Подземная разработка месторождений полезных ископаемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании УМС ФГБОУ ВО «МАГУ» начальник ОСОД ФГБОУ ВО «МАГУ» _____________________ Л.В. Милякова
Протокол № 1  от «01»  октября  2021 г. «01»  октября  2021 г.

 

Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОП.07. Основы экономики

программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

по специальности

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

 

заочной формы обучения

 

 

 

Составитель: Преподаватель О.В.Казакова
   

 

 



НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы экономики

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 года № 498.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина «Основы экономики» включена в профессиональный учебный цикл образовательной программы и изучается на 4 курсе.

Данная дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений для подготовки к освоению видов профессиональной деятельности, а также формирование общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по специальности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять организационно-правовые формы организаций;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- основы планирования, финансирования и кредитования организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- общую производственную и организационную структуру организации;

- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

- формы организации и оплаты труда.


ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХРЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.

ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.

ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке.

ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.

ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.

ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.

ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.

ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

ПК 3.1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.

ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.

ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.

В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 44
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 12
в том числе:  
теоретическое обучение 8
практические занятия 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32
в том числе:  
работа с конспектом подготовка сообщений составление докладов подготовка к выполнению практических работ подбор материала из Интернет - источников  

Итоговая аттестация в форме зачета

Период освоения программы: 4 курс, I семестр

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07.Основы экономики

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения[1]
1 2 3 4
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка   1/0/0  
Тема 1.1. Экономика, её основные проблемы, предмет и методы Содержание учебного материала Понятие экономической науки. Три группы взаимосвязанных вопросов, на которые дает ответ экономика. Экономические потребности, блага и ресурсы. Метод экономики. Фундаментальная проблема экономики-координация действий участников производства 0,5 0,5
  Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом    

Тема 1.2 Отрасль в

Системе национальной

Экономики

Содержание учебного материала Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики. Отрасли экономики. Межотраслевые комплексы. Особенности и направления структурной перестройки экономики в России. Современное состояние и перспективы развития отрасли. Формы организации производства. Факторы, влияющие на экономическую эффективность каждой из форм организации производства в отрасли. 0,5 0,5
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом    
Раздел 2. Организация (предприятие) как основной субъект хозяйствования   1,5/0/8  
Тема 2.1 Организационно-правовые формы и типы предприятий Содержание учебного материала Наиболее значимые признаки, отличающие одну организационно-правовую форму от другой. Физические и юридические лица. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. 0,5  
  Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений «Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм предприятия» 4  
Тема 2.2 Предприятие, его виды и формы Содержание учебного материала Малые, средние и крупные предприятия и их характеристика Производственное предприятие, его внутренняя и внешняя среда. Задачи и функции производственного предприятия. Создание и юридическое оформление предприятия. Признаки классификации предприятий. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия. Основные принципы построения экономической системы организации. 0,5 0,5

Тема 2.3

Производственная

Характеристика и

Структура предприятия

Содержание учебного материала Общая производственная и организационная структура организации. Органы управления предприятием. Функциональные отделы и лаборатории. Цехи основного производства. Вспомогательные и обслуживающие цеха. Рабочая зона и её составляющие. Особенности менеджмента в профессиональной деятельности Производственный и технологический процессы и их характеристика 0,5 0,5
Самостоятельная работа обучающихся Составление докладов 4  
Раздел 3. Ресурсы предприятия   2,5/2/10  

Тема 3.1.

Основные фонды предприятия

Содержание учебного материала Понятие основных фондов. Производственные и непроизводственные фонды. Классификационные группы основных фондов. Активные и пассивные ОФ. Виды стоимостной оценки основных фондов. Физический и моральный износ ОФ. Амортизация основных фондов. Основные показатели использования основных производственных фондов 0,5 0,5
Самостоятельная работа обучающихся Подбор материалов из Интернет - источников      
Тема 3.2 Понятие, состав и структура оборотного капитала Содержание учебного материала Оборотные средства промышленного предприятия. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Собственные и заемные средства. Источники формирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. 0,5 0,5

Тема 3.3.

Кадры предприятия.

Содержание учебного материала Производственный персонал организации (предприятия). Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Формы организации труда. Организация работы коллектива исполнителей. Принципы делового общения. 0,5 0,5
Самостоятельная работа обучающихся подготовка сообщений 4  

Тема 3.4

Организация оплаты

Труда на предприятии.

