профессионального мастерства педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

профессионального мастерства педагогов



Педагог дополнительного образования – это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.

На рынке труда возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, который может выполнить социальную задачу становления современного человека. Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному ребёнку необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, новатор, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно-ориентированный подход к ним.

Включение педагога в инновационную (проектную, исследовательскую) деятельность активизирует его к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования играет большую и решающую роль в повышении его профессионального мастерства. Одним из способов повышения профессионального мастерства является участие педагога в различных конкурсах профессионального мастерства. Одним из таких является конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который проходит через год, состоит из нескольких этапов проведения: районный (муниципальный), региональный (областной), федеральный (Всероссийский).

Цель данного конкурса – выявление и поощрение талантливых педагогов дополнительного образования области, распространение ценного педагогического опыта и создание социальных условий для профессионально-личностного роста педагогов дополнительного образования. Конкурс способствует выявлению и поддержке талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей, обновлению содержания в практике воспитания и дополнительного образования детей, повышению профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного образования.

Конкурс «Сердце отдаю детям» – это, прежде всего, профессиональная встреча с педагогами, идущими чуть впереди, которые полны творчества, любви к детям и своей профессии.Педагоги дополнительного образования представляют своё педагогическое мастерство, становятся участниками творческой лаборатории передового педагогического опыта.Участвуя в конкурсе, педагог имеет возможность сравнить свой опыт с результатами других, получить компетентную оценку собственных наработок, взять на вооружение советы и рекомендации коллег, учёных, методистов-практиков.

Конкурсное движение и поддержка различного рода инициатив педагогов-новаторов, «продвинутых» в той или иной сфере деятельности образовательных учреждений, является уже сложившейся практикой и отработанной технологией профессионального развития педагогов.

 

Литература

1. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. Тюнников, Ю. С. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5.

2. В поисках педагогической инноватики. Поляков С.Д.– М., 1993.

3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/Под ред. Т.И. Шамовой - М., 1991.

4. Готовность педагога к инновационной деятельности. Сластенин В.А.,        Подымова Л.С. Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1.

5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

6. Инновации в школе: характер и результаты / Народное образование. – 1993. – № 6.

7. Инновационная деятельность педагога Гуров В. Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2.

8. Инновационные модели школы: учеб.-метод. пособие: в 3-х кн..- СПб., 2003.

9. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Загвязинский В.И. Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990.

10. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности. Ильина Н.Ф.  // Педагогика. 2012. № 7.

11. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. Юсуфбекова Н. Р. - М: Педагогика, 1991.

12.  Особенности методического обеспечения инновационной педагогической деятельности.  Ильина Н.Ф. // Инновации в образовании. 2011. № 10.

13. Педагогика. Сластенин В.А. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.

14. Педагогика: инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М., 1997.

15. Программно-целевое управление развитием образования/ Под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

16. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Разина Н.А. Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1.

17. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога. Гнездилова О.Н. Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4.

18. Развитие инновационного потенциала ОУ. Ильина Н. Ф. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 5.

19. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994.

20. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.

21. Системное развитие школы. Лазарев B.C. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

22. Словарь русского языка/ Ожегов С.И. – М.: 1978.

23. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. Тодосийчук А.В. - М., 2005.

24. Теория и практика инновационной деятельности в образовании. Розов Н.Х. - М., 2007.

25. Управление инновационными процессами в образовании. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. - М., 1994.

26. Управление инновациями: социально-образовательный аспект. Мазур З.Ф. - М., 2001.

27. Управление проектами в образовании./Н.И.Ерофеева//Народное образование.–2002.–№ 5.

28. Управление развитием инновационных процессов в школе/ Науч. ред.                     Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

29. Управление развитием школы. Поташник М.М., Лазарев В.С. – М.: Новая школа, 1995.

30. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности. Горбачева В.Г. Cборник научных статей аспирантов и студентов,
выпуск 10. СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2011.

 

 

Глоссарий

Педагогическая инноватика – особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.(Современный словарь иностранных языков)

Инновационный процесс – это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И. Пригожин)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.

Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.

Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта.

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Приложение 1.

Инновационные методы

Инновационные методы – методы, основанные на использова­нии современных достижений науки и информационных техно­логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способно­стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment) – современная образовательная технология, в основе кото­рой используется метод аутентичного оценивания результа­тов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о про­цессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфо­лио - систематический и специально организованный сбор до­казательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в од­ной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе раз­личают портфолио образовательное и портфолио профессио­нальное.

Метод проблемного изложения – метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает спо­соб решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе по­становки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс – такие работы выполняются в соответст­вии с учебными планами и программами учебных дисцип­лин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится само­стоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руко­водством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, анали­тических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); резуль­таты всех видов научно-исследовательской деятельности сту­дентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение – 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и препо­давателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими ре­альных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоре­тический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, час­тично-поисковый и исследовательский уровни.

Практико-ориентированные проекты – особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко­го, значимого для студента, имеющего практическое значе­ние результата, выраженного в материальной форме: подго­товка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компью­терной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработ­ка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны коорди­натора и автора проекта.

Творческие проекты – их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (ко­ординатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируе­мого результата, значимого для студентов. Специфика тако­го проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Твор­ческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффек­тивной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация – при чтении лекции-визуализации со­блюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подго­товке к лекции содержание должно быть перекодировано в ви­зуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: нату­ральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуаль­ную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль обще­ния.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества образования.

Приложение 2.

Информационная карта

Инновационной деятельности

_______________________________________________

  1. Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электронной почты
  2. Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)
  3. Сроки инновационной деятельности
  4. Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между собой; модульные (блочные), связанные между собой.
  5. Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое …) ________________________________________________________
  6. Проблема (тема)__________________________________________
  7. Цель____________________________________________________
  8. Задачи__________________________________________________
  9. Сущность инновации______________________________________
  10. Прогнозируемый результат________________________________

11. Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

‒ разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);

‒ осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);

‒ распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.021 с.)