Глава 8. Сми и интернет как источники получения информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Сми и интернет как источники получения информации.



Одной из важнейших задач в общей системе работы с инвалидами является их своевременное информирование и распространение необходимых сведений о текущем положении дел, предпринимаемых мерах, проводимых мероприятиях и доступных социальных, реабилитационных и абилитационных услугах. Для эффективного решения этой задачи нужно понимать, какие именно источники информации в первую очередь используют лица с ограниченными возможностями, откуда они получают данные.

Рис. 8.1. Распределение ответов на вопрос: «Какими из перечисленных источников получения информации Вы пользуетесь? В каких источниках освещаются проблемы инвалидов?», %

Вполне ожидаемо, что первую строчку рейтинга используемых инвалидами СМИ занимает телевидение (89,0%). На второе место со значительным отрывом выходит сеть Интернет, почти половина респондентов (44,7%) использует его для получения информации. По причине того, что среди целевой группы исследования очень много представителей старшей возрастной группы, в тройку лидеров попадают печатные СМИ, их использует 40,3%.

Структура распределения ответов на вопрос о том, где именно освещаются проблемы инвалидов, практически полностью повторяет рейтинг использования СМИ. Таким образом наиболее эффективными каналами коммуникации с целевой группой являются телевидение, интернет и печатные средства массовой информации.

Следует учитывать, что каждый третий участник опроса считает, что проблемы инвалидов не освещаются ни в одном из перечисленных источников информации. Этот факт нельзя игнорировать, он в очередной раз доказывает гипотезу, что лицам с ограниченными возможностями не хватает информации. В первую очередь информации о том, на какие меры поддержки они имеют право, какие мероприятия для них проводятся, какие социальны, реабилитационные и абилитационные услуги им доступны.

Как мы видим, сеть Интернет становится одним из ключевых источников получения информации и это нужно активно использовать. В будущих волнах мониторинга нужно выяснить, сколько из общей численности инвалидов знают о существовании Федерального реестра инвалидов, о том, какие цели преследовали его создатели, знают ли они о его возможностях и используют ли их.

Далее мы рассмотрим наиболее востребованные СМИ и выясним, какие именно телевизионные каналы, радиостанции, газеты и сайты чаще всего используют для получения информации инвалиды. На графике представлены лидеры рейтинга с показателем частоты просмотров выше 10%. С полным рейтингом телеканалов можно ознакомиться в приложении Статистические таблицы, Табл. №31.

Лидерами по популярности и частоте просмотра стали федеральные каналы, как их принято называть, «первых кнопок». Вполне закономерно, что основным источником информации на ТВ является общероссийский лидер «Первый Канал» (74,9%).

 

Рис. 8.2. Распределение ответов на вопрос: «Какие именно ТВ каналы Вы смотрите чаще всего?», %

Замыкают рейтинг наиболее используемых ТВ каналов с достаточно солидными значениями местные Волгоград ТРВ (12,7%) и Первый Волгоградский (12,4%). Они входят в список лидеров с количеством отметивших респондентов в более чем 10% случаев и занимают строчки выше, чем такие каналы как ОТР, МИР, ТВ-Центр, ТВ-3. Этот ресурс необходимо активно использовать в своей работе с целевой аудиторией.

На втором месте по популярности среди всех источников получения информации находится сеть Интернет. Этой теме в нашем исследовании посвящён отдельный блок вопросов, поэтому её мы рассмотрим чуть позже. Важное место в списке частоты использования источников находится радио. Респондентам был предложен исчерпывающий список радиостанций, осуществляющих своё вещание на территории Волгоградской области. В нашем отчёте мы приведём десятку основных станций, которые инвалиды слушают чаще всего.

На первых строчках вполне обоснованно расположились развлекательные радиостанции, такие как Дорожное радио (23,3%), Радио Дача (22,2%), Европа Плюс (18,9%). Следует обратить внимание на тот факт, что в рейтинг наиболее прослушиваемых попали и информационные радиоканалы, такие как Радио России (17,8%), Радио Маяк (16,7%), Вести FM (13,3%).

