Сестринский процесс при туберкулезе легких 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сестринский процесс при туберкулезе легких



Учебные цели:

Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· Определения понятия «туберкулез». Эпидемиология. Пути передачи, факторы, влияющие на эпидемиологию туберкулеза. Возрастные особенности реакции организма человека на туберкулезную инфекцию. Группы риска.

· Этиология туберкулеза: виды микобактерий, морфологические свойства микобактерий, множественная лекарственная устойчивость. Факторы риска развития заболевания.

· Классификация. Клинические формы туберкулеза легких.

· Основные клинические проявления. Осложнения при туберкулезе легких.

· Этапы сестринского процесса при туберкулезе легких.

· Методы диагностики, принципы лечения, профилактика.

· Принципы работы в очаге туберкулезной инфекции.

· Этические и правовые особенности лечения туберкулеза.

· Сочетание туберкулеза с сахарным диабетом, язвенной болезнью, СПИДом, онкологическими заболеваниями.

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   определение проблем пациента, связанные с состоянием его здоровья; Правила заполнения медицинской документации. Этапы сестринського процесса
Безопасная середа для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности  
Технология оказания медицинских услуг Выполнение медицинских манипуляций в пределах своей компетенции;
Анатомия и физиология Строение организма, физиологию человека
Латинский язык Медицинские термины
Патологическая анатомия и физиология Патологические изменения в организме при заболеваниях

 

4. Список литературы:

Основная:

  1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
  2. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.
  3. Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи: теория и практика: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 288с.
  4. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с.

 

   Дополнительные источники:

  1. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд..- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.
  2. 6.Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.
  3. 7.Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.
  4. 8.Федюкович, Н.И. Внутренние болезни: учебник. – Изд. 7-е.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 573с.
  5. 9. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с.

 

Определения понятия «туберкулез». Эпидемиология. Пути передачи, факторы, влияющие на эпидемиологию туберкулеза. Возрастные особенности реакции организма человека на туберкулезную инфекцию. Группы риска.

ТУБЕРКУЛЕЗ — хроническое специфическое инфекционное заболевание, при котором могут поражаться все органы и ткани человека, но ча­ще легкие.

Ряд особенностей отличает туберкулез от других ин­фекций:

Первое - это убиквитарность (от лат. ubique — по­всюду) туберкулеза в эпидемиологическом, клиническом и мор­фологическом отношении.

Второе — это двуликость туберкуле­за — в зависимости от соотношения иммунитета и аллергии он может быть проявлением как инфицирования, так и болезни. Поэтому установить инкубационный период при туберкулезе не­возможно.

Третье — выраженный полиморфизм клинико-морфологических проявлений туберкулеза и хроническое волнооб­разное его течение с чередованием вспышек и ремиссий.

ЭТИОЛОГИЯ

Микобактерии туберкулеза (МБТ) - факультативные внутриклеточные паразиты.

Туберкулез вызывает кислотоустойчивая микобактерия туберкулеза, открытая Кохом (1882). Различают четы­ре типа микобактерий: человеческий, бычий, птичий и холодно­кровных. Для человека патогенны два первых типа.

 Для мико­бактерий туберкулеза характерен оптимальный рост в условиях большого насыщения тканей кислородом, чем определяется час­тое поражение легких. Вместе с тем возможен рост палочки при отсутствии кислорода (факультативный анаэроб), с чем связано проявление биологических свойств микобактерий в условиях да­же выраженной брадитрофии ткани (например, в фиброзной тка­ни, замещающей туберкулезные очаги). Для микобактерий ту­беркулеза характерны крайне выраженная изменчивость — су­ществование ветвистых, коккообразных, L-форм, которые под влиянием химиопрепаратов могут терять клеточную стенку и длительно персистировать в организме.

 

ЭТИОЛОГИЯ И ИММУНИТЕТ

Этапы

1. Распространение инфекции (инфицирование).

2. Начало инфекции, пролиферация и диссеминация в инфицированном организме.

3. Развитие иммунной реакции организма.

4. Казеация (развитие казеозного некроза) и ускоренное размножение МБТ.

5. Вторичное распространение инфекции (способность инфицировать, заражать).

Осложнения туберкулеза

  • Кровохаркание и легочное кровотечение,
  • спонтанный пневмоторакс,
  • легочно-сердечная недостаточность,
  • ателектаз, амилоидоз,
  • свищи и др.

