Тема 1. Предмет и система земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и система земельного права



ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

ПРАКТИКУМ

Направление подготовки

40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

Профиль подготовки

ПРАВОПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

 

 

Для студентов 3 курса очной формы обучения

 

 

Составитель: ___________ к.ю.н., зав.кафедрой ЭП и ПОПД Васильчук Ю.В.

 

 

Тверь, 2021

1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом – Земельное право.

Земельное право, являясь самостоятельной отраслью российского права, регулирует земельные отношения в целях рационального использования земли, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения окружающей среды и охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

Земельно-правовое регулирование формально подразделено на Общую и Особенную части, что обусловлено необходимостью выявить и исследовать объективно существующую общность и связи между различными институтами земельного права, а затем выделить особенности правового режима и специфику правового регулирования использования земель различных категорий единого земельного фонда Российской Федерации.

2. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Земельное право» является участие к подготовке обучающихся к правоприменительной деятельности, включающей: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов.

С учетом данных положений ФГОС по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), целью учебной дисциплины «Земельное право» является на базе изучения теоретических положений, нормативных правовых актов в области земельных отношений и практики его применения сформировать определенные профессиональные компетенции. 

Студент должен в процессе обучения сформировать элементы базового уровня следующих компетенций в правоприменительной деятельности:

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5)- базовый уровень;

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5)- базовый уровень; 

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

- систематизация и изучение содержания нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения;

- изучение практики применения земельного законодательства;

- правовой анализ судебной практики по земельным спорам;

- выработка отдельных профессиональных навыков юриста, включая: установление юридически значимых фактов и обстоятельств, определение (выработка) правой позиции по делу, составление проектов отдельных юридических документов; подготовка публичных выступлений (сообщений) и других;

- выработка умений логически и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по актуальным и спорным вопросам земельного права.

 

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Учебная дисциплина «Земельное право» относится к базовой части профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция».

Студенты должны уметь применять полученные ими знания при изучении философии, экономики в земельном праве, а так же иметь представление об общенаучных методах познания различных государственно-правовых явлений.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения данной дисциплины определяются предшествующими курсами, на которых непосредственно изучаются такие дисциплины, как история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, теория государства и права, конституционное право.

Изучение дисциплины «Земельное право» предполагает получение студентами основных (базовых) знаний из теоретического курса по теории государства и права. Студент должен иметь знания основных категорий теории государства и права: отрасль права, предмет и метод правового регулирования, система права, механизм государства, формы права, правотворчество и законодательство, правовые отношения, юридическая ответственность, механизм правового регулирования и другие. Нормы земельного права развивают и дополняют конституционные положения о том, что земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности.

Наиболее тесное взаимодействие в настоящее время имеют нормы земельного и гражданского права. Это связано с признанием земли недвижимым имуществом, объектом гражданского оборота, включением земельных участков в систему имущественных правоотношений. Студент должен иметь знания о недвижимом имуществе, праве собственности, правовой природе имущественных правоотношений, сделках, переходом прав на недвижимое имущество, гражданско-правовой ответственности и т.п. Кроме того, в рамках изучения «Гражданского права» анализируются нормы гл. 17 ГК РФ «Право собственности и иные права на землю».

Студент должен иметь знания, умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», так как за совершение земельных правонарушений предусмотрена юридическая ответственность, в том числе уголовная и административная.

Кроме того, студенты должны уметь применять информационные технологии, владеть навыками поиска правовой информации, а также уметь пользоваться электронными базами данных, такими как «Гарант», «Консультант Плюс» и другими.

Формированию компетенцию ОПК-5 предшествует изучение такой дисциплины, как «Основы публичных выступлений»; формированию компетенции ПК-5 – изучение таких учебных дисциплин, как «Административное право», «Уголовное право», «Семейное право».

 

4. Объём дисциплины для студентов очного отделениясоставляет 5 зачётных единиц, 180 академических часов, в том числе контактная работа: практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа: 99 часов, контроль – 45 часов.

Объём дисциплины для студентов заочного отделениясоставляет 5 зачётных единиц, 180 академических часов, в том числе контактная работа: лекции – 6 часов, практические занятия – 8 часов, самостоятельная работа: 157 часов, контроль – 9 часов.

