Пути реализации механизмов единого окна для стейкхолдеров всгуту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути реализации механизмов единого окна для стейкхолдеров всгуту



 

Рассматривая разработку сервисов единого окна, невозможно обойти вопрос о платформе, на которой будут размещаться разрабатываемые курсы. До недавнего времени самой популярной платформой была Moodle. Разработанная в августе 2002 г. система почти не претерпела качественных изменений и выглядит на сегодняшний день устаревшей. Стоит также отметить и наличие в базовом комплекте большого числа функций, которые более ориентированы на зарубежные образовательные организации, чем на российские.

Второй по популярности платформой является Sakai. Данная система установлена в РГГМУ, СПБГУ, САФУ и других российских образовательных учреждениях. Также, как и Moodle, данный программный комплекс является свободным веб-приложением с открытым кодом, что позволяет дорабатывать эти комплексы для нужд конкретной организации. Sakai может интегрироваться с Bigbluebutton — открытым программным обеспечением для проведения веб-конференций. Главным недостатком Sakai является слабая информационная поддержка продукта, значительно замедляющая пуско-наладочные работы и поддержку работоспособности.

Обе упомянутые системы подразумевают развитую сетевую инфраструктуру и используют собственную серверную инфраструктуру образовательной организации, что приводит к необходимости их технического обслуживания силами самой организации. Однако организация может арендовать сервер с предустановленной системой Moodle у сторонней организации, занимаясь только контентом и сопровождением учебного процесса.

В качестве коммерческого решения стоит упомянуть систему iSpring, которая в основном обеспечивает потребности крупных компаний, таких как Яндекс, Сбербанк, Johnson&Johnson, Philips и др. iSpring предоставляет широкий спектр возможностей по учету деятельности студентов и формированию отчетности, а также идет в комплекте с программным комплексом iSpring Suite, позволяющем загружать в систему презентации прямо из Powerpoint. Система создания и редактирования тестов также реализована с помощью iSpring Suite. Платформа имеет версии для Android и iOS, прекрасно сопровождается, однако годовая подписка на сервис обойдется достаточно дорого.

В качестве альтернативы всем вышеперечисленным платформам может служить сервис Google Classroom, который в апреле 2017 г. стал доступен широкому кругу пользователей. Также, как и iSpring, Google Classroom работает на платформах Android и iOS, что позволяет проходить обучение с мобильных устройств. Компания Google объединила в этой СДО почти все свои сервисы, нацелив их на решение конкретных образовательных задач:

- Google Drive для создания, хранения и коллективного доступа к учебным материалам;

- Google Документы, Google Таблицы и Google Презентации для создания и демонстрации материалов;

- YouTube для просмотра видеолекций и обучающих роликов;

- Google Mail для связи и групповых рассылок;

- Google Calendar для координации расписания;

- Google Hangouts для проведения вебинаров; в базовой версии в видеоконференции могут принять участие до 10 человек, в расширенной — до 25 человек, а если использовать сервис в качестве чата, то до 150 человек.

Приглашение к участию в курсе реализовано посредством рассылки уведомляющих электронных писем или путем индивидуального подключения с указанием кода курса, который сообщает преподаватель. Главными преимуществами данной платформы являются ее бесплатность, легкость в использовании, универсальность доступа с различных устройств и гибкая система обратной связи [eLearningIndustry. - URL: google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=https://elearningindustry.com/about-us&prev=search&pto=aue (дата обращения: 15.04.21).]. Использование платформы Google Classroom снимает необходимость организации в необходимости содержания системного администратора (все процессы выполняются на серверах Google) и контент-менеджера (каждый преподаватель сам отвечает за наполнение своего курса).

Модель цифрового университета состоит из четырех основных блоков информационных ресурсов (рис. 3.1).