 

Рис. 8.3. Распределение ответов на вопрос: «Какие именно радиостанции Вы слушаете чаще всего?», %

Отметим, что частота прослушивания радиостанций вполне соответствует общему рейтингу этого вида СМИ и она несравнимо ниже, чем частота просмотра ТВ каналов. Не следует забывать, что радио чаще слушают фоном, занимаясь какой-либо деятельностью и нельзя рассчитывать на то, что транслируемую через этот источник официальную информацию воспримет и запомнит большое количество представителей целевой группы. И всё же ресурс информационных радиостанций, таких как Радио России, Радио Маяк, Вести FM можно и нужно использовать, особенно если речь идёт об информировании целевой аудитории о предстоящих мероприятиях или о каких-либо значимых изменениях в законодательстве, системе предоставления услуг, или других важных новостях сферы взаимодействия с инвалидами. Это не только повысить уровень информированности целевой группы, но и привлечёт дополнительное внимание к этой теме, позволит изменить отношение к ней и повысить уровень доверия и оценок деятельности профильных организаций.

На третьем месте в перечне наиболее популярных источников получения информации находятся печатные СМИ. Не смотря на достаточно популярное мнение, что этот вид распространения информации устарел, у него есть сложившаяся целевая аудитория, которая не спешит менять его на цифровые аналоги.

Рис. 8.4. Распределение ответов на вопрос: «Какие именно газеты Вы читаете чаще всего?», %

Среди старшей возрастной группы привычка покупать, получать по подписке и в виде бесплатных рассылок печатные издания остаётся стойкой, в первую очередь потому, что важную информацию в печатном виде легко сохранять и использовать. На Рис. 8.4 представлен рейтинг основных печатных изданий, которые чаще всего читают инвалиды в Волгоградской области. Здесь важно понимать, что около половины респондентов при ответе на этот вопрос выбрали вариант «Другое», при этом в подавляющем большинстве случаев затруднившись назвать конкретное название. Это вызвано тем, что многие читают бесплатные издания, которые распространяются в почтовые ящики. Кроме того, среди вариантов ответов «Другое» есть местные, региональные издания, например: «Еланские Вести», «Рассвет», «Урюпинская Правда». Издания такого плана также важно учитывать и использовать в работе.

Отдельно следует рассмотреть Интернет как способ получения информации. Около половины инвалидов в Волгоградской области являются активными пользователями сети. Большинство из них (41,7%) пользуются ей ежедневно. И всё же инвалиды являются достаточно специфичной группой населения, в которую входит достаточно большое количество представителей старшей группы населения. Кроме того, среди них есть часть лиц, которые не владеют элементарной компьютерной грамотностью.

По этим причинам доля лиц с ограниченными возможностями, которые не используют Интернет, так высока (44,3%). Вместе с этим необходимо учитывать и тот факт, что в нашей довольно обширной области до сих пор есть достаточно много регионов, которые до сих пор не подключены к сети, в них не всегда качественно работает мобильная связь.

Рис. 8.5. Распределение ответов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы интернетом и как часто?», %

Вполне естественно, что наиболее активными пользователями сети интернет чаще всего являются люди младших возрастных групп. Среди респондентов в возрасте от 18 до 34 лет количество ежедневных пользователей составляет более 80%. При этом с увеличением возраста опрошенных эта цифра резко сокращается и среди инвалидов старше 55 лет она уже составляет менее 20% (См. Рис. 8.6).

Количество пользователей сети день ото дня растёт, и даже самые возрастные группы в настоящее время всё чаще стараются не отставать от этих темпов развития и обучаются основам компьютерной грамотности.

Рис. 8.6. Распределение ответов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы интернетом и как часто?» в зависимости от возраста, %

Именно такая форма занятий с инвалидами может стать одним из новаторских методов социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Все учреждения, которые работают с целевой группой, в любом случае должны иметь доступ к сети интернет. На базе этих учреждений можно организовать курсы обучения и повышения компьютерной грамотности, и вместе с этим повышать уровень вовлеченности инвалидов старшего возраста в общественную жизнь.

