Контраст дополнительных цветов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контраст дополнительных цветов



Цвета называются дополнительными, если их пигменты при смешивании дают нейтральный темно-серый цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый, также считаются дополнительными. Эти цвета противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Они максимально подчеркивают особенности друг друга – их сочетание выразительно. В цветовом круге они находятся друг напротив друга: желтый – фиолетовый, оранжевый – синий, красный – зеленый.

                 

                                       Рис. 5

Закон дополнительных цветов – является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Пара желтый – фиолетовый представляет- максимальный контраст светлого и темного. Оранжевый – синий – максимальный контраст холодного и теплого. Красный и зеленый – самый возбуждающий и самый успокаивающи й цвета. Природа часто демонстрирует нам эти сочетания.

 

3. Тональный контраст

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе. Белое и черное как крайние степени проявления цвета, противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Посмотрим на тональные различия у основных цветов. К двенадцатичастным градациям серого тона в его переходах от белого к черному мы добавляем двенадцать чистых цветов цветового круга, соответствующих по своей светлоте градациям серого цвета. И видим, что чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый – пятой, красный – шестой, синий - восьмой, а фиолетовый – десятой. Т.е. желтый является самым светлым цветом, а фиолетовый – самым темным. Не существует такой субстанции как темный желтый цвет, а светлый синий – блеклый и ослабленный. Каждому цвету - свой тон. Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях. Чтобы желтый создавал максимальное впечатление, вся композиция должна носить светлый характер, т.е. подыгрывать ему. И наоборот, красный цвет требует общего темного решения композиции.

                

                                      Рис. 6

        

4. Контраст по площади цветовых пятен

Крайне важно в любой цветовой композиции найти верное количество каждого цвета, присутствующего в ней. Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, светлота цвета и, во-вторых, размер цветового пятна.                      

                

                                   Рис. 7

Гете установил простые числовые соотношения.

Желтый:            9

Оранжевый:      8

Красный:           6

Фиолетовый:     3

Синий:               4 

Зеленый:            6

Соответственно можно представить пропорции двух цветов в паре по соотношению светлоты каждого цвета.

Желтый: фиолетовый = 9:3

Оражевый: синий = 8:4

Красный: зеленый = 6:6

То есть желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого дополнительным фиолетовым цветом. Таким образом, можно составить еще один круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках.

5. Симультанный контраст – оптический эффект появления оттенка дополнительного цвета при помещении одного цвета из пары на сером фоне. Опыт на выявление симультанного контраста состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом – голубовато-серым, на красном – зеленовато-серым, на синем – оранжево- серым и на фиолетовом – желтовато-серым. Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Это явление называется симультанным контрастом. Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.

         

                                  Рис. 8

6. Контраст по насыщенности –контраст цвета и его оттенков. Постепенное изменение цвета от насыщенного оттенка к серому цвету.

        

                                       Рис. 9

Цветовые гармонии

Цветовая гармония – комбинация цветов, вызывающая визуальное равновесие и соответствующая определенным требованиям исполнения цветового проекта. Гармония возникает при наличии как минимума двух цветов. Важно с помощью сочетаний цвета создать правильный образ. Для систематизации цветовых гармоний разработано несколько схем построения на основе двенадцатичастного круга Иттена.

Однако выбор цветовых сочетаний и их разработка должны быть связаны со знанием определенных законов цветового восприятия. Смысл цветового созвучия в том, чтобы, правильно используя цветовые сочетания, суметь добиться наиболее сильного эффекта.

1. Монохроматическая схема ( 1 цвет + оттенки)

Цветовая система, составленная из оттенков одного цвета. Здесь используется один цвет, исследуется разнообразие его оттенков – от темного к светлому, разной степени насыщенности и яркости.

Схема производит впечатление аккуратности и изящества. Монохроматические цвета хорошо сочетаются друг с другом, производя успокаивающий эффект. Особенно она хороша при использовании синих или зеленых тонов. Однако этой схеме недостает цветового контраста – может возникнуть затруднение с выделением важных элементов.

                      

                                      Рис. 10

2. Комплементарная схема (2 цвета)

Сочетание двух цветов. Часто используется в графическом дизайне, поскольку дает лаконичное решение. Требует внимательного отбора двух цветов.

