Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



 

Ивановой Светланы Сергеевны

 

на тему

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

                                                                               

                                                                                               

Руководитель: старший преподаватель

кафедры технологии работы с лицами с особыми потребностями _____ /Е.А. Виноградова/

                                                                                               

Консультант: доктор психологических наук, профессор

кафедры технологии работы с лицами с особыми потребностями ________/А.Н. Николаев/

                                                                                               

 

Автор работы                                                                    ______________ /С.С. Иванова/                                                                                     

Псков

2019


Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Псковский государственный университет»

 

 

Институт образования и социальных наук

Кафедра технологии работы с лицами с особыми потребностями

Направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей»

 

«Допустить к защите»

 И.о. заведующего кафедрой                       Защищена с оценкой

___________________ /Е.А. Суворова/       «_________________»

      (подпись)

                                             

«____»___________________ 2019 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Ивановой Светланы Сергеевны

 

на тему

 

                                                                               

                                                                                               

Руководитель: старший преподаватель

кафедры технологии работы с лицами с особыми потребностями _____ /Е.А. Виноградов/

                                                                                               

 

Автор работы                                                                    ______________ /С.С. Иванова/ 

 

                                                                                   

 

 

Псков

2019

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Псковский государственный университет»

 

 

Институт образования и социальных наук

Кафедра технологии работы с лицами с особыми потребностями

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

 

«Допустить к защите»

И.о. заведующего кафедрой                       Защищена с оценкой

___________________ /Е. А. Суворова /       «_________________»

      (подпись)

 

«____»___________________ 2019 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Ивановой Светланы Сергеевны

 

на тему

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

                                                                               

                                                                                               

 

                                                                              

 

Псков

2019


ОБРАЗЕЦ СОДЕРЖАНИЯ

 

Содержание

 

Введение                                                                                             3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования интонационной стороны речи у дошкольников с синдромом дизартрии                                         7

1.1. Понятие об интонации                                                                7

1.2. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе               7

1.3. Особенности состояния интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией…………………………………………………….13

1.4. Методика логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с дизартрией                                                                        19

Выводы по главе 1                                                                           38

Глава 2. Экспериментальное исследование состояния интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией                                                                  39

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 39

2.2. Методика констатирующего эксперимента                             40

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента            48

Выводы по главе 2                                                                           53

Глава 3. Логопедическая работа по развитию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией                                       54

3.1. Цель, задачи, и организация формирующего эксперимента  54

3.2. Методика формирующего эксперимента                                 55

3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента                63

Выводы по главе 3                                                                           66

Заключение                                                                                       67

Список литературы                                                                          69

Приложения


                                                        ОБРАЗЦЫ ВВЕДЕНИЯ

 

Введение

 

В современном дошкольном образовании развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания и обучения детей. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается тесная взаимосвязь речевого и умственного воспитания детей, также от уровня развития связной речи зависит и культура человека, поэтому, обучение дошкольников связной речи должно являться одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Такое большое значение связной речи придают в связи с тем, что она осуществляет ряд социально значимых функций. Связная речь реализует коммуникативную функцию, помогая ребенку в общении с окружающими людьми, определяя и регулируя нормы поведения ребенка в обществе. То есть речь активно участвует в формировании личности и всех основных психических процессов.

В настоящее время результаты психолого-педагогических исследований в области коррекционной педагогики демонстрируют увеличение роста детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются несформированность звуковой и смысловой сторон речи при нормальном интеллекте и полноценном слухе. Данное нарушение выражается в недоразвитии связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Актуальность темы обусловлена тем что, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, полноценное овладение связной речью возможно только при специальном обучении, а уровень сформированности связной речи, в свою очередь, является одним из главных показателей готовности детей к обучению в школе. Это подчеркивает особую важность для выстраивания эффективной коррекционной работы по развитию связной речи.

Особенности развития и нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи изучали многие педагоги, психологи и другие специалисты в смежных областях, такие как В. К. Воробьева [5],                С. Н. Шаховская [32], В. П. Глухов [8], Т. Б. Филичева [27] и многие другие.