Полученные данные в полной мере подтверждают гипотезу, что в отдалённых районах области пользователей сети намного меньше. Наиболее активно интернетом пользуются в областном центре. Соответственно в городах области его пользователей чуть меньше, и меньше всего их в муниципальных районах области (См. Рис. 8.7). Это объясняется не только тем, что уровень интернетизации в области ниже, но и тем, что в малых населённых пунктах преобладает население старших возрастных групп, которое, как мы выяснили, в несколько раз реже пользуется современными технологиями.

Соответственно нельзя рассчитывать на эффективное распространение информации через один или два источника. В работе профильных учреждений по информированию целевой группы необходим комплексный подход, в котором переход от устаревших печатных СМИ к электронным и сетевым будет осуществляться постепенно.

Рис. 8.7. Распределение ответов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы интернетом и как часто?» в зависимости от места проживания, %

Рассмотрим, какие именно интернет ресурсы, и какой тематики в первую очередь интересуют инвалидов. В последнее время пик популярности во всём мире приходится на социальные сети. Они во многом заменяют и информационные, и рекламные, и развлекательные ресурсы. Они стали не только источником информации и средством ей делиться, они стали местом общения, знакомств, ведения бизнеса и так далее.

Рис. 8.8. Распределение ответов на вопрос: «Сайты какой тематики Вы посещаете чаще всего?», %

Вовсе неудивительно, что на первом месте среди сайтов различной тематики с заметным отрывом находятся именно соцсети. Интернет для большинства стал не только источником поиска необходимой информации, сколько источником развлечений. При грамотном совмещении этих двух факторов можно получить ресурс, который перестанет быть формальной страницей с сухо изложенными законодательными актами и перечнем оказываемых услуг. Таким образом можно привлечь дополнительную аудиторию, более эффективно взаимодействовать с целевой группой, распространять важную информацию и привлекать дополнительные ресурсы, например, волонтёров.

Рис. 8.9. Распределение ответов на вопрос: «Какие сайты, посвящённые проблемам инвалидов, Вы знаете? Какие посещаете?», %

В русскоязычном сегменте сети Интернет есть достаточно обширный список сайтов, которые специализируются на размещении информации о помощи инвалидам. Это список, по крайней мере, насчитывает более 25 сайтов, среди которых и страницы самой широкой информационной наполненности, и узкоспециализированные профильные сайты. Одной из задач исследования было выяснить, знают ли об этом инвалиды и какими конкретно ресурсами чаще всего пользуются.

Как это наглядно представлено на Рис. 8.9, инвалиды Волгоградской области в большинстве своём не владеют никакой информацией о том, что в сети есть огромная масса ресурсов, которые могут их заинтересовать. 70,7% респондентов не знают ни одного из перечисленных в списке сайтов, а количество пользователей большинства ресурсов не превышает 5%.

Это довольно значимая проблема, поскольку мы видим, что количество пользователей сетью очень велико, а сообщество инвалидов в Интернете не пользуется популярностью. Очевидно, что в этом направлении нужно активно работать.

Как мы уже сказали ранее, самым популярным ресурсом в сети являются социальные сети. Очень важно понимать, какие именно из них наиболее востребованы среди инвалидов нашего региона.

Рис. 8.10. Распределение ответов на вопрос: «В каких социальных сетях у Вас есть аккаунт? А какими социальными сетями Вы чаще всего пользуетесь?», %

Как видно из представленных на Рис. 8.10 данных, всего у 11,4% инвалидов нашего региона нет аккаунтов в социальных сетях. Наиболее популярными из них являются Одноклассники, Вконтакте и Инстаграм. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что ресурс сети интернет необходимо использовать как можно активнее. Количество пользователей сети, и в том числе социальных сетей уже сейчас довольно высоко и со временем будет расти. Это не значит, что нужно оказываться от других источников информации, но в любом случае приоритеты должны меняться исходя из текущей ситуации и для более эффективного взаимодействия необходимо перестраивать и обновлять систему как того требует современность.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.037 с.)