Группа № 23              ФИЗИКА      2 урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа № 23              ФИЗИКА      2 урока



Группа № 23              ФИЗИКА      2 урока

 Урок 6

Тема: Резонанс в электрической цепи. Автоколебания.

Цели: раскрыть физическую сущность процессов, происходящих при резонансе напряжений, и научиться применять основные закономерности электрического резонанса при решении физических,рассмотреть автоколебания.

Задачи урока:

познакомиться с явлением резонанса;

продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

формировать умения работы с различными источниками учебной информации;

ПЛАН

  1. Изучение нового материала

Просмотр видео

Проработка теоретического материала

Самостоятельная работа

1. Просмотреть видео: https://yandex.fr/video/preview/?text=резонанс%20в%20электрической%20цепи%20автоколебания%2011%20класс%20конспект%20урока&path=wizard&parent-reqid=1634291302298011-15792400934978545844-sas2-0340-sas-l7-balancer-8080-BAL-2407&wiz_type=vital&filmId=15601774533094983936

2. Проработать теоретический материал и н аписать краткий конспект лекции

В действительности участок цепи, по которому протекает переменный электрический ток, обладает свойствами активного, емкостного и индуктивного сопротивлений, правда, в разной степени. В каких-то случаях тем или иным сопротивлением можно пренебречь – в зависимости от решаемой задачи.

Рассмотрим процессы, происходящие на реальном участке цепи, представляющем собой последовательное соединение резистора, конденсатора и катушки индуктивности.

<Рисунок 1>

Отношения между физическими величинами для такого участка значительно сложнее, поэтому обратимся к главным результатам.

Опишем прохождение переменного электрического тока на таком участке цепи.

Напряжение, подаваемое внешним генератором, в любой момент времени равно сумме падений напряжений на различных участках цепи:

Пусть напряжение в цепи изменяется по гармоническому закону:

Так как напряжение на каждом участке своё, то на разных участках цепи между колебаниями силы тока и напряжения имеется свой сдвиг фаз. Поэтому сила тока в цепи будет изменяться по закону:

Амплитуда приложенного напряжения определяется на векторной диаграмме как геометрическая сумма амплитуд падений напряжений на активном сопротивлении, катушке индуктивности и конденсаторе.

<Рисунок 2>

Из прямоугольного треугольника на чертеже имеем:

Тогда:

Полное электрическое сопротивление цепи переменному току:

Величина

называется реактивным сопротивлением или реактансом.

Закон Ома для цепи переменного тока запишется в виде:

Формулировка закона Ома для цепи переменного тока:

Амплитуда силы переменного тока прямо пропорциональна амплитуде напряжения и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи.

Закон Ома для действующих значений силы тока и напряжения:

Сдвиг фаз между колебаниями силы тока и напряжения можно определить из векторной диаграммы:

На реальном участке цепи происходят новые физические явления. Одно из важных – электрический резонанс.

Явление электрического резонанса впервые было описано выдающимся английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом в 1868 году.

Из формулы (7) следует условие, при котором наступает электрический резонанс: сила тока максимальна при минимальном значении полного сопротивления цепи, т.е. когда:

При этом:

  • цепь обладает только активным сопротивлением;
  • (UL)рез. = (UC)рез. (по модулю), но противоположны по фазе.

Выводы:

Из (10) следует, что электрический резонанс происходит, когда частота вынуждающего напряжения равна собственной частоте электрической цепи:

Амплитуда установившихся колебаний силы тока при резонансе определяется:

При электрическом резонансе цепь фактически обладает только активным сопротивлением, т.е. нет сдвига фаз между силой тока и напряжением, хотя до и после резонанса этот сдвиг фаз есть.

Проанализируем формулу (12):

  • при R —> 0 (Imax)рез. —> (чем меньше активное сопротивление R, тем более острый максимум имеет резонансная кривая);
  • при R —> говорить о резонансе не имеет смысла.

<Рисунок 3>

Таким образом: резонанс в электрической цепи переменного тока – явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний силы тока в колебательном контуре при совпадении частоты внешнего переменного напряжения с частотой свободных незатухающих колебаний в контуре.