Формы и системы

Оплаты труда

Содержание учебного материала Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы се начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование в бюджетных и коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты. Бестарифная система заработной платы. Учет выработки и заработной платы в ценах. 1 1
Практическое занятие «Оформление первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы» 2  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практической работе 6    
Раздел 4. Основные показатели эффективности производства   2,5/2/10  

Тема 4.1

Издержки

Производства и

Реализации продукции

По статьям и элементам

Затрат. Себестоимость

Промышленной

Продукции

Содержание учебного материала Понятие, структура, состав и классификация затрат. Себестоимость промышленной продукции и её составляющие. Трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие производства и удельный вес отдельных элементов затрат в их суммарных затратах Планирование себестоимости и пути её снижения. Экономия материальных ресурсов 0,5 0,5
Самостоятельная работа обучающихся Составление докладов 4  
Тема 4.2. Понятие и виды цен Содержание учебного материала Цены - как экономическая категория. Ценовая политика предприятия. Рыночная цена. Виды цен. Система цен и тарифов. Диверсификация цен. Порядок формирования цены 0,5 0,5

Тема 4.3.

Прибыль и рентабельность

 

Содержание учебного материала Понятие и экономическая сущность прибыли. Абсолютная величина прибыли. Выручка от реализации. Валовой доход. Чистая и балансовая прибыль. Прибыль от реализации продукции. Функции, источники образования и основные направления роста прибыли. Рентабельность: понятие и виды. Факторы, влияющие на повышение уровня рентабельности 0,5 0,5
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практической работе 6  

Тема 5.1.

Функции и задачи планирования.

Содержание учебного материала Понятие планирования. Содержание плана предприятия. Соотношение планирования и управления производственной деятельностью предприятия. Стратегический план. Бизнес-план и цели его создания. Принципы составления бизнес-плана. Финансирование и кредитование деятельности организации 2 2
Самостоятельная работа обучающихся Подбор материалов из Интернет - источников 1  

Всего

 

 

44

 

8/4/32

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общие сведения

1. Цикловая комиссия Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
2. Специальность 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых заочная форма обучения
3. Дисциплина ОП.07 Основы экономики
4. Форма аттестации по учебной дисциплине зачет

Раздел 2.

Задание 1.

Рабочий-повременщик отработал 170 ч и в течение месяца сэкономил материалов на 2600 руб. В организации действует положение о премировании за экономию материалов в размере 40% от суммы экономии. Тарифная часовая ставка 25 руб. 60 коп. Определить зарплату рабочего.

Задание 2.

На участке по ремонту дорожной техники 10 станков, которые обслуживает наладчик третьего разряда, часовая тарифная ставка 50,0 руб. За месяц он отработал 175 часов. За каждым станком работают токари и изготавливают детали для ремонта техники. Трудоёмкость изготовления одной детали 5 мин. За месяц токари выполнили план на 125 %. Определить зарплату наладчика.

Задание 3.

Сотрудник Иванов В.В. с 15 октября 2006 г. в течение 5 дней был в командировке. За время командировки ему выплатили средний заработок. Оклад сотрудника – 10000 руб. В расчётный период (полностью отработанный сотрудником) включили 12 мес., предшествующих командировке. Кроме того, ему ежеквартально начислялась премия в размере месячного оклада. Определить: средний заработок сотрудника для расчёта оплаты за командировочные дни, средний заработок за время его нахождения в командировке, полную заработную плату за месяц.

Задание 4.

Сотруднику Петрову И.В., работающему по 5-дневной рабочей неделе, предоставляется очередной отпуск на 28 календарных дней с 1.11.2006г. Оклад сотрудника – 10 тыс. руб. Расчётный период – время с 1.11.2005 г. по 30.10.2006 г. В сентябре 2006 г. 21 рабочий день, в течение 5 дней сотрудник был в командировке. Определить сумму отпускных сотрудника Петрова И.В.

Задание 5.

Сотрудник Сидоров И.И. болел с 16 по 20 октября 2014 г. В расчётном периоде (с октября 2013 г. по сентябрь 2014 г.) он отработал все рабочие дни. Месячный оклад сотрудника – 28000 руб. Непрерывный стаж – 7 лет. В октябре – 22 рабочих дня. Определить сумму пособия по временной нетрудоспособности сотрудника Сидорова И.И.

 

Примеры тестовых вопросов по теме:

Вопрос 1.

Вопрос 2.

