Стандарты качества, оценка потребности и стоимости муниципальных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты качества, оценка потребности и стоимости муниципальных услуг



Бюджетирование, ориентированное на результат – это система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

Внедрение системы БОР в практику работы органов местного самоуправления позволяет:

− определить приоритеты бюджетных расходов и обеспечить их реализацию;

− установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программ и объемом требуемых для этого ресурсов;

− повысить обоснованность бюджетных расходов;

− более эффективно распределить бюджетные средства между конкурирующими статьями расходов в соответствии с приоритетами муниципальной политики;

− расширить самостоятельность и повысить ответственность получателей бюджетных средств;

− стимулировать муниципальных служащих, работников бюджетных и автономных учреждений к эффективной работе, направленной на достижение конечных результатов;

− повысить уровень прозрачности деятельности органов местного самоуправления, что способствует повышению доверия населения и привлечению инвесторов.

Внедрение БОР предполагает создание единой системы целеполагания и использование ее в бюджетном планировании, а также системы мониторинга целевых показателей исполнения планов, контроля и оценки результатов в соответствии с установленным порядком отчетности. Данная система даст возможность администрациям муниципальных образований справедливо и экономически обоснованно распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач в социально значимых отраслях социальной сферы, что особенно важно в период финансово-экономического кризиса.

Основные инструменты бюджетирования ориентированного на результат. Применяемые сегодня инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, можно разделить на две основные категории:

− инструменты целеполагания и планирования, обеспечивающие единство муниципальной политики в различных отраслях и по муниципалитету в целом, – долгосрочные и ведомственные целевые программы, доклады о


результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств;

− инструменты реализации установленных целей и задач – реестр муниципальных услуг (работ), стандарты качества муниципальных услуг, оценка потребности в муниципальных услугах, оценка стоимости муниципальных услуг, муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ).

Наибольшие методические затруднения связаны с применением инструментов реализации установленных целей и задач в системе БОР, которые также можно условно назвать инструментами бюджетирования по услугам.

Актуальность применения данного набора инструментов обусловлена требованием статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей формирование начиная с 2009 года государственных (муниципальных) заданий для всех государственных (муниципальных) учреждений на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ. Активизация разработки и внедрения инструментов бюджетирования по услугам также была связана с появлением новой организационно-правовой формы государственных и муниципальных учреждений – автономного учреждения, которое функционирует и финансируется по принципу исполнения задания учредителя на оказание услуг (выполнение работ).

Поправками, внесенными в Бюджетный кодекс в части установления заданий государственным (муниципальным) учреждениям, фактически создана новая классификация расходов в системе БОР – классификация по услугам и работам. Классификация деятельности по услугам и работам и классификация деятельности по целям и задачам, представленным в различных документах целеполагания, могут совпадать, но это не является обязательным. Зачастую предоставление одной государственной (муниципальной) услуги нацелено на одновременное достижение нескольких целей социально-экономического развития. Более четкое согласование разных классификаций, применяемых в ходе бюджетного планирования, – это направление дальнейшего совершенствования бюджетной системы Российской Федерации на всех уровнях.

Долгосрочная целевая программа.

Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Новая редакция кодекса закрепляет полномочия по установлению порядка принятия решений о разработке, проведения экспертизы и согласования проектов программ, а также их реализации за исполнительными органами местного самоуправления. Кроме того, местная администрация должна утверждать порядок и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ.


Долгосрочная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития муниципального образования.

Целесообразность внедрения и порядок применения.

Долгосрочные целевые программы муниципального образования целесообразно применять для решения задач межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования. Долгосрочные целевые программы подлежат утверждению местной администрацией не позднее чем за месяц до дня внесения проекта решения о бюджете муниципального образования в представительный орган местного самоуправления. В целях упорядочивания процесса применения программ рекомендуется вести их реестр, порядок формирования и применения которого может быть включен в состав нормативного правового акта, регламентирующего применение долгосрочных целевых программ, либо утвержден отдельным нормативным правовым актом муниципального образования.

Основные составляющие долгосрочной целевой программы с учетом

потребностей органов местного самоуправления:

−  паспорт программы;

− характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость применения программно-целевого метода;

−  цели и задачи программы;

−  срок реализации программы;

− текстовое описание ожидаемых социально-экономических итогов реализации программы;

− перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых объемах средств, выделяемых из местного бюджета и сроках реализации каждого мероприятия;

− целевые значения показателей реализации мероприятий и показателей результативности программы по годам ее осуществления и конечные результаты;

− организационная схема управления и контроля за реализацией программы, включая распределение полномочий и ответственности между главными распорядителями бюджетных средств, отвечающими за ее реализацию;

− обоснование потребностей в ресурсах, необходимых для реализации программы.


Бюджетное планирование с применением долгосрочных целевых программ предполагает возможность получения дополнительного объема финансирования для достижения цели программы за счет субсидий из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок предоставления таких субсидий должен быть определен в аналогичной целевой программе Российской Федерации или соответствующего субъекта РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом ежегодно должна проводиться оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ (оценивается, в частности, ход реализации программы, ее влияние на решение поставленных целей и задач, а также соответствие приоритетам планируемого бюджетного периода). По результатам оценки производится ранжирование программ и формируются предложения об изменении начиная с очередного финансового года объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном ее прекращении.

Проблемы и особенности практического применения.

В долгосрочной целевой программе должна быть отражена связь ее целей, задач и мероприятий с системой целевых показателей. Только определение показателей результативности по каждому мероприятию и планируемой динамики их значений позволяет придать всем мероприятиям целевой характер и количественную определенность, необходимую для контроля за решением задач развития, обоснованных в программе, и последующей количественной и качественной оценки степени ее успешности. К сожалению, самой распространенной ошибкой на этапе формирования программ является как раз отсутствие такой связи.

Следует различать целевые показатели реализации мероприятий долгосрочной целевой программы и показатели результативности (показатели ожидаемых социально-экономических итогов) ее реализации. Первые отражают ход осуществления конкретных мероприятий (количество единиц приобретенного оборудования, число проведенных спортивных соревнований и др.), а вторые характеризуют общие результаты реализации программы, которые не всегда можно соотнести с конкретными мероприятиями (изменение уровня заболеваемости, доля населения, регулярно занимающаяся физической культурой и спортом и др.).

Поскольку долгосрочные целевые программы муниципального образования применяются в неразрывном единстве с другими инструментами управления, очень важно, чтобы в системе БОР все они были согласованы между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.012 с.)