Блок систем управления на основе данных включает разработку информационной модели, создание цифрового ядра университета – кольца информационных систем управления деятельностью университета, обеспечивающего безопасность, доступность и актуальность данных. Данный блок включает три ключевых направления:

1) Информационные системы, внедряемые или разрабатываемые для обеспечения автоматизированного сбора, мониторинга и анализа данных в целях принятия решений в отношении планирования и управления вспомогательными видами деятельности вуза, включая в том числе:

- системы управления административно-хозяйственной деятельностью;

 

Рисунок 3.1 – Модель Цифрового Университета ВГУТУ

 

- системы управления кампусом;

- системы управления ИТ-инфраструктурой;

- системы управления безопасностью.

2) Платформы интеграции информационных систем и интерфейсов и т.д.

3) Инструменты и практики принятия решений на основе обратной связи от процессов и инструментов анализа данных.

Блок цифровых образовательных технологий включает онлайн-поддержку образовательного процесса и внедрение в образовательный и исследовательский процесс современных технологий, поддерживающих и трансформирующих взаимодействие студента и преподавателя:

- LMS системы (материалы курса в цифровом виде, автоматизированная проверка заданий, асинхронное обсуждение материалов курса студентами и др.);

- онлайн курсы, в том числе массовые открытые онлайн курсы (MOOCs) других университетов;

- адаптивные курсы с нелинейным треком прохождения в зависимости от успешности освоения материала, в том числе использующие системы управления контентом (методический инструментарий по проектированию образовательных курсов и программ, новые форматы представления контента, требования к жизненному циклу образовательных продуктов, система обратной связи, доступ к цифровой библиотеке);

- смешанная модель обучения, объединяющая использование онлайн и аудиторных занятий (в том числе перевернутая модель – просмотр лекций на онлайн курсах, обсуждение и практические задания с преподавателем в аудитории);

- онлайн-коммуникации в образовательном процессе: сервисы видеоконференцсвязи, вебинаров, совместной работы над цифровыми артефактами;

- виртуальные лаборатории, симуляторы, тренажеры в т.ч. с использованием технологий дополненной, смешанной и виртуальной реальности;

- сервисы проверки студенческих работ на наличие плагиата и т.д.

Блок индивидуальных образовательных траекторий включает в себя поддержку трансформации образовательного и исследовательского процесса и процесса администрирования образовательного и исследовательского процесса с целью учета интересов, способностей и темпов обучения каждого студента для формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории:

- структуризация в цифровом виде пространства образовательных активностей, предоставляемых университетом студенту, с предоставлением возможности конструирования индивидуальной траектории для каждого студента, с учетом его цифрового следа, мнения преподавателя и администрации;

- поддержка конструирования из образовательного пространства образовательных активностей образовательных программ, профилей, рекомендуемых траекторий;

- поддержка планирования реализации образовательного процесса с учетом выбора студентов, составление индивидуального расписания для каждого студента – сбор обратной связи по итогам реализации отдельных образовательных активностей, как по студентам, так и по преподавателям – сбор и анализ цифрового следа студентов, включая анализ их образовательной траектории, скорости и глубины освоения материала, профессиональных и общественных интересов;

- экспертные системы и системы искусственного интеллекта, помогающие студенту осуществлять выбор траектории – цифровые портфолио студентов и т.д.

Блок компетенций цифровой экономики включает мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности как обучающихся, так и преподавателей, исследователей и других сотрудников образовательных организаций высшего образования за счет:

- изменения содержания реализуемых вузами образовательных программ с целью формирования у всех обучающихся ключевых компетенций цифровой экономики;

- изменения методик и инструментов реализации образовательных исследовательских программ в целях формирования у научно-педагогических работников необходимых компетенций цифровой экономики;

- изменения административных и хозяйственных процессов с целью формирования у сотрудников компетенций цифровой экономики, цифровой грамотности.

Единая информационная система университета (ЕИСУ) решает задачи электронного документооборота и информационного обмена между подразделениями университета, обеспечивающими учебный процесс.

