Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кантилена, скерцо, речитатив.

Поиск

Мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

    Мелодия - развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

    Каждая мелодия имеет свой неповторимый рисунок. Он состоит из подъёмов и спадов, имеет форму волны. Этих волн может быть несколько. Мелодия делится на фразы, а фразы - на мотивы. Самый высокий подъём мелодии чаще бывает в конце, это самый яркий момент, который называется в музыке - кульминация.

· Послушаем "Мелодию" Рубинштейна. В ней 4 фразы: 1- восходящая, 2- нисходящая, 3- похожа на 1-ю, но поднимается ещё выше и достигает кульминации, 4 - завершающая, нисходящая, каденционная.

Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные.

Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные.

1. Песенные мелодии - неразрывно связаны с текстом. На каждый слог текста может распеваться один звук мелодии (в быстрых, подвижных песнях), а может – несколько звуков, образующих распев (в медленных, лирических песнях).

· Послушаем песню Шуберта «Форель». Чёткий ритм, «фанфарные» ходы мелодии по устойчивым звукам придают музыке черты игривости и танцевальности. Лишь в 3-м куплете мелодия меняется, следуя за текстом, становится взволнованной, прерывистой. Такая мелодия больше похожа на речь (речитатив).

2. Кантилена - это певучая мелодия широкого дыхания и длительного развёртывания («cantos» по-итальянски означает «пение»). Лучшими образцами кантилены по праву считаются народные песни, лирические романсы, оперные арии. Гибкое, плавное соединение фраз образует «бесконечную» мелодию. Вспомним «Вокализ» С. Рахманинова. Другой пример кантилены -

· "Лебедь" Сен-Санса.

3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах.

· Например: Мусоргский «В углу» (из цикла «Детская»).

В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.  

       

В инструментальной музыке тоже мелодии бывают разные.

4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках.

Пример танцевальной мелодии:

· Прокофьев «Гавот» – звуки мелодии сначала туго закручиваются вокруг одного, как пружина, а потом «пружина» резко распрямляется. Отсюда энергичный характер танца.

Примеры скерцозных мелодий:

· Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Здесь звуки мелодии кружатся и вьются, как вьюнок, по полутонам, создавая ощущение полёта.

· Другой пример: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Мелодия передаёт писк, чириканье, неуклюжие подпрыгивания цыплят через отрывистые звуки в высоком регистре, форшлаги, трели.

5. Виртуозные мелодии.

Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Музыкант – виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет своим музыкальным инструментом. Многие композиторы не только сочиняли музыку, но и великолепно владели сложными приёмами игры на инструменте, такими как быстрые пассажи, трели двойные ноты, перекрещивание рук и др. Среди выдающихся исполнителей – имена Генделя и Скарлатти, Моцарта и Клементи, Вивальди и Паганини, Шопена и Листа. Нередко их игру называли «дьявольской». Так отзывались современники и об игре Н. Паганини. В 1820 году он издал свои «24 каприса» для скрипки соло. В скоре они были объявлены неисполнимыми в силу своей сложности. Этот миф давно развеян, так как лучшие скрипачи мира исполняют все 24 каприса. На тему 24-го каприса С. Рахманинов создал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Послушаем одну из пьес:

· Паганини «Вечное движение». Мелодия здесь движется в быстром темпе без единой паузы, что напоминает безостановочную работу механизма, мотора.

По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.

Урок 9. Контрольный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.007 с.)