Судебные способы разрешения конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебные способы разрешения конфликтов.



 

Основным способом разрешения споров в Российской Федерации является суд. В системе правосудия можно выделить основополагающие черты. Во-первых, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Это означает, что суд имеет монополию на осуществление правосудия, оно не может быть возложено на любые другие государственные органы. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Согласно 19 статье Конституции РФ все равны перед законом и судом, то есть обращение в суд универсально. Согласно 123 статье разбирательство дел во всех судах должно осуществляться открыто и публично. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В судах строго обеспечивается предусмотренный ГПК и АПК процесс рассмотрения спора. Судебный процесс характеризуется состязательностью,  обязательностью подчинения строгим судебным процедурам. Исполнение решения суда гарантируется специальными предусмотренными законом процедурами, вне зависимости от воли обязанного лица.[20]

Четкость и правильность решения конфликта предопределяет его верная характеристика и выбор процедуры его урегулирования. К условиям, определяющим этот выбор, относится содержание, уровень и вид конфликта. Содержание конфликта определяется видом правоотношениями, в рамках которых протекает конфликт. Уровень конфликта определяется вовлеченными в него субъектами. Вид конфликта определяется принятой классификацией конфликтов. На выбор процедуры также влияет состав правонарушения юридического конфликта; эта характеристика может стать решающей при выборе процедуры разрешения конфликта.

Прежде чем утверждать и расписывать основные признаки разрешения юридических конфликтов, стоит учесть, что абсолютно любой конфликт может закончиться юридическими методами, пусть далеко не каждый конфликт является юридическим.

Итак, у разрешения конфликтов юридическими методами есть 4 основных признака:

1. Процедура разрешения конфликта рассматривается и разрешается органом, в чьи полномочия это входит, например, органы автодорожной безопасности, различные суды и арбитражи.

2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права, которые подразделяются на виды по различным основаниям.

Также можно выделить три основные группы средств по разрешению конфликта:

a) Конституционные процедуры рассмотрения конфликтов, которые применяются при возникновении конфликтной ситуации в политической сфере общества, например, конфликт при разделении властей, конфликты во время законотворческого процесса, конфликт во время проведения голосования и другие.

b) Арбитражное и судебное рассмотрение конфликта, которые рассматривают различного рода ситуации (гражданские правонарушения, уголовные преступления, экономические споры между предпринимателями или между предпринимателями и органами государственного управления). Арбитражное рассмотрение конфликта подразумевает под собой рассмотрение дела в арбитражном суде. Следует упомянуть, что в данном случае существует две основные формы судопроизводства: суды общей юрисдикции и арбитражный суд. Их отличает условие то, что в арбитражном суде обе стороны являются юридическими лицами (предприятия, организации). Но если хотя бы одной стороной в процессе выступает физическое лицо, то спор уже будет рассматриваться в суде общей юрисдикции. Рассмотрим отличие рассмотрение дела на примере. Произошло столкновение автобус и троллейбус. В этом случае дело будет рассматриваться в арбитражном суде, поскольку собственниками автобуса и троллейбуса являются организации, а не люди. А если столкнулись две машины, находящиеся в частной собственности, или автомобиль физического лица и автобус, находящийся в государственной собственности, то дело уже будет подлежать рассмотрению в суде общей юрисдикции.

c) Административные процедуры решения конфликтов, которые подразумевают решение конфликтов и наказание провинившихся в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае конфликт разрешается органом государственной власти.

d) Досудебные способы разрешения конфликтов, которые подразумевают возможность решения конфликта до обращения в суд. Досудебная процедура разрешения конфликта является обязательной процедурой при разрешении конфликта. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).[21] Досудебный процесс имеет цель возможного примирения сторон и достижение договоренностей для ликвидации существующих разногласий. К одним из способов досудебного процесса обычно относят:

a) Арбитраж, который подразумевает помощь арбитра в процессе урегулирования спора, порядок назначения которого имеет два способа, выбор самих сторон по соглашению или назначение арбитра компетентным судом.

b) Медиация, которая преимущественно используется в экономических и семейных спорах, возникает при обязательной договоренности о совершении процедуры медиации, при котором заключается официальное соглашение сторон о будущей процедуре.

Основным способом разрешения конфликтов традиционно считается судебное разбирательство. Правосудие – один из основных и важнейших элементов, олицетворяющих демократическую модель государственности. Существование демократического правового государства невозможно без за крепленных в законе гарантий прав и свобод граждан. Кроме того, существование правового государства не имеет представления без наличия независимого суда, который бы существовал отдельной ветвью государственной власти от исполнительной и законодательной. Правосудие появилось вместе с демократией, а вместе с правосудием и появились справедливые суды.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, независимым от законодательной и исполнительной властей и имеющим строго очерченную в Конституции РФ и специальных законах компетенцию.[22]

В соответствии со ст. 1 закона о судебной системе судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.[23]

В Конституции РФ идея разграничения функций правосудия от функций законодательной и исполнительной властей сформулирована в г л. 7 (Судебная власть). Согласно Закону о судебной системе в России действу ют федеральные суды и суды субъектов РФ.

Так, к федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд РФ;

2. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);

3. арбитражные суды (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ).

К судам субъектов РФ отнесены:

1. конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2. мировые судьи.

