Дидактические возможности средств ИКТ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические возможности средств ИКТ



На сегодняшний день трудно представить себе учебно-воспитательный процесс без применения информационно-компьютерных технологий (далее - ИКТ). Многие учёные сходятся во мнении, что внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс способствует его интенсификации и совершенствованию.

Направление использования ИКТ для визуализации процесса обучения становится особенно актуальным в связи с переходом основной школы на ГОС, в которых предусмотрена обязательная компьютерная поддержка предметного обучения.

Современные средства ИКТ увеличивают разнообразие способов решения учебных задач, позволяя создавать ситуации априори невозможные в традиционной дидактике (виртуальные эксперименты, исследование компьютерных моделей, совместное создание информационных продуктов и т. п.). Обладая уникальными дидактическими возможностями, ИКТ значительно расширяют возможности визуализации процесса обучения.

Оптимизация использования средств обучения на базе ИКТ обусловлена реализацией следующих дидактических возможностей:

· интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;

· компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов и явлений как реально протекающих, так и «виртуальных»;

· использование достаточно больших объёмов информации с возможностью её передачи, лёгкого доступа и обращения к информационному ресурсу, в том числе посредством сети Интернет;

· автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов как реально протекающих, так и представленных на экране, с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

· автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Выделим некоторые критерии выбора программных средств, которые целесообразно использовать при обучении математике:

· распространённость и доступность в образовательных учреждениях;

· дружественный русифицированный интерфейс;

· широкие графические возможности для создания качественной визуализации;

· наличие инструментов, позволяющих использовать в учебных материалах различные виды интерактивности;

· возможность работы без специальных знаний и навыков программирования.

    Требования к созданию визуальной учебной среды

Для усиления роли наглядности желательно соблюдать основные требования создания визуальной учебной среды, к которым относятся:

· лаконичность представления информации;

· точность воспроизведения ее структуры и элементов;

· акцент на главные детали образов, равноправное использование трёх способов представления знаковой информации (вербального, геометрического, аналитического);

· учёт возможностей и индивидуальных особенностей обучаемого в восприятии визуальной информации.

Перечислим более подробно способы представления учебной знаковой информации в обучении.

Вербальный (словесный) способ предъявления знаковой учебной информации предполагает выбор специальных терминов, составление определений, отработку формулировок утверждений и правил. Учащийся при этом слушает или читает описание, включающее термины и их обозначения.

При аналитическом (формульном, символьном) способе задание учебной информации осуществляется посредством стандартных обозначений из некоторого списка (алфавита) с соблюдением четких правил организации информационных сообщений.

Визуальный (графический) способ представления информации предполагает концентрацию главной части информационного сообщения на рисунке, чертеже, графике, наглядном пособии, экране. Одним из главных отличий рисунка (как средства предъявления учебной знаковой информации) является неопределённость поставленной задачи, поэтому он нуждается в комментариях.

Рассмотренные типы знаковых систем, используемых в обучении, служат той наглядной основой, на которой происходит создание образов и оперирование ими.

При целенаправленном обучении и оптимальном сочетании вербального, визуального и аналитического способа представления учебной информации, формирование умения визуального перевода (установление связей между рисунком, текстом и формулой) может дать мощный инструмент развития познавательных УУД.

При переходе от текста к формуле или визуальному образу активно формируются действия поиска и выделения необходимой информации, знаково-символические действия, умение структурировать знания, действия определения основной и второстепенной информации, выбор наиболее рационального способа решения задачи, логические познавательные УУД.

Недостаточно развитые действия по осуществлению перехода от одного способа представления учебной информации к другому вызывают трудности и проблемы в обучении, что обусловливает важность применения визуализации в процессе развития познавательных УУД.

Для создания качественного демонстрационного материала следует руководствоваться некоторыми правилами, отражающими отличие электронных ресурсов от привычных бумажных. Например, наличие большого количества текстовой информации на структурной единице мультимедиа приложения (страница, слайд) сильно нагружает слушателя.

Рекомендуется «разбавлять» текст различной графической, аудио – и видеоинформацией. Также при создании мультимедиа ресурса следует придерживаться наиболее удобочитаемых с мониторов компьютеров шрифтов, не имеющих засечки (Arial, Lucida Console, Verdana).

Следует обратить внимание на цветовую гамму приложения, где рекомендуется применять темный цвет шрифта на светлом фоне – это позволит меньше утомляться человеческому глазу, что происходит из-за яркого светового потока, исходящего с поверхности монитора (экрана).

Придерживаясь этих простых основных правил, созданное при помощи технологии мультимедиа демонстрационное пособие будет в полной мере отражать ту информацию, которую мы пытаемся донести до слушателя. Причем информация будет представлена в наиболее понятном и запоминающемся виде для восприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.007 с.)