Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение производной в механикеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Задачи: - Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной. - Проверить уровень сформированности навыка нахождения производных, способствовать выработке навыков в применении производной к решению физических задач. - Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, коммуникативные навыки во время совместной работы Результаты освоения УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: умения определять и формулировать цель, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение; Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других студентов; Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания. Интегративные связи: физика, геометрия и все предметы, где используется математический аппарат. Литература Основная 1. Шкиль Н.И. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала анализа математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — К.: Зодиак-ЭКО, 2014. 2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала анализа. Геометрия. (базовый и углубленный уровни). 10—11классы. — М., 2014. Дополнительная 3. Башмаков М. И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2013. 4. Башмаков М. И., Цыганов Ш. И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ
Практическое занятие №12 « Приложение производной к решению задач физики, механики, электромеханики » Теоретическая часть
Повторение полученных знаний: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной. Термин «производная» – это буквальный перевод на русский derivee. Этот термин ввел Лагранж в 1797 году. А само понятие, задолго до Лагранжа, независимо друг от друга, ввели и активно использовали, заложив фундамент нового исчисления, Лейбниц и Ньютон. Раздел математики, который изучает производные функции и их применения, называется (дифференциальным исчислением).
Что называется производной функции в точке? Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношенияприращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления. Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл. В чем заключается геометрический смысл производной? Ответ: Геометрический смысл производной заключается в следующем: если к графику функции y=f(x) в точке xoможно провести касательную, не параллельную оси y, то f′ (xo) выражает угловой коэффициент касательной. В чем состоит физический смысл производной?Ответ: Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение.
Применение производной в физике очень обширно. Математические задачи с практическим содержанием – это такие задачи, которые связаны с применением математики в технике, химии, медицине, экономики, физики, а также и в быту. Сегодня мы рассмотрим задачи, которые можно решить с помощью производной. Мы уже знаем, что производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В математике производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в биологии – скорость размножения микроорганизмов, в химии – скорость химической реакции. Среди многих задач наиболее важной является задача нахождения экстремума функции и связанная с ней задача нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций. Практическая часть Пример 1. Найти скорость движения материальной точки в конце 3-й секунды, если движение точки задано уравнением
S = t2 –11t + 30 Решение: V = S′(t) V (t) = (t2 –11t + 30)′= 2 t – 11 V (3) =2 ×3 -11= - 5 (м/с) Кинетическая энергия
Пример 2. Тело массой 8 кг движется прямолинейно по закону S = 2t2+ 3t – 1. Найти кинетическую энергию тела через 3 секунды после начала движения. Решение: Найдем скорость движения тела в любой момент времени: V = S′(t) V (t) = (2t2+ 3t – 1)′= 4 t + 3 Вычислим скорость тела в момент времени t = 3: V (3) =4 ×3 + 3 = 15 (м/с) Определим кинетическую энергию тела в момент времени t = 3: =(8 ×152)/2=900 (Дж) Пример 4. Исследовать функцию на экстремум и построить схематично график. Решение. 1) Найдем . 2) Найдем точки, в которых (функция дифференцируема для всех х). . 3) В данном случае удобно воспользоваться исследованием знака на числовой прямой. Таким образом, в точке х= 1 нет экстремума, но в этой точке , то есть касательная параллельна оси Ох, . Чтобы построить график, найдем дополнительные точки. Точки пересечения с осью Ох: Û Û . или – уравнение не имеет решений. Строим график.