Давайте посмотрим, каким образом на практике можно получить явление резонанса напряжений в электрической цепи переменного тока при последовательном соединении её элементов.

Применение электрического резонанса:

1) входной кон­тур радиоприемника (анализ рисунка учебника и объ­яснение принципа действия приемного колебательно­го контура)

2) резонансный волномер, объяснение принципа действия волномера с переменной ем­костью (демонстрация при помощи высокочастотного генератора и колебательного контура с неоновой лампой)

Ресурсы сети Интернет

1.   http://www.edu21.cap.ru/home/5760/doc/pub/rezonans%20pub.pdf

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Автоколебания

3. https://spravochnikvs.com/rezonans_v_elektricheskoj_cepi

Ответ отправить на адрес электронной почты:

petricholga@mail.ru

Урок 7

ПЛАН

  1. Изучение нового материала

Просмотр видео

Проработка теоретического материала

Решение задач

1. Просмотреть видео:

https://yandex.fr/video/preview/?text=Генерирование%20электрической%20энергии.%20Трансформатор.%20Производство%2C%20использование%20и%20передача%20электрической%20энергии.&path=wizard&parent-reqid=1634294041477990-7274192648037519560-man1-4260-man-l7-balancer-8080-BAL-2653&wiz_type=vital&filmId=3369615724688555518

Генератор

Генератор — устройство, преобразующее энергию того или иного вида в электрическую энергию (гальванические элементы, электростатические машины, термобатареи, солнечные батареи).

Преобладающую роль в наше время играют электромеханические индукционные генераторы переменного тока, в которых механическая энергия превращается в электрическую. Их действие основано на явлении электромагнитной индукции. Такие генераторы имеют сравнительно простое устройство и позволяют получать большие токи при достаточно высоком напряжении.

Назначение трансформатора

ЭДС мощных генераторов Электростанций довольно велика. На практике чаще всего нужно не слишком высокое напряжение.

Трансформатор – устройство, применяемое для повышения или понижения переменного напряжения.

Был изобретён в 1878 г. русским учёным Павлом Николаевичем Яблочковым (1847-1894г.) и использован для питания изобретённого им нового источника света-«электрических свечей»

А) Холостой ход (без нагрузки)

Этот режим имеет место при разомкнутой вторичной цепи.

При подключении первичной обмотки к источнику переменного тока в сердечнике появляется переменный магнитный поток, который возбуждает ЭДС индукции в каждой обмотке.

Мгновенное значение ЭДС индукции е в любом витке первичной или вторичной обмотках одинаково. Согласно закону Фарадея определяется формулой

- полная ЭДС первичной обмотки

- полная ЭДС вторичной обмотки

отсюда следует, что

Обычно активное сопротивление обмоток трансформатора мало, поэтому им можно пренебречь. В этом случае модуль напряжения на зажимах катушки приблизительно равен модулю ЭДС индукции

| U1|≈|e1|

При разомкнутой вторичной обмотке трансформатора ток в ней не течёт и имеет место соотношение

| U2|=|e2|

Мгновенные значения ЭДС е можно заменить действующими Е

Получим отношение

(слайд12,13,14)

Где k коэффициент трансформации

При k>1 трансформатор понижающий, k<1 трансформатор повышающий

Б) рабочий ход (под нагрузкой) (Слайд 15,16)

Этот режим имеет место при замкнутой вторичной цепи. В этом случае трансформатор нагружен, т.е. подключены потребители.

На этом режиме мощность в первичной цепи приблизительно равна мощности во вторичной

Это означает, что, повышая с помощью трансформатора напряжение в несколько раз, мы во столько же раз уменьшаем силу тока (и наоборот)

 

Решение задач

Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220 до 660 В. Каков коэффициент трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке? В какой обмотке провод имеет боль­шую площадь поперечного сечения?

Домашнее задание: Учить §26, 27. Ответить на вопросы в конце параграфов.

Группа № 23              ФИЗИКА      2 урока

 Урок 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.029 с.)