс] / И. В. Новгородцева. - Москва: Флинта, 2011. - on-line.

2. Камынина, Н. Н. Менеджмент и лидерство [Электронный ресурс] / Н. Н. Камынина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - on-line

3. Соловьева, Ю.А. Конфликты: влияние на персонал в организации и методы управления [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для послевуз. образования врачей / Ю. А. Соловьева, С. Г. Бецков; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. общественного здоровья и здравоохранения фак. доп. проф. образования. - Челябинск: ЮУГМУ, 2015. - 76 с.

 

Список литературы

1. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. / И. Н. Герчикова. - 4-е изд. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - CD-ROM

2. Камынина, Н. Н. Менеджмент и лидерство [Электронный ресурс] / Н. Н. Камынина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - on-line

Список литературы

1. Новгородцева, И. В. Педагогика в медицине [Электронный ресурс] / И. В. Новгородцева. - Москва: Флинта, 2011. - on-line.

2. Камынина, Н. Н. Менеджмент и лидерство [Электронный ресурс] / Н. Н. Камынина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - on-line

3. Соловьева, Ю.А. Конфликты: влияние на персонал в организации и методы управления [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для послевуз. образования врачей / Ю. А. Соловьева, С. Г. Бецков; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. общественного здоровья и здравоохранения фак. доп. проф. образования. - Челябинск: ЮУГМУ, 2015. - 76 с.

 

Список литературы

1. Педагогика в медицине [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.В.Кудрявой. - М.: Academia, 2006. - 320 с.

2. Модернизация здравоохранения: 100 ответов на актуальные вопросы [Текст]: научное издание / под ред. Ф. Н. Кадырова. - 4-е изд. - М.: ИД "Менеджер здравоохранения", 2008. - 312 с.

3. Шейнис, М.Ю. Рабочая книга психолога организации [Текст]: производственно-практическое издание / М. Ю. Шейнис. - М.: Бахрах-М, 2001. - 224 с.

Тема: Подготовка к аттестации: повторение пройденного материала, работа с литературными источниками

1. Самооценка личностных результатов, соответствующих рабочей программе воспитания, при освоении дисциплины: http://do.chelsma.ru.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Вопросы к зачету

1. Профессиональное самоопределение личности. Я-концепция.

2. Профессиональное самоопределение на разных возрастных этапах.

3. Факторы выбора профессии. Выбор медицинской профессии.

4. Классификация профессий по Е.А. Климову.

5. Общее понятие адаптации как процесса адаптации организма к внешней среде.

6. Виды адаптации: психофизиологическая, психологическая, социальная.

7. Адаптация и дезадаптация.

8. Этапы социальной адаптации.

9. Жизненная перспектива. Стратегия жизни. Стратегия социальной адаптации.

10. Производственная адаптация и ее виды: профессиональная, психологическая, организационная, экономическая, санитарно-гигиеническая Адаптация к профессиональной деятельности: первичная адаптация, кризис профессиональных экспектаций.

11. Психологические особенности молодого специалиста.

12. Адаптивность, устойчивость адаптации, профессиональное здоровье специалиста.

13. Психологические барьеры профессиональной адаптации.

14. Дефектология. Специальная психология и коррекционная педагогика.

15. Дефект и компенсация. Дизонтогенез.

16. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

17. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

18. Понятие «особый ребенок». Особенности особого развития

19. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

20. Понятия о первичном и вторичном нарушении (дефекте), о комбинированном нарушении.

21. Основные нозологические группы отклоняющегося развития.

22. Понятия нормы и отклонения, здоровья и болезни, нарушения, дефекта в соматическом, психическом, моторном, интеллектуальном, речевом, сенсорном, эмоционально-волевом развитии человека.

23. Медицинский, психологический, педагогический и социально-правовой контекст понятий специальной педагогики и психологии.

24. Образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации детей с особыми возможностями.

25. Основные задачи и принципы педагогики и психологии инклюзивного образования.

26. Инклюзивная среда. Доступная среда.

27. Инклюзивное образование.

28. Гендерные и возрастные аспекты инклюзивного образования.

29. Социальная инклюзия и социальная эксклюзия.

30. Концепция социальной инклюзии как концепция европейской политики.

31. Инклюзия и интеграция. Социальные барьеры. Безбарьерная среда. Инклюзивное общество.

32. Универсальный дизайн: понятие, принципы, экономические и социальные следствия применения.

