Оптимизм - способность видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизм - способность видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах.



А. Давайте найдем в этом хорошее!

Вводная часть. За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и победы. Далеко не каждому удается проследить их взаимосвязи и влияния, построить соединяющие их мосты, извлечь уроки для пользы дня сегодняшнего и будущего. На самом деле старые драмы, непроработанные кризисы похожи на тлеющие пожарища, которые способны вспыхнуть в любой момент и разгореться с новой силой. Несчастны те, кто скрывает свои недуги под маской своей персоны, традиций в семье «так принято», устаревших шаблонов культуры, деньгами, престижем в обществе. Им принадлежит царство психиатрии.

Первая часть - это самопредъявление. Наша задача сейчас будет состоять в том, чтобы вспомнить три самых драматичных, неприятных события в жизни и расположить их по степени важности, начиная с самого тяжелого. Затем назвать их. Упражнение, естественно, выполняется по желанию.

Вторая часть: описать негативные события в позитивном ключе, т.е. сказать о тех положительных уроках, какие вы извлекли из происходившего, об опыте, повлиявшем на качество жизни. Кроме того, вы можете их переформулировать как правила на будущее, как задачи, которые вы себе ставите. Это будет, по сути, тренировкой нашего оптимизма и веры в свои силы. Что вы скажете о выстроенной вами иерархии драматических событий? Всегда ли ваша позиция в этом плане будет незыблемой? Или, возможно, с возрастом и опытом будут внесены некоторые коррективы? Какие линии взаимосвязей вы можете провести между названными событиями? Завершены ли они для вас в вашей душе? А что, если попробовать дерзнуть, придать нашим ценностям новый смысл – противоположный устоявшемуся, который и обусловил отчасти наши неудачи в прошлом?! Такое явление называется инверсией.

Третья часть: проект биографии – в общем круге. Теперь, когда мы навели порядок в нашем прошлом, мы попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5-10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые вам наверняка доставят удовольствие и радость. Давайте откажемся от предсказуемости. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей.

Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии. Эти биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями в их жизни. Обсуждение «Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?» При обсуждении часто возникает вопрос о том, насколько объективен оптимизм, не является ли оптимистичный стиль мышления искажением реальности. Тренер в этом случае может сказать, что оптимизм означает, безусловно, ошибочное восприятие реальности, сфокусированное на позитивных ее аспектах. Оптимисты переоценивают свои шансы на успех и недооценивают значение неудач. Однако опыт показывает, что их чрезмерно радужные ожидания имеют обыкновение сбываться. Наиболее точное восприятие реальности во всей ее сложности легче всего встретить в отделении неврозов, депрессивных расстройств, но это лишний довод в пользу того, к чему, собственно, имеет смысл стремиться.

Подведение итогов тренинга.

Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта.

Заполнение оценочных анкет (Приложение 5).

Одна из заключительных частей социально-психологического тренинга, дающая всем членам группы возможность выразить свои чувства – обмен чувствами. Упражнение «Дружественная ладонь». На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладонях что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).


Список литературы.

1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М.: АСТ, 2008. – 480 с.

3. Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.

4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4 - С. 3 – 22.

5. Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. - 111с.

6. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.

7. Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.

8. Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.

 


Приложение 1.

 

Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина

 

1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться
9. Я умею улучшить настроение окружающих
10 Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую
11 Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов
12 В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки
13 Я легко понимаю мимику и жесты других людей
14 Когда я злюсь, я знаю, почему
15 Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации
16 Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком
17 Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии
18 Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим
19 Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть
20 Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние
21 Я контролирую выражение чувств на своем лице
22 Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство
23 В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций
24 Если надо, я могу разозлить человека
25 Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние
26 Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю
27 Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это
28 Я знаю, как успокоиться, если я разозлился
29 Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса
30 Я не умею управлять эмоциями других людей
31 Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда
32 Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые
33 Мне трудно справляться с плохим настроением
34 Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает
35 Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям
36 Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями
37 Я умею контролировать свои эмоции
38 Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно
39 По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую
40 Если близкий человек плачет, я теряюсь
41 Мне бывает весело или грустно без всякой причины
42 Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
43 Я не умею преодолевать страх
44 Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает
45 У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить
46 Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

 

Бланк для ответов

 

 

Пол ____ Возраст _____ Род занятий (профиль учёбы) _____________________

 

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

 

№ утверждения Совсем не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен № утверждения Совсем не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен
1         24        
2         25        
3         26        
4         27        
5         28        
6         29        
7         30        
8         31        
9         32        
10         33        
11         34        
12         35        
13         36        
14         37        
15         38        
16         39        
17         40        
18         41        
19         42        
20         43        
21         44        
22         45        
23         46        

 


Приложение 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.012 с.)