Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 21. Мир добра и зла в сказках-балетах Чайковского и Стравинского.

Поиск

П. И. Чайковский первый из русских композиторов создаёт балет-драму.

Три сказочных балета, получивших мировую известность прославили русскую балетную школу: «Лебединое озеро» (1877г.), «Спящая красавица» (1890г.) и «Щелкунчик» (1891г.). Музыка с большой глубиной и психологической тонкостью раскрывает душевный мир героев, передаёт их радости и страдания.

Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями.

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её.

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца - привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули.

В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек. Так закончилась эта сказка.

 Центральным образом балета «Лебединое озеро» становится образ девушки-лебедя Одетты и её «лебединая песня».

Послушаем «Интродукцию» балета, построенную на этой теме.

·  «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показывает его изображение). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки - быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды - нежные, переливчатые. Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр - грозно, беспокойно.

Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно. В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами - аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома. Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах.

·  А в «Финале» балета, где добро одерживает победу над злом, тема появляется в мажорной, гимнической окраске. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями.

Познакомимся ещё с одной сказкой-балетом этого композитора «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его.

В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы. На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс. Вдруг раздаётся шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем.

· Теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом - феи Сирени (нежная, добрая, ласковая). Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.

Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру - ласковая, светящаяся добром, успокаивающая.

Очень красивая мелодия звучит все более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени. Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.

Мы всегда узнаем эти темы в балете, хотя при повторениях они звучат каждый раз по-разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Но злая, беснующаяся тема все равно легко узнается. Ее не спутаешь ни с какой другой.

          Фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой. Ее играет весь оркестр - громко, напряжённо, резко, активно. Она звучит причудливо, угловато, с внезапными акцентами, звоном тарелок. Мы слышим колючие, зловещие аккорды, взлёт мелодии, настойчивые, злые возгласы на фоне низких, мрачных, рокочущих басов. Тема эта как бы стремится сломить всякие препятствия на своём пути, с бешенством и злобой уничтожить все доброе.

      В противовес ей, тема доброй феи Сирени звучит мягко, красиво, плавно, трепетно, задушевно. Отсутствуют острые звучания. Музыка постепенно как бы набирает силу, расцветает, звучит уверенно и торжественно. Мелодию играют сначала флейта, деревянные духовые инструменты, затем струнные и, наконец, весь оркестр - празднично и светло, Зыбкую и нежную, немного таинственную мелодию сопровождают переливчатые, волшебные звуки арфы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.01 с.)