Туберкулез со множественной лекарственной устойчивостью – одна из смертельных форм ТБ, которая поражает ежегодно более полмиллиона человек и характеризуется гораздо большими показателями смертности, чем ТБ, подверженный действию лекарственных средств.

По данным доклада ВОЗ у каждого четвертого человека с туберкулезом развивается форма болезни, которая более не поддается лечению стандартными лекарственными схемами. Анализ выборочных данных свидетельствует о том, что в Украине первичная химиорезистентность в разных регионах колеблется от 7 до 25 %, вторичная - приближается до 75 % в зависимости от региона и обеспеченности его противотуберкулезными препаратами.

Последний противотуберкулезный препарат создан около 50 лет назад. И когда мы говорим о «болезни сейчас», то понимаем, что это уже не только простой туберкулез, знакомый нам по описаниям и восприимчивый к известным сегодня лекарствам, но еще и мультирезистентный туберкулез, против которого не действует ряд лекарств, и самая тяжелая его форма — с лекарственной устойчивостью ко всем известным препаратам.

Причины роста эпидемии туберкулеза со множественной лекарственной устойчивостью:

- нарушение схемы лечения, например, при прерывании схемы приема препаратов. Все знают правила приема антибиотиков – принимать весь курс, даже если вы уже почувствовали себя лучше; это делается для того, чтобы организм не потерял способность сопротивляться инфекции в будущем. Те же правила действуют при лечении туберкулеза. Но пациенты, к сожалению, часто не следуют лечению, назначенному врачом и в результате приобретают устойчивые ко всем схемам терапии химиорезистентные формы.

- обеспеченность противотуберкулезными препаратами. В диспансерах, где есть в наличии противотуберкулезные препараты и больные лечатся рационально, химиорезистентность меньше, а где неудовлетворительное снабжение противотуберкулезными препаратами, где больные лечатся несистематически и неполноценно, одним-двумя антимикобактериальными препаратами, там частота химиорезистентности значительно выше.

- первоначальное инфицирование устойчивыми к лечению формами.

Химиорезистентные формы туберкулеза лечится не менее двух лет. Необходимо принимать одновременно от 5 до 7 препаратов. Ежедневно пациенту дают препараты, которые он принимает обязательно в присутствии медицинского работника, контролирующего, что препараты действительно приняты.

Прием противотуберкулезных препаратов часто сопровождается тяжелыми побочными эффектами (выраженная тошнота, головокружение, слабость, боли в области печени, боли в суставах, зуд кожи и т.д.), поэтому часть пациентов стремится к тому, чтобы таблетку не проглотить. Мучительный прием таблеток пациенту нужно выдерживать в течение не менее двух лет (в случае мультирезистентной формы). Но, другого выхода нет. Прерывание лечения даже на один день означает, что необходимо начинать отсчет его срока с нуля. Оттого и требуется контролируемое лечение.

Для повышения мотивации пациента в выдерживании тяжелого долговременного курса приема препаратов, в мире придуман метод «социальной поддержки», уже доказавший свою эффективность. Суть его в материальной поддержке и различных льготах: выдача бесплатных проездных документов в транспорте, выдача продуктовых наборов, денежных пособий. Но, если доказан случай социального «иждивенчества» (если человек не лечится или долгое время не приходит к врачу), то такая форма поддержки снимается.


Осложнения туберкулёза

Клиническая картина

Клиника профузных легочных кровотечений соответствует признакам геморрагического шока: снижается артериальное давление, появляются частый пульс, резкая бледность, головокружение, слабость, в дальнейшем развивается картина анемии.

Кровохарканье и малые легочные кровотечения могут не сопровождаться анемией и понижением артериального давления.

Больные рефлекторно уменьшают глубину дыхательных движений той половины грудной клетки, где находится источник кровотечения. При аускультации определяются крепитация или мелкопузырчатые хрипы в базальных сегментах легких на стороне кровотечения.

Рентгенологически признаками кровотечения из каверн могут быть:

ü обнаружение в каверне горизонтального уровня жидкости, ранее не наблюдавшегося;

ü наличие в полости каверны округлой воздушной прослойки над свернувшейся кровью;

ü появление «свежих очагов» вокруг полости в легком или же вблизи сегментарного пневмофиброза, цирроза (причиной возникновения таких очагов являются микроателектазы вследствие кашля, ретроградного забрасывания крови и закупорки сгустками крови мелких бронхов и бронхиол).

