Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кантилена, скерцо, речитатив.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми. Мелодия - развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Каждая мелодия имеет свой неповторимый рисунок. Он состоит из подъёмов и спадов, имеет форму волны. Этих волн может быть несколько. Мелодия делится на фразы, а фразы - на мотивы. Самый высокий подъём мелодии чаще бывает в конце, это самый яркий момент, который называется в музыке - кульминация. · Послушаем "Мелодию" Рубинштейна. В ней 4 фразы: 1- восходящая, 2- нисходящая, 3- похожа на 1-ю, но поднимается ещё выше и достигает кульминации, 4 - завершающая, нисходящая, каденционная. Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные. Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные. 1. Песенные мелодии - неразрывно связаны с текстом. На каждый слог текста может распеваться один звук мелодии (в быстрых, подвижных песнях), а может – несколько звуков, образующих распев (в медленных, лирических песнях). · Послушаем песню Шуберта «Форель». Чёткий ритм, «фанфарные» ходы мелодии по устойчивым звукам придают музыке черты игривости и танцевальности. Лишь в 3-м куплете мелодия меняется, следуя за текстом, становится взволнованной, прерывистой. Такая мелодия больше похожа на речь (речитатив). 2. Кантилена - это певучая мелодия широкого дыхания и длительного развёртывания («cantos» по-итальянски означает «пение»). Лучшими образцами кантилены по праву считаются народные песни, лирические романсы, оперные арии. Гибкое, плавное соединение фраз образует «бесконечную» мелодию. Вспомним «Вокализ» С. Рахманинова. Другой пример кантилены - · "Лебедь" Сен-Санса. 3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. · Например: Мусоргский «В углу» (из цикла «Детская»). В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.
В инструментальной музыке тоже мелодии бывают разные. 4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках. Пример танцевальной мелодии: · Прокофьев «Гавот» – звуки мелодии сначала туго закручиваются вокруг одного, как пружина, а потом «пружина» резко распрямляется. Отсюда энергичный характер танца. Примеры скерцозных мелодий: · Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Здесь звуки мелодии кружатся и вьются, как вьюнок, по полутонам, создавая ощущение полёта. · Другой пример: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Мелодия передаёт писк, чириканье, неуклюжие подпрыгивания цыплят через отрывистые звуки в высоком регистре, форшлаги, трели. 5. Виртуозные мелодии. Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Музыкант – виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет своим музыкальным инструментом. Многие композиторы не только сочиняли музыку, но и великолепно владели сложными приёмами игры на инструменте, такими как быстрые пассажи, трели двойные ноты, перекрещивание рук и др. Среди выдающихся исполнителей – имена Генделя и Скарлатти, Моцарта и Клементи, Вивальди и Паганини, Шопена и Листа. Нередко их игру называли «дьявольской». Так отзывались современники и об игре Н. Паганини. В 1820 году он издал свои «24 каприса» для скрипки соло. В скоре они были объявлены неисполнимыми в силу своей сложности. Этот миф давно развеян, так как лучшие скрипачи мира исполняют все 24 каприса. На тему 24-го каприса С. Рахманинов создал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Послушаем одну из пьес: · Паганини «Вечное движение». Мелодия здесь движется в быстром темпе без единой паузы, что напоминает безостановочную работу механизма, мотора. По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами. Урок 9. Контрольный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.007 с.) |