Исторические этапы в становлении теорий мотивации в русле зарубежных и отечественных подходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы в становлении теорий мотивации в русле зарубежных и отечественных подходов



Проблема мотивации была актуальна во все периоды исследовательской деятельности. Вопрос о том, что же движет человеком, для чего он совершает те или иные действия и что побуждает его эти действия совершать, не даёт покоя и исследователям нашего времени. Поэтому данная тема актуальна и в современном мире.

Взгляды на то, что представляет мотивация и из чего она состоит, менялись неоднократно на протяжении многих веков. Наш век не исключение. Нами будут рассмотрены работы зарубежных и отечественных авторов, которые как можно подробнее хотят изучить и представить данные по данной теме исследования. Интерес зарубежных и отечественных учёных к теме мотивации свидетельствует о том, что тема является актуальной и востребованной для изучения.

Итак, перейдем к рассмотрению основных работ, которые заинтересовали нас более, чем другие. В области психологической науки исследователи в мотивационной сфере выделяют подструктуры, в них входят: актуальные потребности, мотивы, мотивационные образования. В научных работах термин «мотив» встречается чаще, чем термин «мотивация».

Это связано с тем, что первые исследователи в данной сфере, такие как А. Маслоу и С.Л. Рубенштейн трактовали термин «мотив» с двух противоположных сторон. А. Маслоу представлял термин «мотив» как то, что связано с потребностью личности [40; 91]. В работах С.Л. Рубенштейна трактовка термина «мотив» заключалась в переживании потребности и её удовлетворении [53].

Анализируя теорию деятельности А.Н. Леонтьева, нами было отмечено, что термин «мотив» в его работах употребляется не для того, чтобы обозначить то, в чем эта потребность конкретизируется в тех условиях, которые заданы. Важно и на что направляется деятельность, которая побуждает эту потребность [34, с. 57].

Понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его «как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности [34, с. 57].

Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, – ядро личности. Большинство исследований структуры мотивов сориентировано прежде всего на познавательные мотивы [45]. Традиционно разделение мотивов познавательные и социальные (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина). Исследователями отдаётся приоритет познавательным мотивам, они называются внутренними.

«Мотив – это, ради чего осуществляется деятельность» - так определяет мотив Л.И. Божович. Она является одним из ведущих исследователей в данной проблеме. «В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [9, с. 53]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны [12].

За рубежом данная тема интересна следующим авторам: В.Вайнер [70], Д. Мак-Клелланд [39], А. Маслоу [92], Х. Хекхаузен [60], а отечественные исследования представляют следующие учёные: В.Г. Асеев [4], Т.О. Гордеева [15], Е.П. Ильин [23], В.Г. Леонтьев [35], М.Ш. Магомед-Эминов [37].

Рассмотрим более подробно три группы мотивов, которые имеют различные основания. Первая группа – это мотивы, которые связаны с содержанием деятельности или её процессом. Вторая группа – это мотивы, которые относятся к мотивам – целям. Данный мотив возникает, когда на личность оказывает воздействие социум. У данной группы есть подгруппы, в них входят: широкосоциальные мотивы, узколичностные мотивы, мотивы с отрицательной и положительной направленностью. Третья группа – это мотивы, которые отражают осознанность личности в своих побуждениях. В данной группе мотивы делятся на осознаваемые и неосозноваемые мотивы [4].

На этом классификация мотивов не ограничивается. Так, мотивы классифицируют по:

1. Характеру участия в деятельности;

2. Времени;

3. Социальной значимости;

4. Включенности в деятельность;

5. Виду деятельности.

 

1.2. Психологические предпосылки деятельности волонтера

Волонтёрство – это круг деятельности, который включает в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи. Волонтёр – это человек, который на добровольной основе оказывает безвозмездную помощь людям, которые нуждаются в особой поддержке и социальной защите. Это не просто человек, который оказывает помощь, это человек, который вкладывает всего себя, всю свою душу в дело, которым занимается. Волонтер – человек который бескорыстно и безвозмездно оказывает помощь и содействие в различных сферах нашей жизни.

Волонтерское движение существует уже не одно столетие. Несмотря на то, что в разных уголках Мира волонтерское движение имеет разные названия – суть этого движения едина. Цель и миссия – понятны. Волонтерство – это человеческий феномен, который не зависит ни от культуры, ни от возраста, ни от пола, ни от религии.

Изучая литературные источники, нами была обнаружена интересная статья. Автор статьи – Любовь Шашура, представляет в ней результаты своего исследования. Так, во Франции люди, которые занимаются волонтерской деятельностью, всего лишь – 19% от общего числа населения, в Германии – это 34% от общего числа населения, в Японии – это всего лишь 26%, а в США – 56% от общего числа населения [92]. Кажется, что людей, которые занимаются волонтерской деятельностью не так уж и много. Но, в 2001 году это движение привлекло внимание Генеральной Ассамблеи ООН. Было принято решение сделать 2001 год – Международным годом волонтёров. Данное решение было обосновано тем, что таким образом будет повышен уровень признания волонтерской деятельности. В действительности так и произошло, на данный момент волонтерская деятельность – это Мировая деятельность, которой занимаются не одна сотня тысяч человек. Так же этот год позволил создать целую сеть, которая занималась обменов и распространением информации о волонтерской деятельности. Начиная от волонтерской деятельности в приютах для животных и заканчивая помощью старикам, людям в хосписах.

Большинство исследований, которые нас заинтересовали, были исследования, цель которых заключалась в том, чтобы исследовать процесс добровольного привлечения специалистов разного профиля, в странах, где довольно-таки длинная история социальной работы, одной из таких странах являлась в этих исследованиях – США.

Общеизвестно, что американская модель социальной работы сыграла большую роль в становлении волонтерской деятельности во всемирном масштабе. Благодаря тому, что в середине XX века произошло то, что позволило называть это периодом «открытых дверей». В этот период в американских университетах происходило обучение социальной работе, что позволило выпустить настоящих специалистов в своём деле.

В странах Западной Европы и США активное начало волонтерской деятельности началось в XIX столетия. В начале своего пути волонтерское движение называлось – «дружественные визитеры», сёстры милосердия, самаритяне, миссионеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.009 с.)