При анализе составления рассказов старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, большинство авторов отмечают, что самым сложным, труднодоступным для детей является самостоятельное составление рассказа с элементами творчества. Обычно дети ограничиваются перечислением изображенных предметов, для решения поставленной творческой задачи нуждаются в помощи учителя-логопеда. Связность и последовательность повествования чаще всего нарушены.

Методики исследования развития и формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи разработаны многими авторами, такими как В. П. Глухов [8], Т. Б. Филичева [27], В. К. Воробьева [5], Т.В. Волосовец [3] и другие.

Объектом исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс развития навыка составления рассказа с элементами творчества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: выявление целесообразных методов и приемов логопедической работы по развитию навыка составления рассказа с элементами творчества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследовани я: использование специальных методов и приемов логопедической работы по развитию навыка составления рассказа с элементами творчества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысят уровень формирования связной монологической речи.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Теоретически обосновать сущность, специфику изучаемого предмета исследования.

2. Подобрать методики для проведения констатирующего эксперимента и диагностировать уровень развития навыка составления рассказа с элементами творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и реализовать формирующий этап исследования и определить его эффективность.

Методы исследования: теоретический (изучение и анализ научной литературы по данной проблеме, обобщение педагогического опыта); эмпирический (организация и проведение педагогического эксперимента); наблюдение, беседа, метод анализа и статистической обработки результатов.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №32 "Чебурашка" города Пскова, в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в период с декабря 2018 года по март 2019 года.

Характеристика выборки испытуемых: в исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад № 32 "Чебурашка" города Пскова.

Теоретическая значимость в систематизации и обобщении имеющегося научного материала по вопросу изучения развития навыка составления рассказа с элементами творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также разработки и апробиробации комплекса методических приемов логопедической работы, направленной на развитие данного навыка.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования получившихся материалов в работе учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений как дополнительных средств развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа изложена на 53 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (34 источника) и 18 приложений, работа иллюстрирована рисунками и таблицами.

 

 

Введение

 

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учёбе и работе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи.

Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углублённость в направленную на объект познавательную деятельность. Соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.

Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное значение. Наиболее часто недостатки внимания встречаются у умственно отсталых детей и отрицательно влияют на всю их деятельность. Эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Низкая устойчивость, трудности при распределении внимания, малый объем - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания умственно отсталых детей для более полноценного их дальнейшего развития.

Л. С. Выготский, занимавшийся изучением внимания, установил, что недоразвитие его высших форм у умственно отсталых детей объясняется «расхождением их органического и культурного развития» [6, с.132].

В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. И в настоящее время эти отклонения рассматриваются многими учёными как один из важнейших показателей клинической характеристики умственно отсталых детей. Экспериментальных исследований, специально посвящённых изучению основных свойств внимания умственно отсталых школьников, выявлению условий, необходимых для его формирования и развития, немного. К их числу следует отнести исследования И. Л. Баскаковой [3],  И. Г. Ерёменко [12], Л. И. Переслени [32], С. В. Лиепинь [24], Е. Д. Хомской [49]. Проблема внимания умственно отсталых обучающихся несомненно относится к числу актуальных проблем специальной психологии, а её практическая значимость не вызывает сомнений.

Чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта, надо знать особенности их внимания и его физиологические механизмы. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то экспериментальное изучение особенностей внимания и поиск адекватных дефекту средств, способов и путей коррекции внимания в процессе обучения, актуальны и востребованы.

И, поскольку настоящая работа представляет собой попытку выявить специфику внимания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью и представить рекомендации по активизации, мобилизации и развитию внимания на уроках русского языка (коррекционной направленности), ее актуальностьстановится очевидной.

Гипотеза исследования: внимание обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью отличается рядом особенностей, которые необходимо учитывать в работе с данной категорией детей, а именно: малый объем, низкая устойчивость, низкая концентрация, высокая отвлекаемость, быстрая истощаемость, нецеленаправленность произвольного внимания, доминирование пассивного непроизвольного внимания.

Цель исследования: выявление особенностей внимания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью и поиск путей его коррекции.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать сущность, специфику изучаемого предмета исследования.

2. Выявить особенности внимания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью при помощи диагностической методики.

3. Разработать и реализовать формирующий этап исследования и определить его эффективность.