В состав ОФ предприятия включают:

А. здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный инвентарь;

Б. здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, инструменты и приспособления, полуфабрикаты;

В. здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, сырьё и материалы, производственный и хозяйственный инвентарь.

Вопрос 3.

Относят к

А. активным;

Б. пассивным;

В. промышленно-производственным;

Г. непроизводственным

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Уровень использования основных фондов характеризуют:

А. доход и прибыль;

Б. фондоотдача, фондоемкость;

 В. производительность труда рабочих.

Вопрос 6.

Амортизация основных фондов - это:

 А. износ основных фондов;
Б. восстановление основных фондов;

В. процесс перенесения стоимости ОФ на себестоимость изготовляемой продукции;
Г. расходы по содержанию основных фондов.

Вопрос 7.

Норма амортизации

А. устанавливается собственником произвольно;

Б. устанавливается в % от стоимости ОФ;

В. устанавливается определённым коэффициентом.

Вопрос 8.

Влияние природных факторов на ОФ выраженное в денежной форме называют

А. физическим эксплуатационным износом;

Б.естественным физическим износом.

Вопрос 9.

Стоимость ОФ, приходящихся

Вопрос 10.

Показатель фондоотдачи характеризует:

А. объем продукции, приходящейся на 1 руб. основных фонов;

Б. уровень технической оснащенности труда;

В. сумму основных фондов, приходящихся на 1 руб.продукции.

 

Приложение Решение задач по теме "Издержки производства и реализации продукции по статьям и элементам затрат. Себестоимость промышленной продукции"

Задание 1.

Выручка от реализации продукции 8,6 млн руб. Полная себестоимость 6,4 млн руб. Ставка НДС 18 %. Определить прибыль.

Задание 2.

Выручка от реализации 1750 тыс.руб. Постоянные затраты 240 тыс.руб. Переменные затраты1170 тыс.руб. Количество произведенной продукции 2600 единиц. Установить, при каком количестве продукции будет достигнута «точка рентабельности».

Задание 3.

Прибыль от реализации продукции основного производства 30,5 млн руб. Полная себестоимость продукции143,0 млн руб. Рассчитать размер прибыли, если объем производства и отпускные цены выросли на 6,8 и 2,5 % соответственно, полная себестоимость увеличилась на 3,1 %.

Задание 4.

В организации внедряется новая технология, не изменяющая материалоёмкость продукции. Годовой выпуск продукции составляет 16 млн. шт. Предусмотрено повышение выпуска продукции на 15 % после внедрения новой технологии. Удельная себестоимость продукции при существующей технологии – 700 руб./шт. Доля условно-постоянных расходов в себестоимости – 20%. Определить снижение себестоимости единицы продукции и годовую экономию.

Задание5.

На предприятии работают 1200 работников. Среднемесячная зарплата одного работника 10 тыс. руб. Удельный вес зарплаты в себестоимости продукции 14,6 %. В отчетном году произведено 780 тыс.т руды. Прибыль 120 руб./т. Определить себестоимость производства в отчетном году, выручку от производства и реализации угля, отпускную цену 1 т угля.

Задание 6.

Годовая прибыль предприятия 12 млн руб., а уровень рентабельности производства продукции 20 %. Определить себестоимость производства продукции, выручку от производства и реализации.

 

Пример практических задач Составление сводной сметы затрат. Расчет технико-экономических показателей деятельности"

Задание 1.

Определите себестоимость 1 т по элементам затрат, производственную и полную себестоимость, структуру себестоимости за рассматриваемый период по шахте на основании следующих данных: добыча– 144,7 тыс. т, материальные затраты – 17286 тыс. р., затраты на оплату труда – 18210 тыс. р., отчисления на социальные нужды – 5118 тыс. р., амортизация основных фондов – 10949 тыс. р., прочие расходы – 9782 тыс. р., внепроизводственные расходы – 1769 тыс. р.

Задание 2.

Определите, как изменилась себестоимость добычи в отчетном году по сравнению с предшествующим годом за счет изменения объема добычи. Исходные данные: добыча в предшествующем году составила 2061,3 тыс. т, в отчетном – 2294,1 тыс. т; себестоимость 1 т в предшествующем году – 359,5 р., из них условно-постоянные расходы – 160,3 р.

Задание 3.

Определите плановую себестоимость добычи разреза, если себестоимость добычи угля в отчетном году – 450,2 тыс. р., что определило затраты на 1 р. товарной продукции в размере 0,89 р. На плановый год затраты на 1 р. товарной продукции предусматриваются в размере 0,85 р. Объем добычи по разрезу планируется увеличить на 8 %.