Система состоит из модулей, взаимосвязанных между собой и предназначенных для групп организационно-связанных в образовательном процессе пользователей.

Основным средством контроля результатов дистанционного обучения через «единое окно» являются тесты. Поэтому преподавателю необходимо уметь создавать тесты в системе Moodle и включать их в электронные курсы.

Любой тест в Moodle создается на основе Банка вопросов (специальной базе данных). То есть прежде, чем создавать тест, нужно заполнить банк данных вопросами для этого теста.

В Moodle разделены понятия банк тестовых вопросов и тест. Банк тестовых вопросов содержит все вопросы данного курса, позволяет структурировать и управлять большим количеством вопросов, предоставляет возможность доступа к вопросам из опубликованных категорий других курсов. Тест является элементом, с которым непосредственно работает студент, и содержит конкретный набор тестовых заданий.

Получить доступ к банку тестовых вопросов можно как из блока Управление, пункт Вопросы, так и из интерфейса редактирования конкретного теста. В блоке Управления на главной странице курса выбрать Вопросы:

Рисунок 3.2 - Блок Управление

 

Открывается страница редактирования вопросов (рис. 3.3).

Вопросы в Банке вопросов упорядочены по категориям. По умолчанию для каждого курса создается отдельная категория, кроме того, существуют категории, совпадающие с общими категориями курсов. При желании можно создать дополнительные категории (вкладка Категории). Перед созданием вопроса нужно выбрать категорию, к которой будет относиться этот вопрос, либо создать ее. Для этого можно воспользоваться или кнопкой Название категории, или закладкой Категории.

На этой странице можно:

- добавить новую категорию: при этом необходимо указать положение категории в иерархии (колонка «Доступные категории», в которой необходимо выбрать родительскую категорию), название категории, информацию о ней, а также отметить, будет ли категория доступна в других курсах системы;

- отредактировать категорию: полное редактирование, подобное добавлению категории, можно осуществить, воспользовавшись иконкой-ссылкой в столбце «Название категории». Кроме того, с этой страницы можно опубликовать категорию, изменить ее порядковое положение, воспользовавшись элементами в столбцах «Опубликовать», «Порядок», «Доступные категории» соответственно.

- удалить категорию: иконка-ссылка в столбце «Удалить».

Рисунок 3.3 - Страница редактирования вопросов

 

После выбора категории можно настроить опции отображения списка вопросов, в зависимости от того, хотите ли вы, чтобы отображались вопросы из подкатегорий, содержание вопросов, а также старые вопросы. Старые вопросы - это вопросы, которые формально удалены из банка тестовых заданий, но еще используются в каких-то тестах, по умолчанию они не отображаются, чтобы их нельзя было использовать. Кроме того, вопросы в списке можно отсортировать по типу и названию, просто по названию, дате добавления с помощью соответствующего выпадающего меню в заголовке столбца «Название вопроса».

Над тестовыми заданиями можно проводить следующие операции:

- создавать: с помощью выпадающего меню «Создать новый вопрос»;

- просматривать: с помощью иконки-ссылки;

- редактировать: с помощью иконки-ссылки;

- удалить: либо с помощью иконки-ссылки, либо с помощью кнопки «Удалить», предварительно выбрав несколько вопросов;

- переместить в другую категорию: с помощью кнопки «Переместить в >>», предварительно выбрав несколько вопросов и указав конечную категорию;

- импортировать вопросы из файла: с помощью вкладки «Импорт». В версии 1.8 Moodle поддерживает следующие форматы импорта: GIFT, Aiken, Moodle XML, Пропущенное слово, Blackboard, Blackboard V6+, WebCT, Course Test Manager, Вложенные ответы, Learnwise, Examview;

- экспортировать вопросы в файл: с помощью вкладки «Экспорт». В версии 1.9 Moodle поддерживает следующие форматы экспорта: GIFT, Moodle XML, IMS QTI 2.0, XHTML.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.017 с.)