На стороне кровотечения могут развиться сегментарный ателектаз и аспирационная пневмония: при этом вначале возникает «резорбционная» лихорадка, а через 2—3 дня развертывается клиническая картина пневмонии на стороне кровотечения (реже — на противоположной).

При неуточненном источнике кровотечения необходимо проведение срочной диагностической бронхоскопии; лечебные манипуляции — по показаниям.

Спонтанный пневмоторакс

Одним из тяжелых осложнений легочного туберкулеза является спонтанный пневмоторакс (СП), развивающийся вследствие перфорации ткани легкого или бронха и висцерального листка плевры.

СП — острое, опасное для жизни состояние, которое требует неотложной хирургической помощи.

При туберкулезе СП встречается сравнительно реже, особенно у детей и подростков.

СП у больных туберкулезом может возникать при острых распространенных казеозных формах (субплеврально расположенных кавернах или инфильтратах).

Непосредственной причиной СП могут быть физическое напряжение, сильный кашель, смех и др.

Начало заболевания преимущественно острое: появляются одышка, боль в грудной клетке, чувство стеснения в груди, сухой болезненный кашель.

При осмотре отмечаются бледность, иногда цианоз, холодный пот, отставание в дыхании пораженной половины грудной клетки; при аускулыпации со стороны поражения резко ослаблено дыхание.

Рентгенологически определяется наличие газовой прослойки (в случае ограниченного пневмоторакса) либо легочный рисунок отсутствует полностью на пораженной стороне. «Поджатое» легкое определяется в виде плотной тени около корня, средостение может быть смещено в здоровую сторону.

 


4. Методы диагностики, принципы лечения, профилактика.

Задания по теме «Сестринский уход при туберкулезе легких»

Ситуационная задача №1

Мужчина 57 лет, поступил в клинику с жалобами на кашель с мокротой, наличие прожилок крови, боль в правом боку при вдохе, повышенную потливость, слабость, повышение температуры тела до 37,40С.

Из анамнеза: 10 лет назад перенес очаговый туберкулез легких и был снят с учета.

Состояние удовлетворительное. Кожные покровы обычной окраски. При аускультации в обеих легких выслушивается жесткое дыхание, единичные сухие хрипы и в межлопаточном пространстве мелкопузырчатые хрипы после покашливания. Анализ крови: э — 4,8х1012, Нв — 142 г/л, л — 9,2х109, п — 2, с — 78, л — 12, м — 8, СОЭ — 25 мм/час.

В мокроте МБТ методом бактериоскопии не обнаружены.

Задание к ситуационной задаче по терапии

1. Установить предварительный диагноз.

2. Наметить план дополнительного обследования.

 

Ситуационная задача №2

Больной П., 35 лет, в 16-летнем возрасте перенес экссудативный плеврит, спустя 20 лет у него был выявлен диссеминированный туберкулез легких в фазе распада. МБТ +. Лечился 14 месяцев в стационаре и санатории. Отмечено прекращение бактериовыделения, рассасывание и уплотнение очагов в легких, но справа во 2-ом сегменте сформирована полость с толстыми стенками. От хирургического лечения больной отказался.

Состояние удовлетворительное. Кожные покровы обычной окраски. Периферические лимфатические узлы не пальпируются. При перкуссии справа над правой верхушкой легкого сзади определяется притупление легочного звука: в этой же зоне при покашливании определяются стойкие влажные хрипы среднего калибра. Со стороны других систем и органов при физикальном обследовании отклонений не выявлено.

Анализ крови: эр. — 4,5х109, Нв — 130 г/л, л — 8,0х109, п — 0, с/я — 75, лимф. — 20, м — 5, СОЭ — 12 мм/час.

Задание к ситуационной задаче по терапии

1. Поставить клинический диагноз и обосновать его.

2. Определить тактику после отказа больного от операции.

3. Тактика участкового врача-терапевта в отношении данного больного.

Домашнее задание:

Повторить пройденный материал по теме:

Конспект лекции;

Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи: теория и практика: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 288с.

Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с.

 

Студент должен уметь рассказать:

 

· Определения понятия «туберкулез». Эпидемиология. Пути передачи, факторы, влияющие на эпидемиологию туберкулеза. Возрастные особенности реакции организма человека на туберкулезную инфекцию. Группы риска.

