Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в доу для детей с зпр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в доу для детей с зпр



Методическая разработка

Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР

 

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 В. А. Сухомлинский

Введение

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и педагогов дошкольного учреждения.

Познавательная деятельность

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

Задачи родителей

1. Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы, которые продиктованы состоянием ребенка, соблюдение режима дня;

2. Постоянное развитие познавательной сферы ребенка;

3. Овладение основами специальной педагогики и психологии; навыками поведения в домашних условиях, посещение занятий учителя - дефектолога по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучение своих детей и закрепление полученных результатов;

4. Знание особенностей развития ребенка, адекватная самооценка, правильное отношение к особенностям развития ребенка, волевые качества, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность;

5. Самостоятельное продолжение работы при интеграции ребенка в школу.

Игрушки

(Младший возраст)

Родителям рекомендуется

® Рассмотреть с ребенком несколько игрушек; определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);

® Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

® Учить ребенка бережно относиться к игрушкам;

® Учить узнавать игрушку по описанию и на ощупь.

® Прочитать стихотворения А. Барто «Игрушки». Выучить несколько наизусть.

Игры и упражнения.

Отгадывание загадок

Его бьют, а он не плачет,  Упадет - поскачет. (Мяч). Пляшет крошка, А всего одна ножка. (Юла). Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка).

Кто внимательный? Игрушки (3-5 шт.) расставляются на столе. Ребенок закрывает глаза. 1-2 игрушки переставляют; убирают; добавляют новую.

Назови ласково. (Кукла- куколка, мяч, машина, лодка, заяц).

Узнай на ощупь.

Собери картинку (изображение игрушки разрезается на 4-7 частей).

Узнай по описанию.

Птицы

(младший возраст)

Родителям рекомендуется

® Формировать представления о разнообразии птиц (величина, цвет оперения), учить различать их по внешнему виду, называть птенцов, узнавать на изображении и на улице.

® Учить называть части тела птицы (голова, клюв, крылья, ноги, хвост).

® Познакомить с особенностями поведения птиц (подвижная, весёлая, щебечет, летает, клюёт, прыгает и т. п.); чем питаются; какую пользу приносят.

Домашние Курица, цыплёнок Петух Утка, утенок Гусь, гусенок Дикие (городские) Воробей Ворона Голубь Синица

Игры и упражнения

Чей голос? Воспроизвести голосом звуки, издаваемые птицами (воркуют, каркают, чирикают и т. д.).

Имитация движений птиц.

Покорми птичку.

Слепить птицу, гнездышко.

Семья

(средний, старший возраст)

Родителям рекомендуется:

® Закреплять знания детей о себе (фамилия, имя, возраст). О составе семьи (имена, отчества взрослых членов семьи, профессии родителей, домашний адрес).

® Отработать родственные связи (мама, папа, дочь, сын, дедушка, внук, брат, сестра и т. д.).

® Наблюдать и запомнить какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи и ребенок.

Игры и упражнения:

«Подбери слова-действия» Что может делать мама (стирать, вытирать пыль), … сын (играть, кататься с горки, убирать игрушки) и т. п.

«Назови членов своей семьи» (самых старших, младших, кем для папы является бабушка, как зовут дочку мамы).

«Кто что может делать?» Имитация действий мамы, сына, бабушки…

«Чьи это предметы?» Очки, клубок со спицами, газета, кастрюля, молоток, кукла… Что с ними можно делать, для чего они нужны? Составление предложений.

Например: В кастрюле мама варит суп. Папа читает газету.

«Кто какой?» Мама какая? (ласковая, красивая, добрая…)

Папа какой? (сильный, большой, заботливый…)

Сын какой? (весёлый, подвижный, умный…)

Нарисуй свою семью.

Мы летчики.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко. Имитация соответствующих движений

Методическая разработка

Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР

 

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 В. А. Сухомлинский

Введение

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и педагогов дошкольного учреждения.

Познавательная деятельность

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.017 с.)