 

5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (или модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5)   базовый уровень; Владеть: навыками устной и письменной речи с использованием правил логики, аргументации, коммуникативных стратегий и приемов. Уметь: применять различные приемы речевого воздействия, использовать полученные знания о профессиональной риторике для развития своего общекультурного и профессионального потенциала. Знать: принципы построения и логику устной и письменной речи, специальную юридическую терминологию в объеме, необходимом для профессиональной деятельности.
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5)   базовый уровень Владеть: навыками самостоятельного применения действующих правовых норм и анализа результатов правоприменительной деятельности. Уметь: правильно толковать нормативные правовые акты, применять их в своей профессиональной деятельности и доводить их требования до других субъектов правоотношений. Знать: положения действующего законодательства, основные принципы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

6. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

7. Язык преподавания – русский.

 

Учебная программа дисциплины «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Общая часть

Земельное законодательство

1. Понятие и система источников земельного права.

2. Конституционные основы земельного права.

3. Законодательные и иные нормативные правовые акты как источники земельного права.

3.1. Закон как источник земельного права. Общая характеристика ЗК РФ 2001г. Закон № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

3.2. Указы Президента Российской Федерации как источники земельного права.

3.3. Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

3.4. Развитие земельного законодательства на региональном уровне (на примере Тверской области). Система нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения в Тверской области.

3.5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

4. Понятие и предмет земельного законодательства как самостоятельной отрасли законодательства, составной части системы российского законодательства. Современная система земельного законодательства. Основные тенденции развития земельного законодательства.

Тема 7. Плата за землю

1. Понятие платы за землю как основного элемента экономичес­кого механизма в сфере использования и охраны земель.

2. Формы платы за землю.

2.1. Земельный налог. Порядок установления земельного налога. Льготы по уплате земельного налога. Налоговая база. Налоговые ставки. Расчет земельного налога. Порядок уплаты земельного налога.

2.2. Арендная плата как форма платы за землю. Особенности установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

3. Оценка земли как недвижимого имущества (рыночная стоимость земельного участка). Кадастровая оценка земли. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Приобретение прав на земли сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Купля-продажа и аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Прекращение прав на земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения. Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. Земельная доля как объект правого регулирования.

4. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения, их права и обязанности.  Право граждан на создание крестьянского (фермерского) хозяйства. Особенности правового режима земель крестьянского (фермерского) хозяйства.  Правовое регулирование личных подсобных хозяйств в РФ: порядок предоставления земельных участков, размеры и особенности правового режима земельных участков. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Иные субъекты прав на землю сельскохозяйственного значения.

5. Особенности управления землями сельскохозяйственного назна­чения. Функции управления. 

6. Юридическая ответственность за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Прекращение прав на землю сельскохозяйственного назначения.

Задание 1. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции  ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать»

 Подготовьте ответ на теоретический вопрос.

  Какими признаками (свойствами) обладает земля, как природный объект и природный ресурс?

На конкретных примерах проиллюстрируйте правовое значение данных признаков.

Задание 2. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать»

Задание 4. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать»

Решите задачу.

Гр. Костина обратилась в суд с иском к Администрации г..., в котором просит признать незаконным решение Администрации об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка, площадью.., с кад. номером.., по адресу.., и обязать ответчика принять решение о предоставлении ей в собственность данного участка и направить ей проект договора купли-продажи данного участка с предложением о его заключении. В обосновании своих требований, истица ссылается на то, что она обратилась в Администрацию. С заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Между ней и ответчиком заключен договор аренды в отношении данного земельного участка. Согласно п.1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, со следующими характеристиками: общая площадь.. кв.м., кадастровый номер, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования- для индивидуального жилищного строительства, участок расположен в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка; параметры разрешенного строительства – согласно «Правил землепользования и застройки муниципального образования….»., вид территориальной зоны для земельного участка- Ж2- «Зона застройки индивидуальными жилыми домами вне границ исторического центра города» и предусматривает строительство индивидуального жилого дома. Предельные параметры разрешенного строительства- высота здания не более 10 м в коньке кровли. Земельный участок свободен от каких-либо зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Согласно п.1.2. договора, на участке отсутствуют объекты недвижимого имущества. Договор заключен сроком на 20 лет и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по …й области.

 Истец в дальнейшем получил разрешение на строительство жилого дома на арендуемом земельном участке, в соответствии с которым он построил жилой дом, на указанном участке и зарегистрировал на него право собственности.

Решением ответчика ей было отказано по тем основаниям, что земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. При этом выписка из ЕГНР не содержит сведений о каких-либо ограничениях в отношении испрашиваемого земельного участка; содержит информацию предоставлении его истцу в аренду.

Допускается ли в данном случае предоставление земельного участка без проведения торгов? Является ли резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность? 

При данных обстоятельствах, дайте правовую оценку решению органа местного самоуправления. Определите подсудность данного дела. Какое решение должен вынести суд?