Объект исследования: состояние внимания как одна из составляющих познавательной деятельности обучающихся.

Предмет исследования: внимание обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение; анализ медико-психолого-педагогической документации испытуемых; наблюдение; констатирующий эксперимент; тестирование (корректурные пробы, таблица Шульта и др.).

Теоретическая значимость исследования: настоящее исследование расширяет представления об особенностях развития внимания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.

Практическая значимость исследования: предложенные рекомендации могут быть использованы в специальных образовательных учреждениях учителями, работающими с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью с целью коррекции внимания, познавательных процессов в целом и оптимизации учебной деятельности.

База для проведения исследования: школьное отделение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ГБОУ ПО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

В исследовании участвовало 9 обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью в возрасте 12-15 лет.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

 

 

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКОВ

 

 

Рис. 1. Результаты выполнения заданий детьми группы № 1на этапе констатирующего эксперимента (в средних баллах).

 

   - до формирующего эксперимента

   - после формирующего эксперимента

Рис. 6. Сравнительная оценка выполнения заданий блоков методики детьми экспериментальной группы до и после проведения формирующего эксперимента (в средних баллах).

 

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

 

Таблица 1

Уровневая оценка сформированности мелодико – интонационной стороны речи

Уровни Баллы
Высокий 2,50 − 2,62 
Средний 1, 94 – 2, 49
Низкий 1, 46 – 1, 93

 

Таблица 2

Количественное распределение детей группы № 1 и группы № 2 по уровням сформированности мелодико – интонационной стороны речи (констатирующий эксперимент)

 

Уровень

Количество детей

Группа № 1 Группа № 2
Высокий 3 -
Средний 2 3
Низкий - 2

 

Таблица 3

Количественное распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности мелодико – интонационной стороны речи до и после формирующего эксперимента

Уровень

Количество детей экспериментальной группы

Количество детей контрольной группы

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий - 1 3 5
Средний 3 4 2 -
Низкий 2 - - -

 

 

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВСЕХ ВИДОВ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

 

Описание книги под фамилией одного автора:

Воронцовский, А. В. Управление рисками: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Воронцовский. – Москва: Юрайт, 2017. – 414 с.

Космач В. А. Веймарская республика в Германии: страницы истории (1918/1919-1933 гг.): монография / В. А. Космач; М-во образования и науки Рос. Федерации; ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет». – Псков: Логос Плюс, 2016. – 415 с.

 

 

Описание книги под фамилией двух авторов:

Дмитриев А. Е. Дидактика начальной школы: учеб. и практикум для акад. бакалавриата / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев; Моск. пед. гос.ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 253 с.

Артюнина Г. П. Основы социальной медицины: учеб. пособие для студентов мед. и гуманит. вузов / Г. П. Артюнина, Н. В. Иванова. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2016. – 358 с.

Описание книги под фамилией трех авторов:

Павленко Н. И. История России с древнейших времен до 1861 г.: учеб. для акад. бакалавриата / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. –6-е изд., пеpеpаб. и доп. – Москва: Юрайт, 2015. – 548 с.

Описание книги под фамилией четырех и более авторов:

Комплексный экономический анализ: учеб. пособие / М. В. Мельник [и др.]. – Москва: Форум, 2016. – 351 с.

Защита информации: учеб. пособие / А. П. Жук [и др.]. – Изд. 2-е. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 392 с.

Описание книги под заглавием:

История Пскова – газетной строкой. Дайджест прессы 1922-1941 гг. / сост. и коммент. А. В. Филимонова. – Псков: Логос, 2016. – 341 с.

Алексей Толстой: диалоги со временем / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. –Москва: ИМЛИ РАН, 2014. – 372 с.

Описание многотомного издания:

Авдулова Т. П. Психология дошкольного возраста: учеб. и практикум для акад. бакалавриата: в 2 ч. / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева; под ред. Е. И. Изотовой; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2016. – 2 ч.

Молодежь – науке. 2015. Материалы молодежных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы в 2014/2015 учебном году: в 8 т. / [отв. ред. И. М. Федотов]; Псков. гос. ун-т. – Псков: Псковский государственный университет, 2015. – 8 т.