Задание 4.

Определите себестоимость 1 т концентрата на обогатительной фабрике, если за год фабрикой переработано 2,5 млн т рядового угля по цене 500 р. за 1 т, затраты на обогащение составили412,5 млн р. Выход продуктов обогащения: концентрата – 68 % по цене 1200 р. за 1 т; промпродукта – 10 % по цене 300 р. за 1 т; шлама – 4 % по цене 220 р. за 1 т.

4.7. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

 

Настоящие рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения с целью закрепления ими знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины «Основы экономики», утвержденной для специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

       После усвоения необходимого теоретического материала студенты выполняют контрольную работу. Цель контрольной работы – проверить степень овладения материалом курса. При оформлении контрольной работы обязательно соблюдение следующих правил:

       1. Контрольная работа выполняется в печатном варианте с соблюдением требований к оформлению текстовых документов.

       2. Перед решением задачи следует переписать содержание задачи. Решение должно быть четким со ссылкой на теории и с пояснениями. Формулы сначала представить в общем виде с расшифровкой обозначения, а далее с цифровыми значениями.

       3. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату, подпись.

       4. Контрольная работа, выполненная без соблюдения приведенных выше требований, возвращается студенту на доработку.

       5. Если работа не зачтена, ее необходимо переделать и выслать повторно вместе с не зачтенной работой.

       6. Работа, выполненная не по своему варианту – не зачитывается и возвращается студенту без оценки.

       7. Литература, рекомендованная для изучения дисциплины и выполнения контрольной работы, приведена ниже.

      8.Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента:

Начальная буква фамилии студента Номер выполняемого варианта
А-Г Первый
И-К Второй
Л-П Третий
С-Я Четвертый

Самовольная замена одного варианта другим не допускается. Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса и методическими указаниями, изучить литературу.

Методические указания по выполнению задач

Амортизационные отчисления А, тыс. руб., производятся ежегодно рав­ными частями в течение срока службы основных фондов на основании норм амортизации от среднегодовой стоимости основных фондов

 

 

где А - сумма годовых амортизационных отчислений;

Ф - среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.;

На - норма амортизации, %.

Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амор­тизации к первоначальной стоимости основных фондов, выраженное в %. Рас­чет нормы амортизации производится по формуле

 

 

где Ф - первоначальная стоимость данного вида основных средств, руб.;

Л - ликвидационная стоимость данного вида основных средств, руб.;

Т - нормативный срок службы/амортизационный период, лет.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определя­ется по формуле

 

 

где Ф1 - стоимость основных производственных фондов на начало года,

тыс., руб.;

Фввод, Фвыб - стоимость вводимых (выбывающих) в течение года основных

производственных фондов, тыс. руб.;

nl, n2 - количество полных месяцев с момента ввода (выбытия).

Основными показателями использования основных производственных фондов являются: фондоотдача, фондоемкость, коэффициент интенсивного ис­пользования оборудования, коэффициент экстенсивного использования обору­дования, коэффициент интегрального использования оборудования, фондово­оруженности труда.

Фондоотдача ФО, тыс. руб., определяется по формуле

 

 

где ТП - стоимость товарной продукции, произведенной за год, тыс. руб;

Фср. год - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

тыс. руб.

Фондоемкость продукции определяется по формуле

 

 

Коэффициент интенсивного использования оборудования (Ки) определя­ется отношением фактической производительности основного технологическо­го оборудования к его нормативной производительности, т. е. технической норме производительности

 

 

где Вф - фактическая выработка продукции в единицу времени;

Вт - техническая норма производительности оборудования в единицу

времени.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) опре­деляется отношением фактического количества часов работы к количеству часов работы по плану или к календарному фонду времени

 

 

где Тф - фактическое время работы оборудования, часы;

Тп - время работы оборудования по плану или норме, часы.

Коэффициент интегрального использования оборудования Кинт, опреде­ляется как произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования

 

                                                       Кинт = Ки Ч Кэкст,                                                 (17)

 

Для определения структуры основных производственных фондов ис­пользуются следующие основные показатели:

1. Прирост основных производственных фондов, тыс. руб.

 

                                               ОПФ пр = ОПФ ввод – ОПФ выб.,                                         (18)

 

где ОПФввод - стоимость введенных в течение года основных фондов,

тыс. руб.;

ОПФвыб- стоимость выбывших основных фондов, тыс. руб.