 

Задание 6. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ПК-5, ПК-6 на уровне «Знать»

Задание 7. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ПК-5 на уровне «Знать»

Задание, связанное с поиском и анализом правовых норм

Для закрепления знаний по вопросу о видах земельно-правовых норм,  Вам необходимо выписать из ЗК РФ и других нормативно-правовых актов по 2 вида земельно-правовых норм в соответствии с  одной из  классификаций земельно-правовых норм, а именно:

Материально-правовые нормы: (нормы-правила (обязываюшие; запрещающие; управомачивающие (ст. 40 ЗК РФ), нормы-гарантии; поощрительные нормы и другие); нормы-принципы (); нормы-приоритеты (пп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ); нормы-дифиниции ().

Процессуальные (процедурные)  нормы: правонаделительные; правопрекращающие.

 

Задание 2. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5

Подготовьте ответы на теоретические вопросы

Изучите содержание ст. 3 ЗК РФ.

Какие виды отношений, связанных с землей, регулируются нормами земельного законодательства?

 Что понимается под земельными отношениями?  

Каким образом регулируются отношения, связанные с использованием и охраной недр, водных объектов, лесов и других природных объектов и ресурсов?

Каким образом регулируются имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также по совершению сделок с ними?

Зада ние 3. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции  ОПК-5, ПК-5 на уровне «Уметь» (определять правовые нормы, подлежащие применению в конкретной ситуации

Задание, связанное с правовым анализом ситуации и определением правовых норм, подлежащих применению в конкретной ситуации

 Укажите, какие из перечисленных отношений, регулируются нормами земельного права, а какие – нормами других отраслей. Если отношения регулируются наряду с земельным нормами других отраслей права, то назовите в какой части. 

1. Семья Васильевых,  не имея соответствующих документов, стала выращивать овощи на свободном (неиспользуемом земельном участке), расположенным  под линией электропередачи. Не возникли земельные правоотношения

2. Обрабатывая земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, Петров нашел клад. Гражданское право

3. Иванов обратился с заявлением  в полицию с жалобой на соседа, который опрыскивает деревья химической смесью, запах от которой распространяется на его земельный участок.

4. Собрание сельскохозяйственного кооператива решило исключить из членов одного из владельцев за неуплату членских взносов и неиспользование земельного участка.

5. АО «Золотая нефть» приступила к добыче нефти, получив лицензию на данный вид деятельности.

6.  Между смежными землепользователями возник спор о порядке пользовании земельными участками.

7. Гр. Самохин был привлечен к уголовной ответственности за порчу земли.

8. Работник лесхоза обратился с заявлением о предоставлении служебного земельного надела на время работы.

9. Супруги записали в брачный договор порядок раздела приобретенного ими недвижимого имущества, в том числе земельных участков.

10. Коренев, заключив договор залога земельного участка, обратился в органы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. 

11. Гр.Петров приобрел земельный участок по договору купли-продажи для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Через 5 лет органами, осуществляющими государственный земельный надзор было проведено административное обследование и выявлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению, в связи с чем был составлен соответствующий протокол об административном правонарушении.

12. Администрация г. А. приняла решение об установлении публичного сервитута для нужд местного населения в отношении земельного участка, принадлежащего гр. Веселову на праве частной собственности.

Задание 4. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать» (понятие земельного участок как объекта земельных отношений)

Задание 5. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать»  понятие (земельного  участка как объекта земельных отношений)

Подготовьте ответы на теоретические вопросы

 Известно, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования.

1.Что понимается под целевым назначением земельного участка?

2. Что лежит в основе деления земель на различные категории? Какие категории земель предусмотрены ЗК РФ? Каким образом происходит отнесение земель к категориям? В каких документах указывается категория земель? Возможно ли изменение категории земель?  

Перевод возможен из одной категории в другую «О переводе земель и зем участуков из одной категории в другую»

 

3.Что понимается под разрешенным использованием земельных участков? Какие существуют виды разрешенного использовании земельных участков предусмотрены ГрК РФ?   Каков порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка и предоставления разрешения  на условно разрешенный вид использования земельного участка?

4. В каких документах градостроительного зонирования муниципальных образований указывают виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства? Приняты ли данные документы в г. Твери? Ответ конкретизируйте.   

Анализ судебного решения. Приведите пример конкретного судебного дела, иллюстрирующего практическое значение отнесения земельного участка к конкретной категории земель либо к  определенному виду разрешенного использования, их изменения.  См., например, Обобщение практики рассмотрения дел по спорам, связанным с изменением вида разрешенного использования земельного участка и об оспаривании кадастрового учета объекта недвижимости (утв. Президиумом Арбитражного суда Поволжского округа 19.07.2017г.)