                              

                                        Рис. 11

1) Чаще всего используются контраст дополнительных цветов. Красный-зеленый, желтый-фиолетовый и оранжевый-синий – контрастные пары.

2) Сочетание любого цвета спектра с ахроматическими белым, черным или красным. Такие пары как красный-белый, красный-черный, белый-черный широко использовались в искусстве разных народов мира и символике разных стран. Желтый-черный, оранжевый-черный, белый-синий и т.д. – все эти сочетания представляют контрастные выразительные пары, используемые для решения разнообразных творческих задач.

3. Триада Триада представляет собой более сложную схему взаимодействия цвета. Это комбинация трех любых цветов, которые равноудалено расположены на цветовом круге.

1) Триады первичных (основных) цветов (красный, синий, желтый) используются там, где надо максимально усилить воздействие на зрителя. Эта схема популярна среди дизайнеров, потому что она предлагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность.

2) Вторичные (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и третичные триады дают более мягкий контраст.

3) Триады, в которых два из трех цвета относятся к одной группе, воспринимаются более спокойно (фиолетовый, оранжевый и красный или синий, голубой и оранжевый).

4) Красный, черный, белый – распространенное сочетание цветов в искусстве и дизайне, т.к. с древних времен все три цвета имеют важное символическое значение для всех народов мира.

4. Двойная комплементарная схема (четыре цвета) (рис. 18).

Это комбинация двух пар комплементарных цветов или тетрада.

Красный, зеленый, желтый, фиолетовый. Оранжевый, синий, красный, зеленый.

Очень интенсивное цветосочетание. При использовании четырех цветов следует избегать цветовых пятен одинаковой площади. Надо правильно определить доминирующий и подчиненный цвета для расстановки акцентов.     Также можно уменьшить насыщенность подчиненных цветов по отношению к главным или изменить их в сторону усложнения оттенка: зеленый – коричнево-зеленый или темно-зеленый.

 

         

                                  Рис. 12

4. Аналоговая схема (близкие цвета) Это комбинация двух или более цветов, находящихся в непосредственном соседстве на цветовом круге. Красный, оранжевый, желтый. Синий, сине-зеленый, серый. Эти цвета обладают схожей длиной цветового луча, что делает их легкими для восприятия.

               

                                          Рис. 13

Обычно один цвет используется как доминирующий, в то время как другие являются вспомогательными. Схема подобна монохроматической, но предполагает больше нюансов.

5. Сложная цветовая гармония. Большее количество цветов и оттенков, требующее внимательного отбора.

 

6. Психологическое воздействие цвета

Яркий цвет есть кусочек окружающей природы, тысячами путе й влияющей на человека, его психологию, думы и творчество.                                                                                                    А. Ферсман

Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-то впечатление (легкость, тяжесть, тепло, влажность и др.), и вторичное, подсознательное, воздействующее через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта.

Есть ассоциации, пришедшие из глубины веков и прочно закрепились в бессознательном человека и передаются генетически из поколения в поколение. Это связь теплых цветов с солнцем, теплом, энергией, холодных – с морем, небом, покоем, зеленых – с деревьями, природой.

Человечество веками обретало четкое знание: день – максимальная безопасность и действие, поэтому цвета спектра, связанные с ним, вызывают возбуждение, прилив сил и радость. Вечер, сумерки и особенно ночь – время опасное, поэтому цвета ночи вызывают ощущение тревоги, неуверенности и загадочности.

Восприятие светлых тонов сверху, а темных – снизу тоже идет от природы – в ней всегда выше располагаются легкие – голубое небо, желтое солнце - цвета, а темные – черный, коричневый, зеленый и красный – располагаются внизу – земля, деревья, огонь и т.д.

Ахроматические цвета безжизненны, они не ассоциируются с эмоциональными состояниями (веселье, печаль и т.п.). Это абстрактные цвета Времени и Пространства (черная бездна Космоса и ослепительная белизна Солнца).

 Цвета имеют также эмоциональные характеристики: холодный – теплый, теневой – солнечный, прозрачный – непрозрачный, успокаивающий – возбуждающий, жидкий – густой, воздушный – земной, далекий – близкий, легкий – тяжелый, влажный – сухой, веселый – грустный, мягкий – твердый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.021 с.)