· Этиология туберкулеза: виды микобактерий, морфологические свойства микобактерий, множественная лекарственная устойчивость. Факторы риска развития заболевания.

· Классификация. Клинические формы туберкулеза легких.

· Основные клинические проявления. Осложнения при туберкулезе легких.

· Этапы сестринского процесса при туберкулезе легких.

· Методы диагностики, принципы лечения, профилактика.

· Принципы работы в очаге туберкулезной инфекции.

· Этические и правовые особенности лечения туберкулеза.

· Сочетание туберкулеза с сахарным диабетом, язвенной болезнью, СПИДом, онкологическими заболеваниями.

 

 

Учебные цели:

Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· Определения понятия «туберкулез». Эпидемиология. Пути передачи, факторы, влияющие на эпидемиологию туберкулеза. Возрастные особенности реакции организма человека на туберкулезную инфекцию. Группы риска.

· Этиология туберкулеза: виды микобактерий, морфологические свойства микобактерий, множественная лекарственная устойчивость. Факторы риска развития заболевания.

· Классификация. Клинические формы туберкулеза легких.

· Основные клинические проявления. Осложнения при туберкулезе легких.

· Этапы сестринского процесса при туберкулезе легких.

· Методы диагностики, принципы лечения, профилактика.

· Принципы работы в очаге туберкулезной инфекции.

· Этические и правовые особенности лечения туберкулеза.

· Сочетание туберкулеза с сахарным диабетом, язвенной болезнью, СПИДом, онкологическими заболеваниями.

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   определение проблем пациента, связанные с состоянием его здоровья; Правила заполнения медицинской документации. Этапы сестринського процесса
Безопасная середа для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности  
Технология оказания медицинских услуг Выполнение медицинских манипуляций в пределах своей компетенции;
Анатомия и физиология Строение организма, физиологию человека
Латинский язык Медицинские термины
Патологическая анатомия и физиология Патологические изменения в организме при заболеваниях

 

4. Список литературы:

Основная:

  1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
  2. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.
  3. Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи: теория и практика: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 288с.
  4. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с.

 

   Дополнительные источники:

  1. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд..- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.
  2. 6.Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.
  3. 7.Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.
  4. 8.Федюкович, Н.И. Внутренние болезни: учебник. – Изд. 7-е.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 573с.
  5. 9. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с.

 

Сестринский процесс при туберкулезе легких

 

План лекции:

 

1. Определения понятия «туберкулез». Эпидемиология. Пути передачи, факторы, влияющие на эпидемиологию туберкулеза. Возрастные особенности реакции организма человека на туберкулезную инфекцию. Группы риска.

2. Этиология туберкулеза: виды микобактерий, морфологические свойства микобактерий, множественная лекарственная устойчивость. Факторы риска развития заболевания. Этапы сестринского процесса при туберкулезе легких.

3. Классификация. Клинические формы туберкулеза легких.

Основные клинические проявления. Осложнения при туберкулезе легких.

4. Методы диагностики, принципы лечения, профилактика.

Принципы работы в очаге туберкулезной инфекции.

5. Этические и правовые особенности лечения туберкулеза. Сочетание туберкулеза с сахарным диабетом, язвенной болезнью, СПИДом, онкологическими заболеваниями.

 

Определения понятия «туберкулез». Эпидемиология. Пути передачи, факторы, влияющие на эпидемиологию туберкулеза. Возрастные особенности реакции организма человека на туберкулезную инфекцию. Группы риска.

ТУБЕРКУЛЕЗ — хроническое специфическое инфекционное заболевание, при котором могут поражаться все органы и ткани человека, но ча­ще легкие.

Ряд особенностей отличает туберкулез от других ин­фекций:

Первое - это убиквитарность (от лат. ubique — по­всюду) туберкулеза в эпидемиологическом, клиническом и мор­фологическом отношении.

Второе — это двуликость туберкуле­за — в зависимости от соотношения иммунитета и аллергии он может быть проявлением как инфицирования, так и болезни. Поэтому установить инкубационный период при туберкулезе не­возможно.

Третье — выраженный полиморфизм клинико-морфологических проявлений туберкулеза и хроническое волнооб­разное его течение с чередованием вспышек и ремиссий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.088 с.)