Экономическое сотрудничество стран Причерноморья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое сотрудничество стран Причерноморья



 

Важной составляющей интеграционных процессов, в которые активно вовлечена и Российская Федерация, стало углубление интеграционного взаимодействия стран, расположенных вокруг Черного моря, которое определяется характером развития нового регионализма и происходит в пределах его новой волны. Развитие интеграционного сотрудничества в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Организация черноморского экономического сотрудничества — межправительственная организация (международная организация), объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан, созданная для развития сотрудничества, мира, стабильности и процветания в бассейне Чёрного моря.

25 июня 1992 года одиннадцать стран подписали Договор о черноморском экономическом сотрудничестве, а организация появилась 1 мая 1999 года, когда в Стамбуле стороны подписали «Босфорское заявление». Секретариат (BSEC PERMIS) был создан в марте 1994 года и расположен в Стамбуле (Турция).

Генеральный секретарь ОЧЭС Виктор Цвиркун отметил в 2013 году[1]:

Государства Черноморского региона имеют общие природно-географические границы, а море и его бассейн создают необходимую коммуникационную сеть между ними. Это является одним из условий успешной интеграции, однако неравномерность экономического и политического развития, сохраняющаяся напряженность в отношениях между субъектами региона, мультикультурность и полирелигиозность, а также активное влияние извне создают существенные проблемы для эффективной консолидации. Особенную роль здесь играет отсутствие длительного опыта построения самостоятельных интеграционных моделей и наличие объективной необходимости постоянного балансирования между различными центрами силы, представленными ЕС, США, Россией и Турцией, стремящейся к лидирующим позициям. 

Страны бассейна Черного моря присоединились к Организации Черноморского экономического сотрудничества в 1992 году (Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Молдова, Румыния, Россия, Турция, Украина, Албания и Греция) для усиления взаимовыгодного сотрудничества и через соответствующие процессы реформирования, достижения более высокой степени интеграции в регионе. ОЧЭС предусматривает сотрудничество и координацию политики в различных областях, в том числе в торговле, туризме, сельском хозяйстве, безопасности, экологии, борьбе с преступностью, образовательной сфере и науке и тому подобное. Характерным признаком ОЧЭС является низкий уровень институционального развития, что проявляется в формате функционирования Парламентской Ассамблеи, Черноморского банка развития и реконструкции. 

Рабочая группа ЧЭС по торгово-экономическому развитию, созданная в 1992 году, определяет круг вопросов, связанных с торговыми обменами и экономическим сотрудничеством в регионе Черного моря. Приоритетными направлениями сотрудничества, в которых должно быть усилено сотрудничество, выступают следующие: 

а) определение ограничений, влияющих на расширение внутрирегиональной торговли, в частности, политические барьеры, а также других ограничений и барьеров, которые существуют между странами-членами ОЧЭС и ограничивают развитие предпринимательства в регионе; 

б) содействие решению вопросов визовых процедур для предпринимателей стран- членов ОЧЭС, в соответствии с национальным законодательством каждой страны; 

в) разработка рекомендаций по созданию соответствующих сетей в рамках ОЧЭС, способствующих расширению внутрирегиональной торговли и инвестирования. 

В качестве практических шагов по приоритетному рассмотрению путей и средств развития регионального сотрудничества между государствами-членами ОЧЭС на совместном заседании министров по экономике стран ОЧЭС (Ялта, май 2013) определено: 

- содействие либерализации торговли в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества и определение механизма упрощения торговли и инвестиций; 

- совместная экспертиза и разработка механизмов по устранению нетарифных торговых барьеров в регионе среди стран ОЧЭС; 

- продолжение процесса гармонизации таможенных и пограничных процедур; 

- создание благоприятных условий для государственно-частного партнерства для расширения торговли и экономического сотрудничества в регионе; 

- анализ возможностей по упрощению процедуры торговли в рамках ОЧЭС; 

- определение возможности создания странами-членами ОЧЭС «единого окна» (Черноморская инициатива единого окна); 

- создание информационного центра; 

- активизация и усиление работы Координационного центра ОЧЭС по обмену статистическими данными и экономической информацией. 

Системные события (крах Советского Союза, появление новых независимых государств, расширение ЕС и НАТО), а также изменение в приоритетах местных политических элит значительно повлияли на развитие процессов регионализации в Черноморском регионе (черноморский регионализм). Соответственно, данный регион остается достаточно нестабильным, а интеграционные процессы, в нем происходящие, имеют разную скорость, масштабы и глубину, поскольку находятся под влиянием различных экономических центров - ЕС, России, Турции. Даже по распределению ВВП наблюдается значительная асимметрия, поскольку удельный вес России составляет более 56% от общего ВВП всех стран ОЧЭС. В ранее проведенных экономических исследованиях нет четкого определения тенденций развития региона, которые определяются как региональная кооперация, интеграция или политическое блокирование. Как следствие, современный состав стран Черноморского региона существенно отличается по политико-правовым системам (системы управления), экономическому потенциалу (размеру и значению стран, уровню их социально-экономического развития), социокультурным показателям и т.д. (развитие человеческого потенциала). 

В целом среди основных проблем, препятствующих развитию интеграционного сотрудничества в Черноморском регионе, целесообразно выделить следующие: 

1. Неблагоприятные условия для сближения региональных субъектов: 

− сложное историческое наследие; 

− высокий уровень недоверия; 

− незавершенная геополитическая самоидентификация; 

− отсутствие во многих странах устоявшейся системы государственного управления и, как следствие, разные экономические уклады и уровни развития, которые обуславливают расхождение стратегических интересов. 

2. Отсутствие лидера или интегрального субъекта, способного сформировать и продвигать целостную эффективную стратегию и возглавить полномасштабное поступательное развитие региона. 

3. Разнонаправленность внешних влияний, расхождение и нескоординированность программ внешней помощи, совместных проектов в рамках интеграционных объединений, слабая согласованность их с национальными планами социально-экономического развития. 4. Неразвитость институтов регионального экономического сотрудничества, недостаточный уровень гармонизации национального законодательства, инфраструктурная несовместимость партнеров на локальном уровне. 

5. Недостаточная вовлеченность общественности стран региона в решение проблем и определение перспективных направлений развития Причерноморья.  

Учитывая стратегический интерес к региону и со стороны ЕС, может определить особую геополитическую роль Черноморского региона. Что же касается типологии регионализма в Черноморском регионе с точки зрения характера регионального взаимодействия, то оно должно быть построено

вокруг решения общих проблем. Создание региональных общественных благ в регионе, важным достояние которого является непосредственно Черное море, должно базироваться на реализации региональных проектов, связанных с использованием данного фактора. Наиболее результативными, учитывая это, выступают два сектора - торговля и транспортная сфера.

 

 

Тема 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОЛГАРИИ

1.Экономика Болгарии на фоне мировых показателей

2.Эволюция экономики Болгарии в дотрансформационный период

3. Развитие экономики Болгарии в трансформационный период

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.028 с.)