Описание отдельного тома многотомного издания:

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т.1. Основные события войны / А. М. Соколов [ и др.]; ред. комис. В. А. Золотарев [и др.]. – Москва: Кучково поле, 2015. – 974 с.

Сидаш Т. Г. Избранные статьи. Т. 1. На север от Солнца, на Запад от Луны / Т. Г. Сидаш. – Санкт-Петербург: Квадривиум, 2016. – 1071 с.

Описание сборника:

Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики: сб. материалов науч. семинара / сост. Л. А. Капитанова, В. В. Фролов; отв. ред. В. В. Фролов; Псков. гос. ун-т. – Псков: Псковский государственный университет, 2015. – 110 с.

Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: межвуз. сб. науч.-метод. ст. Вып. 5. / Псков. гос. ун-т. – Псков: Логос Плюс, 2015. – 227 с.

Описание материалов научных конференций:

Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2016 г. / [отв. ред. М. Е. Самуйлова]. – Псков: Логос, 2016. –171 с.

Человек как субъект социально-педагогического взаимодействия: материалы Междунар. науч.-метод. конф, посвящ. памяти проф. Л. М. Лузиной, Псков, 18-19 декабря 2015 г. / Псков. гос. ун-т. – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – 335 с.

Описание статьи из сборника:

Вересова Т. В. Бежаницкий край в стихах и рисунках Е. Н. Морозкиной // Материалы девятых Псковских архивных чтений, 19-20 ноября 2014 года / сост. Е. М. Федорова; Гос. архив Псков. обл. – Псков, 2015. – С. 252-262.

Костючук Л. Я. Неизвестное в известном / Л. Я. Костючук // Философовские чтения: сб. материалов шестых Философовских чтений / сост. Н. В. Анисимова, Р. Н. Антипова, В. В. Булдакова; ред. Л. Я. Костючук, Р. Н. Антипова. – Псков, 2016. – С. 86-92.

Описание статьи из журнала:

Коржуев А. В. Диалог исследователя с научно-образовательным социумом / А. В. Коржуев, В. А. Попков // Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 25-30.

Опыт территориальных мегапроектов в России и США / В. Батманова [и др.] // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – № 2. – С. 23-33.

Описание статьи из газеты:

Баранова Н. Молодые ученые Псковской области получили гранты на реализацию инновационных проектов / Н. Баранова // Псковская правда. – 2014. – 18 декабря. – С. 3.

Описание нормативно-правовых актов:

Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 31 с.

или

Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: с изм. и доп. на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2005. – 31 с.

 

Трудовой кодекс Российской Федерации: по сост. на 1 фев. 2016 г. – Москва: Проспект: КноРус, 2016. – 255 с.

Описание нормативных документов:

ГОСТ 2.051–2013. Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения. – Взамен ГОСТ 2.051–2006; введ. 01.06.2014. – Москва: Стандартинформ, 2014. –12 с.

или

Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: ГОСТ Р 7.0.83–2013. –Введ. 2013-10-15. – Москва: Стандартинформ, 2014. – 17 с.

 

СанПиН 2.1.7.1322–03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления: сан.-эпидем. правила и нормативы: утв. 30.04.03: введ. в д. 15.06.03. –Москва: [б. и.], 2003. – 24 с.

Описание диссертации:

Ульянов В. С. Методы моделирования объектно-ориентированных данных средствами дескриптивных логик: дис.... канд. физ.-мат. наук: 05.13.18 / В. С. Ульянов. – Иркутск, 2010. – 123 с.

Локальные электронные ресурсы:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В. И. Даль. – Электрон. текстовые дан. – Москва: АСТ, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Загл. с экрана.

Сетевые электронные ресурсы:

Математическое моделирование и исследование устойчивости биологических сообществ [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Александров [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Электрон. текстовые дан. – Санкт-Петербург: Лань, 2016. – 272 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/71703/. – Загл. с титул. экрана. – ЭБС «Лань», по паролю.

Волкова Т. В. Земельное право [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / Т. В. Волкова, С. Ю. Королев, Е. Ю. Чмыхало. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Дашков и К: Ай Пи Эр Медиа, 2017. –Режим доступа: www.iprbookshop.ru/57119.html. –Загл. с титул. экрана. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.083 с.)