 

Задание 6. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать» (земельный участок как объект земельных отношений), «Уметь» (анализировать содержание нормативных правовых актов, подлежащих применению; анализировать судебную практику по данной категории дел).

Задание, связанное с анализом норм Федерального закона № 246-ФЗ и составлением схемы

1. Изучите ФЗ от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

 2. Составьте развернутую схему, отражающую порядок создания искусственных земельных участков (определив последовательность юридически значимых действий (этапов) по созданию искусственного земельного участка) по вопросу: «Порядок создания искусственного земельного участка» на основе анализа положений ФЗ от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

 

Задание 10*. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать» (земельный участок как объект земельных отношений), Уметь (определять правовые нормы, подлежащие применению в конкретной ситуации).

  Подготовьте письменный ответ на теоретический вопрос с изложением и обоснованием своей правой позиции.

       Вопрос о правовом регулировании недвижимости относится к числу дискуссионных в науке гражданского и земельного права. Перечисленные две категории объектов (земельные участки и участки недр) в соответствии с законодательным определением недвижимости имеют самостоятельное значение, в то время как все остальные категории объектов, перечисленные в определении, приводятся в качестве примеров объектов, которые "связаны с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно". В то же время законодательство практически не содержит определений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а на практике объекты, которые именуются зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, на самом деле могут не отвечать признаку законодательного определения. Критерий невозможности перемещения без несоразмерного ущерба назначению становится для объекта недостаточно конкретным, а применение его достаточно произвольным. Изучение практики регистрации прав на недвижимость, материалов судебной практики показало, что в одних случаях объекты признаются недвижимостью, а в других нет. Так, можно ли считать недвижимым имуществом торговый павильон, киоск, рекламную конструкцию, ангары, автомобильную автостоянку, линейно-кабельные сооружения, газопровод, футбольное поле и т.п. объекты?

Каковы критерии отнесения имущества к недвижимому? Нуждаются ли они, по вашему мнению, в дальнейшем уточнении и конкретизации?

В частности, в настоящее время к числу вопросов, недостаточно урегулированных законодательством и порождающим разнообразные судебные решения, является вопрос о правовом статусе асфальтового покрытия.

Изучив научно-исследовательскую литературу, материалы судебной и правоприменительной практики по данному вопросу, сформулируйте в письменной форме свою аргументированную правовую позицию по данному вопросу. Как вам видится развитие законодательства по данному вопросу. Сформулируйте свои предложения по совершенствованию законодательства по данному вопросу.

 В частности, выделите основные подходы к определению правового статуса асфальтового покрытия. На ваш взгляд, является ли он самостоятельным объектом правого регулирования, недвижимостью, свойством земельном участка и т.п.? Сформулируйте свою правовую позицию и аргументируйте ее.

Задание 11*. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать» (механизм реализации нормы земельного права и земельных правоотношений)

Подготовьте устный ответ на теоретические вопросы

1. Что понимается под механизмом реализации земельно-правовых норм и земельных правоотношений?

2. Определите структуру (элементы) механизма реализации земельно-правовых норм и земельных правоотношений?

3.  Укажите, какие факторы и каким образом влияют на эффективность механизма реализации земельно-правовых норм и земельных правоотношений? Приведите конкретные примеры влияния данных факторов на эффективность правопримения отдельных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Баразгова Р.С. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий //Современное право, 2009 N 6. С. 50-53.

2. Буров В.А. О правовой природе целевого назначения земель//Аграрное и земельное право, 2011 N 6 (78).

3. Васильчук Ю.В. Обзор круглого стола «Перевод земель и земельных участков из одной категорию в другую и изменение вида разрешенного использования земельных участков»// Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2012. № 11. Кроз В.М., Колесова О.Н Земля и земельный участок как объекты правоотношений// Вопросы экономики и права. 2015. № 1.

4. Мельников Н. Н. Искусственный земельный участок - поиск универсального определения// Журнал российского прав. 2011. № 5.

5. Мельников Н., Понятие искусственного земельного участка // Хозяйство и право. - 2012. - № 2.

6. Мельников Н.Н. Искусственный земельный участок как объект правового регулирования гражданского и земельного права: вопросы теории // Современное право. 2014. № 7.

7. Митягин К.С. Правовая природа земельного участка: научно-практические межотраслевые правовые подходы // Законодательство. 2008. № 1.

