Этапы обучения гребли на байдарке гребцов 10-11 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы обучения гребли на байдарке гребцов 10-11 лет



 

Задача обучения состоит в выработке у гребца двигательного навыка, то есть такой степени владения техникой гребли, при которой управление движениями происходит автоматически, обеспечивается достаточная их вариативность и высокая надежность [11].

Весь процесс обучения может быть разделен на три этапа.

I этап — начальное разучивание. На этом этапе создается общее представление о технике гребли, движение разучивается по частям, фазам, формируется общий ритм движения, устраняются ненужные движения и грубые искажения техники.

Сначала спортсмен должен ознакомиться со спортивным инвентарем и окружающей средой, то есть лодкой, веслами и водой. Каждый начинающий осваивать греблю должен уметь плавать.

Сев в лодку и оттолкнувшись от причального плота, спортсмен опробывает лодку и весла, убеждается, что форма и размеры весел обеспечивают оптимальное погружение лопастей в воду без всяких дополнительных усилий. Нужно установить лопасти весел вертикально в воде и делать поочередно каждым веслом гребки, прикладывая только горизонтальное усилие, сначала небольшое, и выпуская рукоятку из рук между гребками.

Следующее упражнение — несколько непрерывных гребков одной и другой рукой, затем поочередно по одному гребку каждой рукой и несколько полных гребков.

Освоив эти движения, можно перейти дальше: рукоятку погруженного в воду весла гребец отталкивает от себя, лодка движется кормой вперед. Сначала выполняется каждым веслом по нескольку гребков, затем поочередно по одному гребку каждым веслом и после этого одновременно обоими веслами.

Чтобы оценить степень устойчивости байдарки, гребец должен поочередно накренить ее на левый и правый борт. Проделав эти упражнения, гребец прочувствует поведение весел в воде во время гребка. Теперь можно приступать к обучению.

Устойчивая байдарка позволяет новичку сразу ощутить уверенность во владении инвентарем, отчего обучение значительно облегчается.

Для лучшего понимания технических требований и исправления ошибок часть занятий, особенно несколько первых, целесообразно проводить индивидуально в учебном аппарате, либо в двойке, когда тренер сидит на первом номере. Здесь гребцу демонстрируются положения звеньев тела, соответствующие различным фазам гребка, переход от одной фазы к другой, общая траектория и ритм движения [27].

Продолжительность I этапа обучения в гребле составляет обычно не более 8 — 10 занятий. При достаточной физической подготовленности спортсмена этого периода достаточно.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в гребле и их причины:

1. недостаточная амплитуда работы туловищем и как следствие, ноги не участвуют в выполнении гребка, не обеспечивается необходимая длина работы весел — гребец не стремится приложить больших усилий, работает только руками, неуверенно чувствует себя в байдарке.

2. слишком большой отвал туловища в конце гребка, темп гребли снижен — гребец не прочувствовал оптимальных углов работы туловища и весла.

3. раннее начало работы руками, «прихват» на руки — гребец недостаточно сильно работает туловищем.

4. неправильное погружение лопасти на гребке — гребец неправильно держит весло, не прочувствовал положение свободно плавающего весла, опорная площадка весла или уключины имеет неровности, искривлено весло.

5. несимметричная работа весел по длине, усилию и времени, лодка раскачивается, рыскает на курсе — гребец недостаточно контролирует работу рук, положение тела и головы, имеется люфт в уключинах или их осях.

6. неровная, рывками, с подергиванием в конце гребка тяга весел — гребец недостаточно физически развит.

7. постепенное вынимание лопастей из воды на проводке — стягивание руками вниз, слишком большой отвал туловища, опускание локтей сильно вниз в конце гребка, нечеткое представление о работе весла на проводке.

8. непродольная работа туловища на гребке — недостаточное физическое развитие, неправильное положение головы во время гребка, несимметричная работа весел.

9. задирание лопасти в конце заноса или задержка в захвате, промашка, снижение темпа — гребец чрезмерно наклоняет тело к корме байдарки, надавливает перед захватом на рукоятки весел вниз, не дает веслам возможности падать в воду, наклоняет голову в конце заноса.