1. Решение задач. Задача 1 Дано уравнение прямолинейного движения тела: S=3t2-5t+2, гдеS- путь, пройденный телом, м; t- время, с. Найдите скорость тела в момент времени t=4 c. Задача 2 Задача 3 Пусть q= 3t2 - 5t +8 - количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за время. Найти силу тока в данный момент времени =3c. Задача 4 Пусть дан неоднородный стержень длины, масса неоднородного стержня меняется по закону: m=3x2 -5x +12. Найти линейную плотность стержня в данной точке =4 Проверка знаний. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа по вариантам, совместная проверка, используя презентацию (слайд 20-21). Задачи: - Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной. - Проверить уровень сформированности навыка нахождения производных, способствовать выработке навыков в применении производной к решению физических задач. - Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, коммуникативные навыки во время совместной работы Результаты освоения УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: умения определять и формулировать цель, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение; Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других студентов; Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания. Интегративные связи: физика, геометрия и все предметы, где используется математический аппарат. Литература Основная 1. Шкиль Н.И. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала анализа математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — К.: Зодиак-ЭКО, 2014. 2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала анализа. Геометрия. (базовый и углубленный уровни). 10—11классы. — М., 2014. Дополнительная 3. Башмаков М. И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2013.
4. Башмаков М. И., Цыганов Ш. И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ
Практическое занятие №12 « Приложение производной к решению задач физики, механики, электромеханики » Теоретическая часть
Повторение полученных знаний: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной. Термин «производная» – это буквальный перевод на русский derivee. Этот термин ввел Лагранж в 1797 году. А само понятие, задолго до Лагранжа, независимо друг от друга, ввели и активно использовали, заложив фундамент нового исчисления, Лейбниц и Ньютон. Раздел математики, который изучает производные функции и их применения, называется (дифференциальным исчислением). Что называется производной функции в точке? Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношенияприращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления. Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл. В чем заключается геометрический смысл производной? Ответ: Геометрический смысл производной заключается в следующем: если к графику функции y=f(x) в точке xoможно провести касательную, не параллельную оси y, то f′ (xo) выражает угловой коэффициент касательной. В чем состоит физический смысл производной?Ответ: Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение.
Применение производной в физике очень обширно. Математические задачи с практическим содержанием – это такие задачи, которые связаны с применением математики в технике, химии, медицине, экономики, физики, а также и в быту. Сегодня мы рассмотрим задачи, которые можно решить с помощью производной. Мы уже знаем, что производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В математике производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в биологии – скорость размножения микроорганизмов, в химии – скорость химической реакции. Среди многих задач наиболее важной является задача нахождения экстремума функции и связанная с ней задача нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций.
Применение производной в механике При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления. Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница. Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени (мгновенной скорости). S = S(t) V = S′(t) = x′(t), a = V′(t) = S″(t) Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Основной характеристикой механического движения служит скорость. Алгоритм нахождения скорости тела с помощью производной. Если закон движения тела задан уравнением s = s (t), то для нахождения мгновенной скорости тела в какой-нибудь определенный момент времени надо: 1.Найти производную v = s '(t). 2. Подставить в полученную формулу заданное значение времени. Производная в электротехнике В наших домах, на транспорте, на заводах: всюду работает электрический ток. Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц. Количественной характеристикой электрического тока является сила тока. В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени. Сила есть производная работы по перемещению, т.е. F=A /(x) Теплоемкость – есть производная теплоты по температуре, т.е. C(t) = Q/(t) d(l)=m/(l) - линейная плотность K (t) = l /(t) - коэффициент линейного расширения ω (t)= φ/(t) - угловая скорость а (t)= ω/(t) - угловое ускорение N(t) = A/(t) – мощность Если внимательно изучить вопрос применения производной в других областях, то можно составить вот такую таблицу:
Практическая часть Пример 1. Найти скорость движения материальной точки в конце 3-й секунды, если движение точки задано уравнением S = t2 –11t + 30 Решение: V = S′(t) V (t) = (t2 –11t + 30)′= 2 t – 11 V (3) =2 ×3 -11= - 5 (м/с) Кинетическая энергия
Пример 2. Тело массой 8 кг движется прямолинейно по закону S = 2t2+ 3t – 1. Найти кинетическую энергию тела через 3 секунды после начала движения. Решение: Найдем скорость движения тела в любой момент времени: V = S′(t) V (t) = (2t2+ 3t – 1)′= 4 t + 3 Вычислим скорость тела в момент времени t = 3: V (3) =4 ×3 + 3 = 15 (м/с) Определим кинетическую энергию тела в момент времени t = 3: =(8 ×152)/2=900 (Дж)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.072 с.) |