Название: «Фишбоун» (рыбный скелет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название: «Фишбоун» (рыбный скелет)



 

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

 

Пример.

Русский язык:

 голова- Орфограммы-гласные буквы

верхние косточки- проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

нижние косточки- морфема, правило

хвост- знать условия выбора буквы.

 

Приём 24.

Название: "Толстый и тонкий вопрос»

 

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

 

Стратегия позволяет формировать:

 умение формулировать вопросы;

 умение соотносить понятия.

 

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

 

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

 

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

 

Пример.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

 

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

 

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

 

Приём 25

Название: Приём "" “Добавь следующее”""

 

Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников.Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

 

Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Приём 26.

Название: Хорошо-плохо

 

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

 

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

 

Вариант 1

 

Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2

 

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

 

Вариант 3

 

Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

 

Вариант 4

 

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

 

Пример1.

 

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

 

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

 

 

Пример 2.

 

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

 

Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

и т.д.

Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.

 

У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.

Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.

Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.

У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.

Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д

 

Приём 27

Название: Приём "" “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека”""

 

Описание: прием для учащихся начальных классов, ценнен тем, что связан с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

 

Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он Вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?

 

Пример. на плакате изображены фрукты и овощи. под каждым рисунком пример на сложение и вычитание. Задача детей: решить примеры так, чтоб сумма ответов составила определенное число. Например, сегодня меню для Робин-Бобин- Барабека составит 15 баллов.

Приём 28

Название: Приём "Вершина".

 

Описание: приём актуализации субъективного опыта. На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа.

 

Пример. Урок литературы. Л.Н. Толстой «Война и мир» или произведения Достоевского. Если позволяет эмоциональный настрой класса и психологические особенности детей этого класса, можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя.

 

Приём 29

Название: Приём "Ромб ассоциаций".

 

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

 

Пример. Урок литературы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ заданию части С для выявления собственной позиции по проблеме.

 

Приём 30

Название: Приём "Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)".

 

Описание: приём актуализации субъективного опыта.Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера героя и т.д. Затем пишется способ приготовления.

 

Пример. Урок литературы. Например, для героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова способ приготовления может включать в себя следующие действия: одеть в старый замаслены халат, положить на старый диван и т.д. Можно написать рецепт приготовления самого себя, если это вписывается в замысел урока.

 

Приём 31

Название: Приём "Скульптура чувств.".

Описание: приём актуализации субъективного опыта.Построить живую скульптуру на заданную тему.

 

Пример. Cкульптуру чувства собственного достоинства. Можно разделить класс на группы и сравнить скульптуры человека с чувством собственного достоинства и без него, а затем поделиться впечатлениями.

Приём 32

Название: Приём "Телеграмма.".

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

 

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

 

Приём 33

Название: Приём "Письменное высказывание.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика.

 

'Пример. Урок литературы. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.

 

Приём 34

Название: Приём "Искусанного кусают все.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта. По каждому ряду пустить мягкую игрушку (дети обычно очень трепетно относятся к мягким игрушкам, даже в старших классах) и попросить каждому ущипнуть ее как можно сильнее. Затем идет обсуждение того, как каждый чувствовал себя в роли кусающего? А как, по-вашему, чувствует себя жертва?

 

'Пример. Урок литературы по изучению рассказа Железнякова «Чучело» (комплекс «Вокруг тебя – Мир…»).

 

 

Приём 35

Название: Приём "Встреча с героем.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.

 

'Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?

 

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

 

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[20]Российский общественный портал."

 

 

Приём 36

Название: Приём "Шкатулка. ".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.

 

'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

 

Приём 37

Название: Приём "Шкатулка.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.

 

'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

 

Приём 38

Название: Приём "Описание с закрытыми глазами.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает следующую инструкцию: закройте глаза и представьте свою комнату. Какие предметы вы видите в ней? Какого они цвета? Что находится на столе? Почему именно так, а не иначе ты расположил вещи на полке? Можно ли что-то убрать? Важно ли для тебя то, что находится в твоей комнате? и т.д. Затем провести аналогии с художественным произведением

 

'Пример. Часто мы пытаемся обратить внимание детей на какую-то художественную деталь текста, чтобы вывести на понимание характера героя или символичного авторского знака. Чтобы ученикам было понятнее, зачем, например, обращать внимание на предметы в комнате Евгения Онегина или почему у гоголевской Коробочки обои «в куриную лапочку.

Приём 39

Название: Приём "Мое личное место.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает ученику занять место, которое ему нравится, может быть, ближе к кому-то, или, наоборот, подальше. Если ренок вдруг понял, что место чем-то его не устраивает, разрешается перейти на другое. Когда ученик нашёл «свое» место, можно провести аналогию с жизнью и с изучаемым произведением («Твое место там, где ты сейчас находишься. Почувствуй «почву» под ногами. Точно так же в поисках своего места человек идет по жизни и т.д.)

 

'Пример. Данный прием можно использовать при изучении произведений, где главный герой мечется в поисках смысла жизни, своего места в этой жизни.

 

Приём 40

Название: Приём "Предмет как проблема.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Учитель предлагает представить проблему произведения, урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, перешагнуть, выбросить, не обращать внимания и т.д. А есть ли возможность выхода из ситуации у нашего героя? На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…

 

'Пример. До изучения повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого задается вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Обратимся к повести и посмотрим, как ведут себя герои повести.

 

Приём 41

Название: Приём "Построчный анализ стихотворения".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Стихотворение читается не сразу, а постепенно, построчно. Данный прием учит детей предугадывать развитие ситуации, развивает интуицию.

 

'Пример. Построчного анализа и ассоциаций для стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям». Предлагается записать слово сеятель и свой ассоциативный ряд к нему, объявляя только название стихотворения. Вспоминая характерные черты поэзии Некрасова, дети выстраивают примерно такой ряд: сеет зерно, пшеницу, овес, рожь; крестьянин; поле; семена; земля. Открыть первую строчку и сделать то же самое, но уже относительно содержания первой строки: Сеятель знанья на ниву народную. Появляются такие ассоциации: мудрец, учитель на селе, крупица знаний, просвещение, несет знания в народ. И так далее.

 

Приём 42

Название: Приём "Мимическая гимнастика.".

 

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

 

'Пример. Старшеклассницы с удовольствием так демонстрируют своё отношению к Печорину ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов)

Приём 43.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.072 с.)