Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Городское методическое объединение↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» Городское методическое объединение Учителей начальных классов Визуализация учебного процесса в начальной школе С применением средств ИКТ. Из опыта работы
Подготовила: Кабаненко Н.С., учитель начальных классов, специалист I квалификационной категории 2021 Методологическая основа опыта Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию. Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности. Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Например, известная технология опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова. Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Г.В. Лаврентьевым и Н.Е. Лаврентьевой. Новизна опыта заключается в том, что в условиях цифровизации образования данная технология выходит на новый уровень применения. Преимущества визуализации в обучении Визуализация
По классификации Хуторского Андрея Викторовича (доктора педагогических наук), учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Считаю, что для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры. Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Ленту времени на уроке информатике я использую при изучении темы «История развития компьютерной техники». Также возможно домашнее задание - создание ленты времени по теме «Устройство хранения информаций», «Компьютерные сети». Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс. Данный метод я использую не только на уроке, но и для самостоятельной работы дома. Например, создание кластера по теме «Виды информации». 5 класс. Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Кроссенс - это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Кроссенс на уроке применим:
Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст. Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, легкость восприятия и образность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Использование инфографики помогает мне повысить эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по информатике. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации. Он-лайн сервис Prezi Prezi является современной и эффектной программой для создания и демонстрации презентаций на сегодняшний день, она разработана в 2009 году специалистами венгерской компании Prezi. Главное достоинство Prezi в том, что существует возможность легко подготовить нелинейные, многоуровневые презентации. Prezi позволяет использовать любой тип информации – текст, звук, видео, картинки, схемы, объекты с флэш-анимацией и т.д. В наличии сервиса имеется большое количество шаблонов, что создаёт удобство и комфорт при работе с программой. Элементы всей презентации находятся на одном слайде, которые в своё время увеличиваются. Таким образом, пользователь работает только с одним слайдом, программируя порядок увеличения определенных элементов и устанавливая необходимые эффекты и подписи. Для начала работы над презентацией достаточно зарегистрироваться на сервисе Prezi.com. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства, и может сразу же приступить к созданию интерактивных онлайн-презентаций, сохранять их для просмотра на локальном компьютере, а также размещать на персональных сайтах для просмотра другими пользователями. Начинать творить можно как с использованием шаблона, так и с чистого листа. Оригинальность программы заключается и в том, что вся презентация имеет одно большое рабочее поле – виртуальный лист. Его можно масштабировать, вращать в любую сторону, приближать и отдалять, переносить, группировать в кадрах, выстраивать в определенной последовательности для показа. Все картинки, подписи и видеоролики составляют единое пространство, по которому можно динамично и эффектно передвигаться. Prezi позволяет всю презентацию свернуть в одну картинку и в тоже время акцентировать внимание на отдельном элементе презентации, использовать 3D-эффекты изображений. При создании программы Prezi было уделено внимание новшествам: · трёхмерные фоны в слайдах презентации; · новый тип анимации с возможностью появления изображений из темноты; · быстрый возврат на любую часть размещенного в презентации материала. Применение таких презентаций на уроке позволяет выделить главное и второстепенное при подаче материала, а группировка навигации между объектами установить причинно-следственные связи. Впоследствии это будет способствовать развитию не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления обучающихся. Следует обратить внимание на тот факт, что из своей презентации легко сделать раздаточный материал. С помощью команды «Export to PDF» презентация будет преобразована в PDF-документ, в котором каждый шаг пути будет одной страницей документа. В PowerPoint такая возможность отсутствует. Кроме всего прочего, Prezi.com является социальным сервисом, то есть создавать презентации можно коллективно, и это свойство можно с успехом использовать при работе над совместными проектами. Группа учеников может работать одновременно или же в разное время и вносить свой вклад в работу. Именно здесь неплохо формируется умение работать в группе. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, её дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Проекты презентаций имеют расширение «.pez». Программа Prezi может создавать эффект параллакса на экране, будто бы слайды и фон перемещаются отдельно на различном расстоянии от ваших глаз. В том случае, когда ученик передвигает и масштабирует изображения в презентации, фоновое изображение также будет смещаться соответствующим образом. Анимация с появлением элементов из темноты дает возможность по очереди раскрывать элементы слайдов, но вначале они будут скрыты. Это очень интересный подход в сравнении с показом слайдов сразу со всем готовым набором элементов. Созданные в Prezi презентации отличаются великолепным броским дизайном и не имеют ничего общего с презентациями, созданными в PowerPoint. Следует отметить, что в PowerPoint есть много неплохих презентаций и слайдов и приятно то, что разработчики сервиса Prezi добавили возможность импорта слайдов из презентации PowerPoint. Слайды можно вставлять по одному или все сразу. Презентации, созданные с помощью Prezi, обладают существенным рядом преимуществ по отношению к MS PowerPoint. Программа позволяет отображать несколько логических уровней информации, визуально проводя аудиторию от общей картины к деталям и обратно. Презентация, созданная с помощью Prezi, при демонстрации на любом компьютере не потеряет свой первоначальный вид и будет выглядеть так, как выглядела на момент создания. Отсутствуют сбои при воспроизведении. Кроме того, у современного учителя немного времени на создание оригинальных, интерактивных презентаций к каждому занятию. Новые технологические решения, помогают существенно облегчить нелегкий труд этой профессии, помочь учителю подготовить качественное занятие. Работа в Prezi – это не только удобно, просто и быстро, это – интересно, современно, привлекательно, презентации оживают, и захватывают дух, они привлекают внимание. Таким образом, Prezi позволяет по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию – презентации обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень. Заключение Вопросы использования мультимедиа – ресурсов для демонстрации материала учителем являются многоаспектными и не простыми. Выбор сервиса или программы для представления информации остается за пользователем. В интересах педагога остаётся заинтересовать слушателей – обучающихся, поэтому в ход идут всё более изощренные методы подачи информации и используются всё более современные, с большими возможностями и эффектами мультимедийные пособия. Следует, однако, отметить, что используемые учителями и обучающимися презентации реализуют в основном реактивную интерактивность и ориентированы на пассивное зрительное восприятие и запоминание информации. Чтобы применение указанных средств для визуализации процесса обучения было эффективным, необходимо выполнение ряда условий, в частности: · оптимальное сочетание трёх видов представления учебной информации (вербальный, аналитический и визуальный); · создание учебных ситуаций, развивающих познавательные УУД.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» Городское методическое объединение Учителей начальных классов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.011 с.) |