Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проанализировать хоз.деятельность, быт и верования восточных славян.

Поиск

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались рожь, ячмень, овес, лен и др. Ремесло отделилось от земледелия в VI-VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.
Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.
Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати - Днепру (путь «Из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Быт, культура и верования восточных славян. Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений. О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы (отсюда и многобожие). Важнейшими богами славян были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; бог солнца –Даждьбог. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами. Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств - идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования.

5.Охарактеризовать процесс становления Укр.государства. Раскрыть сущность теорий происхождения Киевской Руси          К вопросу о происхождении Киевской Руси впервые обратился летописец Нестор свыше восьми веков потому в “Повести прошлых лет”

Существует несколько точек зрения на возникновение восточнославянского государства Киевская Русь. Опираясь на летописное упоминание (XII в.) О призвания новгородцами «варягов» Рюрика с женой, ряд немецких ученых, в частности 3. Байер,
Г. Миллер, А. Шлецер, которые в XVIII в. служили в России, развернули так называемую норманнскую теорию. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варяги - германо-скандинавская народность, известная на западе как викинги, или норманны. Подчеркивание важности германских влияний и намеки на неспособность славян создать собственное государство вызвали возмущение знаменитого русского ученого XVIII в. Михаила Ломоносова, который написал гневный ответ немцам, доказывая первоочередную роль славян в создании Киевской Руси. Утверждение Ломоносова получили название антинорманской концепции (или теории естественно-исторического процесса возникновения классов и государства у восточных славян) и положили начало спорам, которые продолжаются и сегодня.
Антинорманских взглядов держались также такие ведущие украинские ученые, как М. Грушевский и Н. Костомаров. В 30-х годах советские ученые начали контрнаступление, объявив норманнскую теорию вредной, потому что в ней отрицается способность славянских народов создать независимое государство. Как свидетельствуют исторические факты, восточные славяне задолго до «призвания варягов» достигли высокого уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений. Заслуга варягов была в том, что они оживили государственный организм и искал нового творчества.
С середины IX в. летописи начинают последовательное изложение истории Киевской Руси. Начиная с 862 г. киевскими князьями в "Повести временных лет» упомянуты Аскольд и Дир, которые были боярами Рюрика. Эта версия, до сих пор распространена в иностранной литературе, была убедительно опровергнута А.А. Шахматов, который считал Аскольда и Дира потомками Кия, последними представителями местной Киевской династии. Территория Киевского княжества Аскольда была небольшой. Оно охватывало земли вокруг Киева, главным образом племенного княжения полян. Это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце IX в, начала расти Древнерусское государство.
На протяжении XIX - I пол. XX в. дискуссии последователей скандинавской и автохтонной концепций происхождения потеряли патриотический подтекст, переместившись в сугубо научную плоскость. Специалисты объективно подходят к оценке роли "варяжского фактора" в политической жизни Восточной Европы и считают, что государство у восточных славян возникла благодаря сочетанию многих элементов, как славянских, так и неславянских Они являлись сторонниками так называемой компромиссной или политической теории.
В последние годы появилась еще одна гипотеза, автором которой является О. Прицак (США, Гарвард), которая выводит истоки Киевского государства с Хазарского каганата. Эта теория не имеет серьезного научного обоснования.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как три этапа:

1) Первый период -время первых киевских князей. Зарождение государственности. Первые попытки християнизации. Установление контроля над через “из варяг в греки”. Формирование феодальных производственных отношений.

2) Второй период - время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской
державы. Завершение процесса объединения восточнославянских племен около Киева. Укрепление государственности едва воздействием государственных реформ (военной, административной, религиозной). Появление кодифицируемого права (“Руска правда”).

3) Третий период - переход к территориально-политической раздробленности. Нападения кочевников. Междоусобные войны. Усиление центробежных тенденций. Ослабление государства.

В середине века завершается период становления Древнерусского государства. Оно становится крупнейшим из известных тогда государств
Восточной Европы наряду с Византией и Хазарским каганатом, успешно соперничавшем с ними и неоднократно побеждавшем их в открытой борьбе. Из союза племен Русь превратилось в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населённые славянскими племенами. Племенное деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность. С объединением Руси и усилением военной мощи Киевского государства повышалась безопасность страны от врагов. Беспрепятственные торговые пути и выгодные торговые соглашения обеспечили экономический рост страны и усилили её могущество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.007 с.)