На основании анализа гл. 7 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд, а также система судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Однако необходимо понимать, что Конституционный Суд РФ правосудия по конкретным гражданским и уголовным делам не осуществляет, поскольку является судебным органом, осуществляющим защиту конституционного строя.[24]

В Российской Федерации существует 4 вида судопроизводства, без учета Конституционного суда РФ:

1. Гражданское судопроизводство, которое подразумевает под собой рассмотрение имущественных споров, неимущественных личных, семейных, трудовых, наследственных и земельных дел.

В наши дни особая роль принадлежит правосудию по гражданским делам, поскольку из общего количества дел, поступающих на рассмотрение федеральным и мировым судьям, лидирует число именно гражданских споров. Осуществление правосудия по гражданским делам, в качестве специфической функции государства, основывается на обеспечении применения законов, способствующих восстановлению нарушенных прав в гражданских правоотношениях. Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел определяется законодательством о гражданском судопроизводстве. Юридическая ценность гражданского процессуального права определяется тем, что она обеспечивает защиту и охрану гражданских, семейных, жилищных, трудовых, кооперативных прав. Защита уже нарушенных прав и законных интересов осуществляется судом различными способами, указанными в ст. 11 ГК, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации за причиненный моральный вред и др.

Охрана прав целесообразна и в том случае, когда субъективные права еще не были нарушены, и для того, чтобы они не были нарушены в будущем. Она заключается в устранении юридических неопределенностей в отношении заинтересованных лиц, установлении конкретных юридических фактов, от чего зависит осуществление в дальнейшем субъективных прав граждан и организаций, а также в признании или непризнании спорного правоотношения, сделки нарушающими права. Объектом судебной охраны могут быть как субъективные права, так и юридические законные интересы граждан или организаций.[25]

Норма гражданского процессуального кодекса – возможность окончить судопроизводство мировым соглашением, которое не обозначает частное соглашение сторон, а акт судебной власти. Вопрос о возможности окончания спора начинает рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Исправление ошибок, допущенных при рассмотрении дела, возможно с помощью кассационного обжалования или с помощью пересмотра д ела в порядке надзора.

Важнейшее условие для наступления гражданско-правовой ответственности – наличие состава гражданского правонарушения.

Также стоит упомянуть признаки гражданского правонарушения и его состава:

a. Противоправность поведения.

b. Наличие материального или морального труда и последующих убытков, выраженных в имущественных денежных потерях.

c. Причинно-следственная связь между противоправным поведением и последствиями, которые повлекли определённый ущерб и вред.

d. Вина правонарушителя. Однако существует презумпция вины нарушителя, которая обозначает, что потерпевший не должен доказывать, что нарушитель виновен, как это делается в уголовно-правовом подходе.

2. Уголовное судопроизводство, к которому привёл конфликт, представляющий собой преступление. Порядок этого производства регулируется федеральным уголовно-процессуальным правом. Основные свойства уголовно-процессуальных отношений: регламентация действующим законодательством; возникновение на основе конкретного существующего уголовного дела; предпосылка к созданию определенных прав и обязанностей у каждой из сторон. Хотя бы одной из сторон уголовно-процессуального правоотношения всегда является орган или должностное лицо уголовного судопроизводства, поскольку предварительное расследование и судебное разбирательство имеет официальный характер. В течение производства уголовного дела участники могут вступать между собой в иные общественные отношения, а также в новые конфликты на основе существующего дела.[26]

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется официальными государственными органами и должностными лицами (судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, орган ом дознания, начальником подразделения дознания и дознавателем). Это требует применения средств, которые позволяют достичь назначения производства по конкретному уголовному делу. Задача суда состоит в том, что бы выявить, виновен подсудимый или нет, вынести ему впоследствии наказание или отпустить. Ведь главное отличие уголовного судопроизводства от гражданского – криминальный конфликт уже завершился, и задача уголовного суда установить вину.

Но ни в коем случае нельзя подозреваемого считать преступником. Только суд своим решением имеет право признать гражданина лицом, которое совершило преступление и заслуживает наказания. До установления состава преступления, никакое лицо не может считаться виновным в силу наличия в уголовном праве презумпции невиновности.

3. Административное. Многие юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой порядок разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспектора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя исполнительная власть, что допускает возможность произвола в действиях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46) предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

4. Арбитраж, который рассматривает дела между организациями в предпринимательской сфере деятельности или между предпринимателями и органами государственной власти.

Арбитражный процесс не является обязательным, так как организации вправе решить конфликт с помощью переговоров и консультаций, но всё равно остаётся самым надёжным способом законного завершения спора, а также гарантирует поддержку принятого арбитражем решения государством.

Пусть процедура рассмотрения дела арбитражным судом и близка к гражданскому процессу, она всё-таки имеет отличия:

a. Арбитраж часто применяет процедуру досудебного разрешения конфликтной ситуации.

b. Спор может быть передан из арбитража в третейский суд по желанию сторон, кроме спора с органами государственной власти.

c. Арбитражный суд ставит перед собой задачу помочь сторонам найти компромисс в разрешении спора.

Судебные способы решения конфликтов – это, в первую очередь, цивилизационные способы решения возникших споров. Осуществление правосудия всегда должно происходить в рамках, установленных законодательством. Конфликт, невозможный для решения альтернативными способами, следует решить в рамках судебного разбирательства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.017 с.)