8. Моргунова Е.Р. О юридической природе понятия "правовой режим земель" и о соотношении правового значения деления земель на категории и зонирования территорий для целей установления правового режима земель на современном этапе развития земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности // Юридический мир. 2013. N 12.

9. Никишин В.В. Индивидуализация земли и других природных ресурсов: проблемы закона и трудности правоприменения // Вестник Санкт-петербургского Университета. Серия 14 Право. 2016. № 1.

10. Селифонова С. Ю.  Запрет на приобретение иностранными лицами земельных участков на приграничных территориях Российской Федерации // Юрист. - 2013. - № 6. - С. 8-11. 

11. Скловский К. Раздел земельного участка // эж-Юрист. 2005. № 45.

12. Степанов С.А. Сложная недвижимая вещь // Журнал российского прав. 2004. № 8.

13. Чаркин С. А., Субъекты земельных правоотношений: дискуссионные вопросы // Аграрное и земельное право. - 2011. - N 5 (77). - С. 27-32.

14. Чередников А.В. Методы определения правового режима земельных участков в процессе градостроительного зонирования // Юридический мир. 2012. N 1 // [Электронный ресурс].- СПС Консультант плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru.-

15. Шауро И.Г., Забайкалов О.П. Ограничение прав иностранных лиц в земельном законодательстве России и зарубежных стран // Земельная реформа в Российской Федерации: новшества в законодательстве и практика их применения: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научной конференции. 21–22 сентября 2017 г. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. С. 175-180 https://elibrary.ru/item.asp?id=30007433

16. Шмелев Р.В. Права иностранных граждан и юридических лиц на землю в Российской Федерации// Аграрное и земельное право. 2018. № 5. С. 67-70 https://elibrary.ru/item.asp?id=35707584

17.  Щербаков Н. Свойство или вещь? // эж-Юрист. 2005. № 17.

Задание 5. Задание 5. Задание для оценивания результатов сформированности компетенции ОПК-5, ПК-5 на уровне «Знать» (основные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в Тверской области), «Уметь» (применять земельное законодательство к конкретным отношениям, в т.ч с использованием СПС).

Решите задачу.

Постановлением администрации МО «Осташковский район» в общую долевую собственность  семье М., как семье, имеющих троих детей, был бесплатно предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1350 кв.м., кад номер …, расположенный по адресу … в целях индивидуального жилищного строительства на основании договора безвозмездной передачи земельного участка. Однако,  на момент предоставления, так и в настоящее время земельный участок не обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми и электрическими сетями, сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой, в связи с чем данная многодетная семья лишена возможности строительства на указанном участке жилого дома.  Гр.М, считая свои права нарушенными, обратилась в прокуратуру.  Прокуратурой было установлено, что подъезд к данному участку предусмотрен, при этом водоотведение отсутствует, в непосредственной близости расположен газопровод, линия электропередачи, централизованная канализация не предусмотрена ввиду отсутствия централизованного коллектора. В бюджете на текущий год денежные средства для обеспечения инфраструктурой выделенных многодетным семьям участков не предусмотрены. Процессуальный истец (прокурор) обратилась в суд с исковыми  требованиями: об  исполнения обязанности организовать строительство объектов инженерной инфраструктуры и пояснила, что предоставляемые многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства земельные участки необходимой инженерной инфраструктурой не обеспечены, отсутствует водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, автомобильная дорога местного значения. Вместе с тем, администрацией Осташковского городского округа не  было принято мер к созданию инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности, не организовано водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения к земельным участкам, что не позволяет многодетным семьям осуществлять строительство на предоставленных земельных участках, а также лишает граждан указанной категории реализовать гарантированные им законом меры социальной поддержки.

 При соблюдении каких условий подлежат предоставлению земельные участки семьям, имеющим трех и более детей? В круг полномочия каких органов входит обеспечение их соответствующей инженерной инфраструктурой?  Кто будет ответчиком по данному делу? Какое решение должен вынести суд?

При выполнении задания используйте Кассационное определение СК по административным делам ВС РФ от 20.12.2019 № 38-КА19-6//СПС Гарант. Раздел «Судебная практика»

 

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" установлены следующие требования для предоставления земельных участков

Ст 1: Граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, при одновременном наличии следующих условий:

1) гражданин является родителем (усыновителем) трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ним;

2) гражданин проживает в Тверской области не менее 5 лет.

Состоять на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков (ч. 3 ст. 2)

 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

 

Устав Оставшковского гор округа п. 4 и 5 ст. 9: обязанность МО по организации в границах Осташковского городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.127 с.)