2. Коэффициент обновления основных производственных фондов

 

 

где Кобн - коэффициент обновления;

ОПФн.г. - стоимость основных производственных фондов на начало года.

3. Коэффициент выбытия

 

 

4. Коэффициент прироста

 

 

Формулы к примеру 3.Сначала определяем бригадную сдельную оценку по формуле

 

 

 

где ∑Тдн(бр) - сумма дневных тарифных ставок всех членов бригады, руб.;

 Тст - дневная тарифная ставка рабочего, руб.;

 Нвыр(бр) - бригадная норма выработки за смену, т.;

 Нвыр - норма выработки рабочего за смену, т.

Заработок бригады рассчитывается по формуле

 

                                                   Збр = Рсд(бр) Ч ГП, руб.,                                            (36)

 

где ГП - сменная выработка бригады, т.

Чтобы определить зарплату каждого рабочего нужно определить коэффи­циент, для чего сумма заработка бригады делится на сумму дневных тарифных ставок всех членов бригады. Этот коэффициент показывает, во сколько раз зар­плата рабочего за смену больше его тарифного заработка. Чтобы определить з/п каждого члена бригады, нужно его дневную тарифную ставку уменьшить на коэффициент.

При повременной форме оплаты труда заработок рассчитывается по формуле

 

                                                              З = t Ч Тст,                                                       (37)

 

где t - количество отработанного времени, час.;

Тст - часовая, дневная тарифная ставка, руб.

 

Методические указания к примеру 4

 

Изучите на основании данного материала, как определяется заработок каж­дого члена бригады.

1. Определяется тарифная зарплата каждого члена бригады, для чего тарифная ставка рабочих умножается на отработанное время.

2. Определяется сумма районного коэффициента, для этого тарифная з/п умножается на % районного коэффициента. 

3. Определяется величина сдельного приработка, для чего сдельный приработок складывается с суммой районного коэффициента.

4. Премия определяется путем умножения суммы сдельного приработка на % премии.

5. Суммированием сдельного приработка и премии определяется з/п каждого рабочего за отчетный месяц.

 

ВАРИАНТ I.

Вопросы:

1.Кадры предприятия

2.Форма и системы оплаты

3.Особенности организации оплаты труда в горной промышленности

Пример1. Первоначальная стоимость оборудования 480 тыс.руб. Нормативный срок службы оборудования 8 лет. Определить ежемесячную сумму амортизационных отчислений.

Пример 2. На начало года первоначальная стоимость основных фондов предприятия 84939 тыс. руб. С 1 апреля было введено ОПФ на 1293 тыс. руб., а с 1 октября на 6876 тыс. руб. С 1 марта выбыло из-за износа ОПФ на сумму 617 тыс. руб. Найти среднегодовую стоимость ОПФ.

 

Пример 3. Рассчитать заработок рабочего сдельщика за месяц, если норма выработки за смену 0,7 тонны продукции. Дневная тарифная ставка 192,8 руб. Премия за месяц составляет 30% от сдельного заработка. За месяц рабочим выпущено продукции 15,2 т.

 

Пример 4.

Ф.И.О. рабочего Раз- ряд Часовая тарифная ставка, руб. Отра- ботан- ное время, руб. Тариф за от- рабо- тан- ное время, руб. Районный коэффициент (30%) Сдель- ный при- работок, руб. Пре- мии (45%), руб. З/п за отчет- ный ме- сяц, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Петров 3 58,3 175          
Иванов 3 58,3 175          
Кузнецов 4 64,1 80          
Поляков 4 64,1 175          
Ефанов 4 64,1 175          
Усова 3 58,3 175          
Клочков 5 76,8 175          
Сидоров 4 64,1 175          
Васечкин 3 58,3 168          
ИТОГО:                

 

ВАРИАНТ I I.

Вопросы:

1.Основные средства-понятие, сущность

2.Состав и структура основных средств.

3. Классификации основных средств.

 

Пример 1. Первоначальная стоимость оборудования 2 млн 400 тыс.руб. Фактический срок службы оборудования 4 года. Норма амортизации 20 %. Определить остаточную стоимость оборудования.

Пример 2. К началу планируемого года предприятие имело основных производст­венных фондов (ОПФ) на сумму 78477 тыс. руб. С 1 февраля планируется ввод нового оборудования на 16784 тыс. руб., а с 1 сентября выбытие ОПФ на сумму 956 тыс. руб.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.222 с.)