Основной принцип цветовой гармонии. Цветовой круг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной принцип цветовой гармонии. Цветовой круг.



Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и субъективные цветовые предпочтения различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов, близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Но есть объективные закономерности, позволяющие приблизиться к решению проблемы поисков гармонии.

А) Гармония – это равновесие, симметрия сил.  Если проделать некоторые опыты с цветом, то очевидно, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И, наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» – зеленый. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

Б) Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом – голубовато-серым, на красном – зеленовато-серым, на синем – оранжево- серым и на фиолетовом – желтовато-серым. Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Это явление называется симультанным контрастом.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.

В) Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик, он исходил из изучения спектральных цветов.

 Физиолог Эвальд Геринг заметил, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия. Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом, то остаточным изображением останется белый. Если же мы будем смотреть на серый квадрат на сером же фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от серого цвета. Это означает, что серый соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Мы можем получить серый цвет из смеси черного и белого или из смеси двух дополнительных цветов. Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка.

Итог: два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг. Цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет.

В цветовом круге Иттена синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

В цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Т.е. круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах, т.к. противоречит основному закону гармонии - закону о дополнительных цветах.

Основное гармоничное трезвучие – желтый, красный и синий цвета. Если эти цвета в системе двенадцатичастного круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник.

Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный – справа внизу и синий внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:

Желтый + красный = оранжевый;

Желтый + синий = зеленый;                              

Красный + синий = фиолетовый

Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:

Желтый + оранжевый = желто-оранжевый;

Красный + оранжевый = красно-оранжевый;

Красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;

Синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;

Синий + зеленый = сине-зеленый;

Желтый + зеленый = желто-зеленый.

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Исаак Ньютон в свое время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

Эта система дает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

 

Основные цветовые контрасты

Контраст по цвету – художественный способ усиления выразительности и создания гармоничной цветовой композиции. И. Иттен выделил семь основных контрастов по цвету, как инструмент гармонизации художественных произведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.007 с.)