Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические этапы в становлении теорий мотивации в русле зарубежных и отечественных подходов
Проблема мотивации была актуальна во все периоды исследовательской деятельности. Вопрос о том, что же движет человеком, для чего он совершает те или иные действия и что побуждает его эти действия совершать, не даёт покоя и исследователям нашего времени. Поэтому данная тема актуальна и в современном мире. Взгляды на то, что представляет мотивация и из чего она состоит, менялись неоднократно на протяжении многих веков. Наш век не исключение. Нами будут рассмотрены работы зарубежных и отечественных авторов, которые как можно подробнее хотят изучить и представить данные по данной теме исследования. Интерес зарубежных и отечественных учёных к теме мотивации свидетельствует о том, что тема является актуальной и востребованной для изучения. Итак, перейдем к рассмотрению основных работ, которые заинтересовали нас более, чем другие. В области психологической науки исследователи в мотивационной сфере выделяют подструктуры, в них входят: актуальные потребности, мотивы, мотивационные образования. В научных работах термин «мотив» встречается чаще, чем термин «мотивация». Это связано с тем, что первые исследователи в данной сфере, такие как А. Маслоу и С.Л. Рубенштейн трактовали термин «мотив» с двух противоположных сторон. А. Маслоу представлял термин «мотив» как то, что связано с потребностью личности [40; 91]. В работах С.Л. Рубенштейна трактовка термина «мотив» заключалась в переживании потребности и её удовлетворении [53]. Анализируя теорию деятельности А.Н. Леонтьева, нами было отмечено, что термин «мотив» в его работах употребляется не для того, чтобы обозначить то, в чем эта потребность конкретизируется в тех условиях, которые заданы. Важно и на что направляется деятельность, которая побуждает эту потребность [34, с. 57]. Понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его «как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности [34, с. 57]. Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, – ядро личности. Большинство исследований структуры мотивов сориентировано прежде всего на познавательные мотивы [45]. Традиционно разделение мотивов познавательные и социальные (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина). Исследователями отдаётся приоритет познавательным мотивам, они называются внутренними.
«Мотив – это, ради чего осуществляется деятельность» - так определяет мотив Л.И. Божович. Она является одним из ведущих исследователей в данной проблеме. «В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [9, с. 53]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны [12]. За рубежом данная тема интересна следующим авторам: В.Вайнер [70], Д. Мак-Клелланд [39], А. Маслоу [92], Х. Хекхаузен [60], а отечественные исследования представляют следующие учёные: В.Г. Асеев [4], Т.О. Гордеева [15], Е.П. Ильин [23], В.Г. Леонтьев [35], М.Ш. Магомед-Эминов [37]. Рассмотрим более подробно три группы мотивов, которые имеют различные основания. Первая группа – это мотивы, которые связаны с содержанием деятельности или её процессом. Вторая группа – это мотивы, которые относятся к мотивам – целям. Данный мотив возникает, когда на личность оказывает воздействие социум. У данной группы есть подгруппы, в них входят: широкосоциальные мотивы, узколичностные мотивы, мотивы с отрицательной и положительной направленностью. Третья группа – это мотивы, которые отражают осознанность личности в своих побуждениях. В данной группе мотивы делятся на осознаваемые и неосозноваемые мотивы [4]. На этом классификация мотивов не ограничивается. Так, мотивы классифицируют по: 1. Характеру участия в деятельности; 2. Времени; 3. Социальной значимости; 4. Включенности в деятельность; 5. Виду деятельности.
1.2. Психологические предпосылки деятельности волонтера Волонтёрство – это круг деятельности, который включает в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи. Волонтёр – это человек, который на добровольной основе оказывает безвозмездную помощь людям, которые нуждаются в особой поддержке и социальной защите. Это не просто человек, который оказывает помощь, это человек, который вкладывает всего себя, всю свою душу в дело, которым занимается. Волонтер – человек который бескорыстно и безвозмездно оказывает помощь и содействие в различных сферах нашей жизни.
Волонтерское движение существует уже не одно столетие. Несмотря на то, что в разных уголках Мира волонтерское движение имеет разные названия – суть этого движения едина. Цель и миссия – понятны. Волонтерство – это человеческий феномен, который не зависит ни от культуры, ни от возраста, ни от пола, ни от религии. Изучая литературные источники, нами была обнаружена интересная статья. Автор статьи – Любовь Шашура, представляет в ней результаты своего исследования. Так, во Франции люди, которые занимаются волонтерской деятельностью, всего лишь – 19% от общего числа населения, в Германии – это 34% от общего числа населения, в Японии – это всего лишь 26%, а в США – 56% от общего числа населения [92]. Кажется, что людей, которые занимаются волонтерской деятельностью не так уж и много. Но, в 2001 году это движение привлекло внимание Генеральной Ассамблеи ООН. Было принято решение сделать 2001 год – Международным годом волонтёров. Данное решение было обосновано тем, что таким образом будет повышен уровень признания волонтерской деятельности. В действительности так и произошло, на данный момент волонтерская деятельность – это Мировая деятельность, которой занимаются не одна сотня тысяч человек. Так же этот год позволил создать целую сеть, которая занималась обменов и распространением информации о волонтерской деятельности. Начиная от волонтерской деятельности в приютах для животных и заканчивая помощью старикам, людям в хосписах. Большинство исследований, которые нас заинтересовали, были исследования, цель которых заключалась в том, чтобы исследовать процесс добровольного привлечения специалистов разного профиля, в странах, где довольно-таки длинная история социальной работы, одной из таких странах являлась в этих исследованиях – США. Общеизвестно, что американская модель социальной работы сыграла большую роль в становлении волонтерской деятельности во всемирном масштабе. Благодаря тому, что в середине XX века произошло то, что позволило называть это периодом «открытых дверей». В этот период в американских университетах происходило обучение социальной работе, что позволило выпустить настоящих специалистов в своём деле. В странах Западной Европы и США активное начало волонтерской деятельности началось в XIX столетия. В начале своего пути волонтерское движение называлось – «дружественные визитеры», сёстры милосердия, самаритяне, миссионеры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.009 с.) |