Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 4. Метр, ритм, пульсация в музыке. Длительность звука. Темп.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них - наши радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения - движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен. И хотя мы знаем, что музыка никогда не воздействует какой-либо одной своей стороной, выступая всегда в единстве всех своих выразительных средств, все же отдадим должное ритму - одной из важнейших природных ее первооснов. Ведь не случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм». Ритм существует не только в музыке. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда, бьётся пульс человеческого сердца, день сменяет ночь, чередуются времена года. В каждой мелодии есть свой пульс. Он - то спокойный, то тревожный. Подобно часам он длится без остановок до конца звучания музыки. Многие композиторы передают звучание маятника часов. Вспомните роковые удары часов в сказке «Золушка». · С. Прокофьев. Балет «Золушка». «Часы».
Ритм – это соотношение явлений во времени или пространстве. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких звуков, которые называются длительностями в музыке. Ритм всегда присутствует в движениях людей и животных. Он очень разный. Послушаем, как «шагают» разные животные из сочинения К.Сен-Санса «Карнавал животных»: · В пьесах «Слон», «Черепахи» композитор не только изображает неловкие движения своих персонажей, но и подсмеивается над ними. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. Слон здесь танцует вальс, звучащий у низкого, редко солирующего контрабаса. Изящество и лёгкость этого танца остаются только в ритмах быстрого трёхдольного размера. Да, наш слон танцует вальс. Вальс - это танец, который танцуют кружась: раз, два, три, раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжёлый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. Мелодия звучит низко, а аккорды, которые её сопровождают,- тяжело, неповоротливо, громко. Ритм ровный, спокойный. · "Антилопы" (быстрые животные) Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. Ритм однообразный, строится на коротких длительностях. · «Кенгуру». Портрет необычного животного изображён у фортепиано с помощью форшлагов, штрихов staccato и пауз, разделяющих звуки короткой темы. Неустойчивые аккорды звучат робко и неуверенно. Возникает представление о смешных прыжках неуклюжей кенгуру, то и дело останавливающейся и осторожно озирающейся. Ритм прерывистый.
Ритмические фигуры могут придать одной и той же мелодии черты песни, танца или марша, если они будут укладываться в определённый метр. Метр и ритм - это не одно и то же. Метр - это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например, вальс - это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет идентичным. Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей пульса. Метр обозначается размером, бывает двухдольным (1 сильная доля +1 слабая) или трёхдольным (1 сильная доля +2 слабых). От количества долей в такте зависит жанр музыки: марш, танец. В 2-х дольном размере пишутся полька, чардаш, краковяк. В 3-х дольном размере - вальс, мазурка, полонез. В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами. · Например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями». Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание. Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития. · Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот: Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части. Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала! У некоторых народов мира есть танцы, которые исполняются только под ритмы ударных инструментов. Выразительным средством в музыке является также темп – это скорость исполнения произведения. От темпа зависит его характер и настроение. Колыбельная песня, например, не может исполняться в быстром темпе, а галоп – в медленном темпе. Музыка созерцательного, углубленного характера редко имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре. · Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать? Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» BWV639 фа минор И. С. Баха отличается особой, печальной красотой, свойственной многим произведениям композитора. Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь выразительна, что напоминает пение. Медленный темп в этой прелюдии предстает как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли. Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы - это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов. 3авязалась, закипела, Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини. · Тарантелла - один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии. Быстрый темп - Allegro con brio (быстро, возбужденно) кажется еще более стремительным благодаря непрерывному движению трехдольных ритмических фигур, а также многочисленным подбадривающим возгласам и повторам, особенно ярким в итальянском оригинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche, frinche, mamma mia!». · Образ стремительно несущегося времени передал в своей симфонической зарисовке «Время, вперёд!» Георгий Свиридов. Темпы бывают быстрые, умеренные и медленные. Они обозначаются итальянскими терминами:
Однако, как мы уже отмечали, единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Только в маленьких пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и нюансам музыкального развития, то чуть ускоряясь, то замедляясь. Вопросы и задания: Урок 5. Динамика Штрихи. Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие. Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты - · например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны. Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: · р - piano (пиано) - тихо; pp - pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; mp - mezzo piano (меццо пиано) - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; · f - forte (форте) - громко; ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко. mf - mezzo forte (меццо форте) - умеренно громко, громче, чем меццо пиано. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: · dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. · Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Громкие звуки применяются в музыке военной, спортивной, маршевой, танцевальной. Тихие - часто в песенных лирических мелодиях: колыбельных, протяжных песнях. · Послушайте "Полонез Ля мажор" Ф.Шопена - танец мужественный рыцарский. Здесь преобладают звуки громкие, яркие. Острые ритмы. · А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности. Динамика - это громкость звучания. Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении. И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе. Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания. А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»? Дума за думой, волна за волной - Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности. · Например, вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей. Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности. Иногда динамика развивается волнообразно - то громче, то тише. А иногда вся пьеса строится на усилении звука - от pp до ff. · Такой приём применилГриг в пьесе «В пещере горного короля». В этой пьесе изменялся не только темп при повторении одной и той же темы, но и динамика ( громкость исполнения). Вначале «шаги» звучали тихо, осторожно, таинственно (p - пиано), постепенное усиление звука («крещендо») привело к громкому, «злому», агрессивному звучанию (f - форте). При этом звучала одна и та же мелодия у разных инструментов.
Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato. · Шуман «Смелый наездник»- здесь приёмом staccatoкомпозитор передаёт скачку лошади. Более связное, плавное извлечение звука в музыке называется legato. Этот приём характерен для музыки песенной, лирической. · такой пример - Рахманинов. «Вокализ». Музыка плавная, певучая, мелодия льётся «бесконечно» и печально. Вопросы и задания: Тема 2. Урок 6. Лад. Гармония.
Лад - это согласованность музыкальных звуков, разных по высоте. Они объединяются вокруг главного звука – тоники (1ступени). Все остальные ступени ей подчиняются. Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др. В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный и минорный лады. Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело. Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно. · Пример: Свиридов «Весна и осень». Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер. Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова. «Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие (благозвучный – приятный на слух). Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония. Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре - так звук в музыке есть её ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии. Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение. Великий русский композитор М. И. Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушателям те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными Словами - гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом. Гармония - одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией не только одно гармоническое целое, но поддерживают, дополняют и украшают её звучание. Аккорд - это созвучие из трёх и более звуков. Существуют аккорды, строящиеся по терциям (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) и другие – нетерцовые аккорды, называемые в современной музыке кластерами. Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску · Например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова) · Или - печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия. Например – Прелюдия до минор Шопена. Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов - у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. · Одно из таких произведений - Прелюдия До мажор. Хорошо темперированный клавир, том 1, BWV 846 И. С. Баха. Бах тонко использовал в прелюдии приёмы, идущие от лютневой музыки XVIII века (для щипковых инструментов характерна фактура из разложенных аккордов), ставшие уже традиционными в клавирной музыке. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой? Прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, ни темп... Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь. Гармония значительно обогащает музыку. Вопросы и задания: 1. Что мы называем музыкальной гармонией? 2. Где, помимо музыки, проявляет себя гармония? 3. Почему гармонию, как и мелодию, считают главным средством музыкальной выразительности? 4. Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии? 5. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? Попробуйте объяснить, в чём проявляется эта созвучность? Тема 3. Мелодия, её виды. Урок 7 - 8. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.011 с.) |