Понятие и виды военных судов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды военных судов.



В Законе о военных судах указано, что «Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами» (ст. 1).

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах (ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе, ч. 2 ст. 1 Закона о военных судах). Количество военных судов и численность их судей устанавливается Верховным Судом РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, а также вследствие новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Военные суды осуществляют правосудие в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи, определенные ст. 2 ГПК РФ, ст. 18 КАС РФ, ст. 6 УПК РФ, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Военные суды в своей деятельности руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции РФ, положениями Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ. Решения и приговоры военных судов выносятся именем Российской Федерации.

Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, как и других судов общей юрисдикции, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Они подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Необходимость существования военных судов, наряду с другими судами общей юрисдикции, объясняется, прежде всего, тем, что они призваны осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, т.е. войсках, формированиях и органах, важнейшей обязанностью которых является обеспечение независимости и безопасности Российской Федерации как государства. К другим войскам, органам и формированиям относятся войска ФСВНГ России, инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и войска, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования (ст. 1 Закона об обороне).

Подсудность дел военным судам, порядок их образования, материально- технического обеспечения до принятия Закона о военных судах определялись Положением о военных трибуналах в редакции 1980 г. Это Положение устарело. В ходе проходящих в России преобразований, направленных на построение правового государства, изменилась сущность деятельности военных судов. Рассматривавшиеся прежде как карательные органы военные суды стали органами судебной власти, осуществляющими правовую защиту военнослужащих и действующими на основе демократических принципов Конституции РФ и российских законов.

Одним из принципиальных вопросов, который требовал решения в ходе судебной реформы, проводимой в России в последнем десятилетии прошлого века, являлся вопрос обеспечения реальной независимости военного суда при осуществлении правосудия. Утверждение независимой судебной власти рассматривалось как ключевой аспект судебной реформы, поэтому первостепенная роль отводилась правовым институтам, закрепляющим эти гарантии.

Этот вопрос встал наиболее остро применительно к военным судам, поскольку эти суды действовали в условиях Вооруженных Сил РФ и других войск, организационно были привязаны к армейским и флотским структурам, имели специальную подсудность.

Все эти проблемы были разрешены с принятием Закона о военных судах в 1999 году. Этот Закон был в числе первых федеральных конституционных законов, принятых в постсоветской России по вопросам судебной реформы. До этого были приняты ранее упоминавшиеся федеральные конституционные законы, о Конституционном Суде РФ; об арбитражных судах; о судебной системе.

С принятием Закона о военных судах на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы России и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти, и в первую очередь от органов военного управления, судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В Законе о военных судах по-новому были определены задачи военных судов, их подсудность, структура, порядок комплектования их кадрами, финансирование, материально-техническое обеспечение.

Впервые в истории нашего государства военные суды законом полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии ВС РФ переданы из военного ведомства в судебные органы, а штаты Главного управления обеспечения деятельности военных судов переданы Судебному департаменту при ВС РФ.

Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов:

— человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— местного самоуправления;

— Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 4 Закона о военных судах).

С учетом решаемых военными судами задач определена и подсудность им дел. Непосредственно правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в Законе о военных судах, УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и KoAII РФ.

Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением и военных трибуналах), но и определенные категории гражданских и административных дел, поэтому следует разграничивать компетенцию по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами. Правила о подсудности военным судам дел сформулированы в Законе о военных судах.

В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам закон предусматривает субъективный признак:

- по уголовным (административным) делам — наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение);

- по гражданским делам — правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).

Система военных судов России и их полномочия определяются правовыми нормами, содержащимися в ст. 8—25 Закона о военных судах. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 8).

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (ст. 7 Закона о военных судах).

В системе военных судов нет мировых судей. Дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном длярассмотрения дел мировым судьей (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Уголовные дела в отношении члена Совета Федерации РФ, депутата Государственной Думы РФ, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подсудны судам областного и им равного уровня (ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Согласно прежней редакции УПК РФ дела этой категории, при указанных выше обстоятельствах, были подсудны Верховному Суду РФ (ст. 452 УПК РФ, с 1 января 2013 года она утратила силу).

В соответствии изменениями, внесенными в УПК РФ Законом № 433-Ф3, уголовные дела в отношении судей военных судом при указанных в Законе обстоятельствах должны быть подсудны окружному (флотскому) военному суду, а не Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Военной коллегии Верховного Суда РФ) [4].

Что же касается уголовных дел в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они не могут быть подсудны военному суду, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приостанавливают военную службу и исключаются из воинских правоотношений. Они сугубо формально считаются военнослужащими. Фактически же они не проходят военную службу, а осуществляют иной вид государственной службы. Порядок приостановления военной службы установлен в ст. 45 Закона о воинской обязанности и военной службе и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

 

Гарнизонные военные суды.

Гарнизонные военные суды являются основным (низовым) звеном системы военных судов; они действуют в качестве суда первой инстанции.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов (ст. 21 Закона о военных судах).

По данным Судебного департамента на 1 ноября 2018 г. в системе военных судов действовало 105 гарнизонных судов.

Гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции все уголовные, гражданские и административные дела, не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу, а также принимает решения, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 29 УПК РФ.

В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи военного суда. В штатах военного суда могут быть помощники судей, администратор суда, начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты, секретари судебных заседаний, секретари суда и технический персонал.

Гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений п. 1, 2 ч. 2 ст. 29, ст. 108-109 УПК РФ).

К подсудности гарнизонным военным судам отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 УПК РФ). Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны, за исключением случаев изменения территориальной подсудности уголовного дела (ч. 4-7 ст. 35 УПК РФ).

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (ч.7.1 ст. 31 УПК, ст. 7 Закона о военных судах).

Вступают в силу изменения в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», которыми предусматривается, что уголовные дела с участием присяжных заседателей будут рассматриваться также в районных судах и гарнизонных военных судах, кроме военных судов, дислоцированных за пределами территории РФ (введение института присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах, согласно поправкам в УПК РФ произошло с 1 июня 2018 года).

Уголовные дела могут рассматривать один судья, коллегия судей или суд с участием присяжных заседателей в соответствии с внесенными изменениями в статью 23 ФКЗ «О Военных судах РФ» и ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ».

Закон ввёл институт присяжных заседателей в районных и военных судах, что позволит обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей.

Согласно нововведениям, профессиональный судья и коллегия присяжных заседателей будут рассматривать, по ходатайству обвиняемого, уголовные дела об особо тяжких преступлениях против личности, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь судьи или следователя), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, в т.ч. если эти преступления, совершенны женщинами, несовершеннолетними и мужчинами старше 60 лет, а также в рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 (убийство) и ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) Уголовного Кодекса РФ.

Изменения вступили в силу с 1 июня 2018 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.021 с.)