Группа №96 профессия Повар, кондитер 2  курс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа №96 профессия Повар, кондитер 2  курс



Конспект урока литературы

 Дата  18.11.2021

Группа №96 профессия Повар, кондитер 2  курс


Тема: Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:  дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока, показать многозначность символов в стихотворениях ранних лет;

Основные понятия:

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видео. 11 класс - Литература - А.А. Блок. Жизнь и творчество. Символизм. Ранняя лирика. https://youtu.be/wTNUdt9rp4o https://youtu.be/o08fzC0eQIo Дата обращения 17.11.2021.

2.Видео. 11 класс - Блок А.А. - Стихи о прекрасной даме. https://yandex.ru/video/preview/15335332312567644189 -Дата обращения 17.11.2021

Презентация на тему:

  «Ранняя лирика А.А. Блока»

«Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.

Стихи о Прекрасной Даме - ранняя утренняя заря-

  те сны и туманы, с которыми борется душа,

 чтобы получить право на жизнь.

А.А. Блок

 

А.А. Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор об этом человеке и поэте.

 

 

Цель нашего урока:    познакомиться с ранними произведениями А. А. Блока, рассмотреть многозначность символов в стихотворениях ранних лет.

 

Эпиграфом к уроку я выбрала слова самого Блока (Предисловие к сборнику стихов «Земля в снегу», 1908г.):

«Стихи о Прекрасной Даме - ранняя утренняя заря - те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь.»

-Как вы понимаете эти строки? Попытайтесь сформулировать тему урока. Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (показ слайдов, запись темы в тетрадь) Брюсов в рецензии на ранний поэтический сборник писал: «А. Блок...поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремиться быть простым и ясным. Он только там силён, где перед ним зрительные и внешние образы»

В классической поэзии 19 века господствовало стремление к ясности и прозрачности стиха, ясности подчас самого сложного поэтического переживания.

А.С. Пушкин писал: «Не знаешь ты, как сильно я люблю. Не знаешь ты, как тяжко я страдаю...»

М.Ю. Лермонтов так прямо сказал о любви: «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Но я люблю- за что, не знаю сам»

Ф.И. Тютчев говорил: «Коль любить, так не на шутку...»_____________________________________

«Что такое любовь? -над этим вопросом задумывались всегда поэты и писатели, никогда не переставали прославлять это чувство.

Поэты серебряного века попытались по-новому воспеть. Разгадайте тайну раннего Блока

К какому литературному течению модернизма относил себя поэт? В чем особенность символизма Блока?

2. Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.

Первая книга поэзии А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Учение русского философа В.Соловьева о Душе мира или Вечной Женственности

Особенности сборника «Стихи о Прекрасной Даме»

Анализ стихотворений.

Анализ стихотворений.

«Вхожу я в темные храмы»

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

 

Таинственная, волшебная,  загадочная атмосфера создается с помощью контрастной цветовой гаммы (темные, красные), деталей храма (лампады, колонны). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами: жду, дрожу.

Неподвижностью героя передается ожидание Прекрасной Дамы. Героиня лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя. «Только образ, лишь сон о ней»    Обстановка храма, цвета, величественные имена, эпитеты и эмоциональное состояние героя -все создает образ героини, возвышенный, божественный, неземной.

Мотивы тени и сна создают ощущение непроясненности, невидимости

Я, отрок, зажигаю свечи...

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

радуется, слыша голос жениха.

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

 

Атмосфера стихотворения вновь создается с помощью деталей храма: свечи, кадильный огонь, вечернее моленье, белая церковь, церковная ограда, алтарь. Белый цвет -символ святости -связан с образом невесты.

Герой-отрок, отдающий себя ожиданию, которое переживается, как служение

идеалу. Героиня невидима, неслышима.

Мотив сумрака, тумана, ощущение недосказанности.

В финале выражена вера поэта в возможность воссоединения небесного и земного.

Конспект урока литературы

 Дата  18.11.2021

Группа №96 профессия Повар, кондитер 2  курс


Тема: Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:  дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока, показать многозначность символов в стихотворениях ранних лет;

Основные понятия:

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видео. 11 класс - Литература - А.А. Блок. Жизнь и творчество. Символизм. Ранняя лирика. https://youtu.be/wTNUdt9rp4o https://youtu.be/o08fzC0eQIo Дата обращения 17.11.2021.

2.Видео. 11 класс - Блок А.А. - Стихи о прекрасной даме. https://yandex.ru/video/preview/15335332312567644189 -Дата обращения 17.11.2021

Презентация на тему:

  «Ранняя лирика А.А. Блока»

«Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.

Стихи о Прекрасной Даме - ранняя утренняя заря-

  те сны и туманы, с которыми борется душа,

 чтобы получить право на жизнь.

А.А. Блок

 

А.А. Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор об этом человеке и поэте.

 

 

Цель нашего урока:    познакомиться с ранними произведениями А. А. Блока, рассмотреть многозначность символов в стихотворениях ранних лет.

 

Эпиграфом к уроку я выбрала слова самого Блока (Предисловие к сборнику стихов «Земля в снегу», 1908г.):

«Стихи о Прекрасной Даме - ранняя утренняя заря - те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь.»

-Как вы понимаете эти строки? Попытайтесь сформулировать тему урока. Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (показ слайдов, запись темы в тетрадь) Брюсов в рецензии на ранний поэтический сборник писал: «А. Блок...поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремиться быть простым и ясным. Он только там силён, где перед ним зрительные и внешние образы»

В классической поэзии 19 века господствовало стремление к ясности и прозрачности стиха, ясности подчас самого сложного поэтического переживания.

А.С. Пушкин писал: «Не знаешь ты, как сильно я люблю. Не знаешь ты, как тяжко я страдаю...»

М.Ю. Лермонтов так прямо сказал о любви: «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Но я люблю- за что, не знаю сам»

Ф.И. Тютчев говорил: «Коль любить, так не на шутку...»_____________________________________

«Что такое любовь? -над этим вопросом задумывались всегда поэты и писатели, никогда не переставали прославлять это чувство.

Поэты серебряного века попытались по-новому воспеть. Разгадайте тайну раннего Блока

К какому литературному течению модернизма относил себя поэт? В чем особенность символизма Блока?

2. Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.027 с.)