33. Профессиональная инклюзия.

34. Методы социологического исследования вопросов инвалидности.

35. Этика общения с лицом с ограниченными возможностями здоровья.

36. Психолого-педагогические задачи врача при взаимодействии и коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп.

37. Эмпатия в социальном взаимодействии с ЛОВЗ.

38. Малая группа и команда: общее и различия; команда в организации.

39. Создание ядра команды.

40. Формирование стратегии команды.

41. Подбор участников и распределение ролей в команде.

42. Формирование командного духа и субкультуры команды.

43. Ролевая дифференциация команды. Командные роли и их характеристика.

44. Командный лидер: общие характеристики, отличия от единоличного лидера

45. Командный дух.

46. Мотивация команды.

47. Психологический климат в команде.

48. Стратегии межличностных отношений в команде.

49. Стратегии командообразования в профессиональном сотрудничестве.

50. Механизмы психологической совместимости в команде.

51. Психологические основы принятия командного решения.

52. Позитивные и эгоистические типы поведения команды.

53. Соперничество и сотрудничество в команде.

54. Уровни командной эффективности.

55. Отбор членов команды.

56. Креативность и инициативность сотрудников организации.

57. Формы командного вознаграждения

58. Социальная активность работника медицинской организации.

59. Кризисы командной работы.

60. Тимбилдинг как осознанное формирование команды.

61. Организационные возможности командной работы.

 

Оценка личностных результатов, соответствующих рабочей программе воспитания, при освоении дисциплины

Предлагается электронное анкетирование на выявление оценки достижения каждым обучающимся личностного результата на образовательном портале ЮУГМУ http://do.chelsma.ru. Электронное анкетирование обучающийся проходит до последнего учебного занятия по дисциплине.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология и педагогика»

Методические указания для обучающихся

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Непрерывное образование в течение всей жизни» (10ч)

Цель: формирование знаний, умений и навыков в области определения и реализации приоритетов собственной профессиональной деятельности и способов ее совершенствования в течение всей жизни.

Учебная карта занятия:

1. Вводное слово преподавателя;

2. Проверка исходного уровня знаний;

3. Собеседование по вопросам;

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы студентов;

5. Заключительное подведение итогов.

Вопросы для подготовки к занятиям 1–2:

1. Профессиональное самоопределение личности. Я-концепция.

2. Профессиональное самоопределение на разных возрастных этапах.

3. Факторы выбора профессии. Выбор медицинской профессии.

4. Классификация профессий по Е.А. Климову.

Вопросы для подготовки к занятию 3:

1. Общее понятие адаптации как процесса адаптации организма к внешней среде.

2. Виды адаптации: психофизиологическая, психологическая, социальная.

3. Адаптация и дезадаптация.

4. Этапы социальной адаптации.

5. Жизненная перспектива. Стратегия жизни. Стратегия социальной адаптации.

Вопросы для подготовки к занятию 4:

1. Производственная адаптация и ее виды: профессиональная, психологическая, организационная, экономическая, санитарно-гигиеническая Адаптация к профессиональной деятельности: первичная адаптация, кризис профессиональных экспектаций.

2. Психологические особенности молодого специалиста.

3. Адаптивность, устойчивость адаптации, профессиональное здоровье специалиста.

4. Психологические барьеры профессиональной адаптации.

Коллоквиум «Непрерывное образование в течение всей жизни» (2 ч)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Профессиональное самоопределение личности. Я-концепция.

2. Профессиональное самоопределение на разных возрастных этапах.

3. Факторы выбора профессии. Выбор медицинской профессии.

4. Классификация профессий по Е.А. Климову.

5. Общее понятие адаптации как процесса адаптации организма к внешней среде.

6. Виды адаптации: психофизиологическая, психологическая, социальная.

7. Адаптация и дезадаптация.

8. Этапы социальной адаптации.

9. Жизненная перспектива. Стратегия жизни. Стратегия социальной адаптации.

10. Производственная адаптация и ее виды: профессиональная, психологическая, организационная, экономическая, санитарно-гигиеническая Адаптация к профессиональной деятельности: первичная адаптация, кризис профессиональных экспектаций.

11. Психологические особенности молодого специалиста.

12. Адаптивность, устойчивость адаптации, профессиональное здоровье специалиста.

13. Психологические барьеры профессиональной адаптации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.008 с.)