10.  неестественный ритм гребного цикла — спортсмен старается грести стилизованно, подражает кому-то, неестественно затягивает время заноса, делает остановки в цикле гребка. В условиях соревнований и интенсивной тренировки скорость лодки сама подскажет нужный ритм и темп. Ритм, который вам удается выдержать до конца гонки, сохраняя высокую скорость, и будет правильным. На тренировках нужен тот ритм, который позволяет сохранять свободу движений при любом темпе гребли.

11. запрокидывание, наклон головы к животу или поворот в сторону — гребец не следит за собой и не понимает значения положения головы в выполнении мощного, продольного гребка и правильной подготовки к следующему.

12. неправильное дыхание — гребец старается следить за дыханием, дышит с закрытым ртом, одним носом, из-за этого не успевает сделать полноценный и своевременный вдох и выдох. (Вдох делается в конце заноса и заканчивается в самом начале проводки, а выдох после окончания гребка до середины заноса.) Во время соревнований или интенсивной тренировки возникает потребность в более частом дыхании, дополнительном коротком вдохе и выдохе на заносе.

13. нарочитая небрежность в обращении с инвентарем и выполнении элементов гребного цикла — гребец несерьезно относится к выполнению гребков, способен в любой момент потерять баланс, промахнуть веслом мимо воды, потерять весло.

II этап — углубленная отработка техники гребли. Уточняются траектории и параметры движения, совершенствуется ритм, свобода и непрерывность выполнения движений, создаются предпосылки вариативности техники.

В технических тренировках применяются упражнения на выполнение отдельных элементов цикла — захват, конец гребка, а также укороченный гребок одними руками, за счет работы только спины, гребля одним веслом с одновременной табанкой другим и другие упражнения по овладению техникой [20].

Проводятся тренировки и соревнования в двойках. Совместная работа с загребным. Первоначально в этом помогает рулевой, подавая команду счетом.

Разучивается техника старта, смена темпа и ритма в условиях соревнований, проходятся повороты вокруг бакена и по дуге.

Старт выполняется следующим образом: из исходного положения по команде «Марш!» спортсмен делает первый гребок, не дотягивая его до конца на 20 — 25 см, быстро выводит руки и почти одними руками делает второй, очень короткий резкий гребок. Затем постепенно увеличивает амплитуду движений, переходя на 5 — 6-м гребке на полную длину и гоночный ритм.

Этот этап, как правило, занимает от 2 до 3 месяцев при 3 — 4 занятиях в неделю. При достаточном уровне физического развития спортсмен способен выполнить после этого норматив II или I разряда.

Поворот вокруг бакена выполняется с табанкой одним веслом после того, как лодка поравняется или немного пройдет бакен, не задев его.

III этап — закрепление двигательного навыка.

Стабилизируется двигательный навык, расширяется диапазон вариативности, завершается индивидуализация техники.

На фоне увеличивающихся по объему и интенсивности тренировочных занятий уточняется техника выполнения всего цикла и отдельных элементов в различных условиях тренировки и соревнований. Если отдельные, насыщенные упражнениями тренировки мы называем техническими, то остальные не должны быть «нетехническими», спортсмен должен постоянно контролировать свои движения. Задачи обучения, совершенствования навыков и тренировки не отделимы друг от друга, они решаются совместно, одновременно, при выполнении одних и тех же упражнений [10].

Главным упражнением становится выполнение полного цикла гребка в одиночках и двойках. Участие в соревнованиях закрепляет техническое мастерство спортсмена. Происходит постоянное совершенствование спортивного мастерства.

 

 

2.3. Основные факторы, определяющие результативность подготовки гребцов

 

Традиционно выделяют следующие факторы, которые влияют на спортивные достижения.

Первым выделяется так называемая профессионализация подготовки, куда входит финансирование гребли, наличие и оснащение гребных баз, сбалансированное питание спортсменов, их восстановление после тренировок. Сюда же относится и беззаветное отношение тренерского состава и гребцов к решению тех задач, которые позволят достичь высокого результата [5].

Вторым – технический результат, отвечающий за конкурентоспособность, а также взаимосвязанность с результатом на всех дистанциях, например, прогноз результата на дистанции 500 м.

Третьим фактором является доскональный анализ условий, в которых будут походить соревнования на определенной акватории.

Четвертый фактор – это индивидуальный подход, учитывающий возможности каждого гребца при составлении плана подготовки, т.е. недопуск перегрузок и срывов адаптации.

Пятым фактором считается обязательное создание точной модели стартов, с обязательным учетом местного времени.

