Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городское методическое объединение

Поиск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

Городское методическое объединение

Учителей начальных классов

Визуализация учебного процесса в начальной школе

С применением средств ИКТ.

Из опыта работы

 

 

Подготовила:

Кабаненко Н.С.,

учитель начальных классов,

специалист I

квалификационной категории

2021

Методологическая основа опыта

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.

Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности.

Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Например, известная технология опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова.

Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Г.В. Лаврентьевым и Н.Е. Лаврентьевой.

Новизна опыта заключается в том, что в условиях цифровизации образования данная технология выходит на новый уровень применения.

Преимущества визуализации в обучении

Визуализация

  • помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
  • дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
  • быстро охватить большой объем информации;
  • воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
  • изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.

По классификации Хуторского Андрея Викторовича (доктора педагогических наук), учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.

Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.

Считаю, что для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.

Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Ленту времени на уроке информатике я использую при изучении темы «История развития компьютерной техники». Также возможно домашнее задание - создание ленты времени по теме «Устройство хранения информаций», «Компьютерные сети».

Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс. Данный метод я использую не только на уроке, но и для самостоятельной работы дома. Например, создание кластера по теме «Виды информации». 5 класс.

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.

Кроссенс - это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Кроссенс на уроке применим:

  • при определении темы и цели урока;
  • при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • при подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.

Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, легкость восприятия и образность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Использование инфографики помогает мне повысить эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по информатике.

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Он-лайн сервис Prezi

Prezi является современной и эффектной программой для создания и демонстрации презентаций на сегодняшний день, она разработана в 2009 году специалистами венгерской компании Prezi.

Главное достоинство Prezi в том, что существует возможность легко подготовить нелинейные, многоуровневые презентации. Prezi позволяет использовать любой тип информации – текст, звук, видео, картинки, схемы, объекты с флэш-анимацией и т.д. В наличии сервиса имеется большое количество шаблонов, что создаёт удобство и комфорт при работе с программой.

Элементы всей презентации находятся на одном слайде, которые в своё время увеличиваются. Таким образом, пользователь работает только с одним слайдом, программируя порядок увеличения определенных элементов и устанавливая необходимые эффекты и подписи. Для начала работы над презентацией достаточно зарегистрироваться на сервисе Prezi.com. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства, и может сразу же приступить к созданию интерактивных онлайн-презентаций, сохранять их для просмотра на локальном компьютере, а также размещать на персональных сайтах для просмотра другими пользователями. Начинать творить можно как с использованием шаблона, так и с чистого листа.

Оригинальность программы заключается и в том, что вся презентация имеет одно большое рабочее поле – виртуальный лист. Его можно масштабировать, вращать в    любую сторону, приближать и отдалять, переносить, группировать в кадрах, выстраивать в определенной последовательности для показа.

Все картинки, подписи и видеоролики составляют единое пространство, по которому можно динамично и эффектно передвигаться. Prezi позволяет всю презентацию свернуть в одну картинку и в тоже время акцентировать внимание на отдельном элементе презентации, использовать 3D-эффекты изображений.

При создании программы Prezi было уделено внимание новшествам:

· трёхмерные фоны в слайдах презентации;

· новый тип анимации с возможностью появления изображений из темноты;

· быстрый возврат на любую часть размещенного в презентации материала.

Применение таких презентаций на уроке позволяет выделить главное и второстепенное при подаче материала, а группировка навигации между объектами установить причинно-следственные связи. Впоследствии это будет способствовать развитию не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления обучающихся.

Следует обратить внимание на тот факт, что из своей презентации легко сделать раздаточный материал. С помощью команды «Export to PDF» презентация будет преобразована в PDF-документ, в котором каждый шаг пути будет одной страницей документа. В PowerPoint такая возможность отсутствует.

Кроме всего прочего, Prezi.com является социальным сервисом, то есть создавать презентации можно коллективно, и это свойство можно с успехом использовать при работе над совместными проектами. Группа учеников может работать одновременно или же в разное время и вносить свой вклад в работу. Именно здесь неплохо формируется умение работать в группе. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, её дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Проекты презентаций имеют расширение «.pez».

Программа Prezi может создавать эффект параллакса на экране, будто бы слайды и фон перемещаются отдельно на различном расстоянии от ваших глаз. В том случае, когда ученик передвигает и масштабирует изображения в презентации, фоновое изображение также будет смещаться соответствующим образом. Анимация с появлением элементов из темноты дает возможность по очереди раскрывать элементы слайдов, но вначале они будут скрыты. Это очень интересный подход в сравнении с показом слайдов сразу со всем готовым набором элементов.

Созданные в Prezi презентации отличаются великолепным броским дизайном и не имеют ничего общего с презентациями, созданными в PowerPoint. Следует отметить, что в PowerPoint есть много неплохих презентаций и слайдов и приятно то, что разработчики сервиса Prezi добавили возможность импорта слайдов из презентации PowerPoint. Слайды можно вставлять по одному или все сразу.

Презентации, созданные с помощью Prezi, обладают существенным рядом преимуществ по отношению к MS PowerPoint. Программа позволяет отображать несколько логических уровней информации, визуально проводя аудиторию от общей картины к деталям и обратно. Презентация, созданная с помощью Prezi, при демонстрации на любом компьютере не потеряет свой первоначальный вид и будет выглядеть так, как выглядела на момент создания. Отсутствуют сбои при воспроизведении.

Кроме того, у современного учителя немного времени на создание оригинальных, интерактивных презентаций к каждому занятию. Новые технологические решения, помогают существенно облегчить нелегкий труд этой профессии, помочь учителю подготовить качественное занятие. Работа в Prezi – это не только удобно, просто и быстро, это – интересно, современно, привлекательно, презентации оживают, и захватывают дух, они привлекают внимание.

Таким образом, Prezi позволяет по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию – презентации обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень.

Заключение

Вопросы использования мультимедиа – ресурсов для демонстрации материала учителем являются многоаспектными и не простыми. Выбор сервиса или программы для представления информации остается за пользователем. В интересах педагога остаётся заинтересовать слушателей – обучающихся, поэтому в ход идут всё более изощренные методы подачи информации и используются всё более современные, с большими возможностями и эффектами мультимедийные пособия.

Следует, однако, отметить, что используемые учителями и обучающимися презентации реализуют в основном реактивную интерактивность и ориентированы на пассивное зрительное восприятие и запоминание информации. Чтобы применение указанных средств для визуализации процесса обучения было эффективным, необходимо выполнение ряда условий, в частности:

· оптимальное сочетание трёх видов представления учебной информации (вербальный, аналитический и визуальный);

· создание учебных ситуаций, развивающих познавательные УУД.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

Городское методическое объединение

Учителей начальных классов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.011 с.)