Шестым фактором выделяется учет самых сильных и слабых сторон подготовленности каждого гребца в отдельности.

Седьмым выделяется инвентарь и техника, к которым относятся: новая лодка последней модели, весло из карбона по индивидуальному заказу; посадка, которая исключает сильный килевой дифферент, то есть обеспечивает использование «переднего» угла проводки.

Восьмым фактором является воспитательная работа с гребцами, заключающаяся в том, чтобы подгонять «ленивых» и удерживать «податливых».

К составлению программы подготовки гребцов существуют требования, которые следует обязательно соблюдать. Их можно представить в виде 10 пунктов:

1. Должна строго учитываться и выдерживаться направленность каждого периода подготовки.

2. Должны включаться как традиционные (велосипед, бег), так и специализированные (различные специальные тренажеры, гребной бассейн) средства подготовки.

3. Должна применяться индивидуально-групповая методика подготовки с регулярным конструированием ситуаций конкуренции и самоотдачи.

4. Должны быть сконцентрированы все средства для подготовки первых номеров сборной команды.

5. Должен быть не менее 6-7-ми недельных микроциклов заключительный этап подготовки; тренерский состав не должен забывать о возможности «перегибов», то есть когда пик формы приходится именно на этот этап, а на соревнованиях наблюдается спад.

6. Нельзя проводить «отборы» на заключительном этапе.

7. Должен быть утвержденный состав сборной.

8. Должны быть разгрузочные микроциклы, включающие короткие тренировки на максимальных режимах.

9. Должны быть увеличены перерывы между периодами на заключительных микроциклах.

10. Спортсмены должны быть психологически устойчивыми.


Заключение

 

Современные тенденции жизни направлены на раскрепощение личности, стремление к свободе и самоутверждению. Гребной спорт развивает в спортсмене силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту, волю к победе. Один из самых очевидных плюсов гребли – большая часть тренировки проходит на водоемах, на свежем воздухе. Для достижения хороших результатов в гребле одной физической подготовки недостаточно: обязательна и серьезная психологическая подготовка.

Гребля тренирует скорость движений, силу и выносливость двигательного аппарата и развивает способность точно согласовывать его работу с дыханием. Поэтому занятия гребным спортом ведут не только к развитию мускулатуры, но и к улучшению работы органов дыхания, сердца и сосудов [4].

Гребной спорт относится к наиболее энергоемким видам спорта. Организм спортсмена должен обеспечить доставку к мышцам, как кислорода, так и энергообразующих компонентов, обеспечивающих длительную работоспособность спортсменов и в условиях тренировок, и во время соревнований. При преодолении гоночной дистанции энерготраты гребца значительно превышают возможности организма по доставке кислорода к работающим мышцам.

Также в гребном спорте, требующем пристального контроля над уровнем технической подготовленности, в условиях нарастающего физического утомления необходим постоянный контроль над уровнем технического мастерства гребцов 11-12 лет. При гребле в составе экипажа требуется постоянно контролировать свои действия и следить за совместимостью их с действиями остальных членов экипажа.

Анализ литературы, связанной с подготовкой гребцов показал, что наиболее важным при обучении элементов техники гребли и для достижения высоких спортивных результатов является формирование чувства баланса и чувства воды. Если рассматривать многолетнюю подготовку гребцов на байдарке как целостный педагогический процесс, то прослеживается зависимость успешности выступления на соревнованиях на этапе наивысших спортивных результатов от качества знаний и «фундаментальных навыков», полученных гребцами в процессе начальной подготовки. Одной из основных задач на этапе начального обучения в гребле на байдарках является выявление основных компонентов координационных способностей, необходимых гребцам на байдарках и каноэ в их спортивной деятельности

В настоящее время мнение о приоритетной важности индивидуализированного подхода к подготовке спортсменов разделяется почти всеми ведущими специалистами. Вместе с тем развитию соответствующего направления в юношеском спорте, особенно гребле, все еще не получили своего как теоретического так и практического разрешения, что связывается некоторыми специалистами с особенностью данного вида спорта, включающего как личностные, так и командные устремления спортсменов.


 

Список литературы

 

 

1. Беленков А.Б., Воронков А.Б. Силовая подготовка гребца // Гребной спорт в России. Вып. 3, 2000. – 30 с.

2. Берлин С.В., Замотин Т.М. Многоцикловая структура планирования подготовки Гребцов-академистов высокой квалификации / С.В. Берлин, Т.М. Замотин //Проблемы и перспективы развития гребных видов спорта в Российской Федерации: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (16 сентября 2016 г.). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. – С. 73-78.

3. Бочавер К.А. Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Том 5, № 1. – С. 15–18.

4. Брюханов, Д. А. Совершенствование методики обучения гребле на байдарках и каноэ на основе использования комплекса специальных упражнений / Д. А. Брюханов, Д. С. Петров // Вестник Сочинского государственного университета. - 2015. № 2 (35). - С. 146-148.

5. Булгаков А.М. О надежности некоторых тестов в гребном спорте / А.М. Булгаков, В.И. Иванов // Теория и практика физической культуры. – 2000. – С. 35-38.

6. Быков, А.И. Построение этапа предсоревновательной подготовки высококвалифицированных гребцов на каноэ [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук / А.И. Быков. - Краснодар, 2003. - 22с.

7. Верлин С.В. Планирование тренировки гребцов-академистов высокой квалификации. Методические рекомендации для тренеров / С.В. Верлин, Т.Ф. Абрамова, Т.М. Замотин. – М., 2016. – 61с.

8. Верлин, C.B. Факторный анализ структуры спортивного мастерства гребцов на байдарках высшей квалификации [Текст] / C.B. Берлин, Г.Н. Семаева // Вестник спортивной науки. - М., 2011. - №3. - С. 14 - 17.

9. Володенков В.В., Замотин Т.М. Методика комплектования экипажей в гребном спорте / В.В. Володенков, Т.М Замотин. //Вестник спортивной науки. – 2016. № 3 – С.60-63.

10. Гордон С.М. Тренировка в циклических видах спорта / С.М. Гордон. – Спб: ФиС, 2012. – 259 с.

11. Горская, И. Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов, А. М. Кондаков // Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. — 221 с

12. Граятов Л.Е Гребля академическая: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства // Л.Е. Граятов – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.

13. Дытченко, В.И. Специальная выносливость юных гребцов на байдарках и методика ее развития [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук / В.И. Дытченко. - М.,1984. - 16с.

14. Замотин Т.М., Мельников П.В. Педагогические аспекты годового планирования подготовки гребцов высокой квалификации /Т.М. Замотин, П.В. Мельников // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016 г. № 1 (Том 10) – С. 36-42.

15. Каверин В.Ф. Изменение кардиодинамики у гребцов высокой квалификации/ учебное пособие / В.Ф. Каверин. – Волгоград: Перемена, 1986. – 198 с.

16. Карпов А.А., Замотин Т.М. Планирование интервальных тренировок в годичной подготовке гребцов байдарочников и каноистов высокой квалификации /А.А. Карпов, Т.М. Замотин // Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. – М., 2017. – С. 22-27.

17. Колосова, Е.В. Методические рекомендации для проведения занятий по физической культуре. Учебно-методическое пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2018. – 161 с.

18. Красноневцев Г.М. Современная тренировка гребцов, изд-е 3, доп. / Г.М. Красноневцев. – М.: ФиС, 2014. – 207 с.

19. Лифанов А.А. Методика преподавания и обучения гребным видам спорта в вузе /А.А. Лифанов, Р.Р. Салахиев, Е.В. Фомина. – Казань: КФУ, 2015. – 52 с.

20. Малышко, А.В. Способ коррекции биомеханических параметров командной техники гребли / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова, С.Н. Могилинец // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 110-116.

21. Михайлова, Т.В. Гребной спорт [Текст]/ Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров и др. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

22. Обвинцев, А. А. Анализ возможности применения упражнений с гирями в подготовке спортсменов гребных видов спорта «гребля байдарах» / А. А. Обвинцев, Д. В. Чернов, С. М. Ившичев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2016. – № 2. – С. 40–46.

23. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. / В.Н. Платонов.– Киев: Олимп. лит.– 2015.– Кн. 1.– 680 с.

24. Середина А.А. Подготовка сильнейших гребцов мира, изд. 4 доп. /А.А. Середина. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 231 с.

25. Томилов, В.Н. Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте [Текст] / В.Н. Томилов. - Самара: Офорт, 2007. - 115с.

26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. [Текст]/ Ж.К. Холодов, В.С. кузнецов. – 13-е изд., исправ. – М.: Академия, 2016. – 496 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.163.70 (0.055 с.)