Развитие экономики Болгарии в трансформационный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экономики Болгарии в трансформационный период



В конце 80-х годов Болгария приступила к переходу от административно-командной к либерально-демократической модели экономики.

В рамках прошедшего периода выделяются следуюшие этапы:

- 1989- 1997гг. – трансформационный период;

- 1998-2008гг.- оживление и устойчивый экономический рост;

- 2009г. – настоящее время - «смутные веремена».

Коротко охарактеризуем этапы.

Трансформационный период. Задачи переходного периода были такими же как и в других странах. Это:

- либерализация цен. К 2000г. доля контролируемых цен составила 20%.

 -приватизация. Особенностями здесь были меньшая подготовленность хо зяйствующих субъектов, просчеты в осуществлении, политическая нестабильность, более высокая степень огосударствления, чем в других странах Восточной Европы. В начале 90-х годов основной упор делался на реституцию. Бывшим собственника (по состоянию до 1946г.) были возвращены жилые и административные здания, гостиницы, магазины, рестораны, а также подлежащая реституции земля. В целом приватизация шла медленно, к 1996г. было передано только 4% государственных материальных активов.

- либерализация внешнеэкономической деятельности, была устранена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность, регулярно пересматривался Таможенный тариф.

- либерализация банковской деятельности, причем при заниженных требованиях к лицензированию и размерам капитала и недостаточно четких правил регламентирования деятельности.

В период оживления и устойчивого роста среднегодовые темпы пророста ВВП возросли с 0,3% до 5,5%. Была ускорена приватизация, в 2000г. в частной собственности уже находилось 46,2% бывшей госсобственности. Приватизации не подлежали предприятия по водоснабжению, больницы, спортивные сооружения, военные предприятия могли быть приватизированы по решению. Парламента. Был преодолен дефицит Госбюджета, сократился размер внешнего долга, рост числа занятых превысил 25%.

В так называемые смутные времена болгарская экономика ощутила влияние глобального кризиса, когда ВВП упал на 5,5% в 2009г. Основной причиной стало снижение спроса на продукцию на внешнем рынке и сокращение экспорта. Объем промышленного производства сократился на 18% и безработица увеличилась с 6,3% до 9,1%. В послекризисный период темпы роста были замедленными. Одним из драйверов восстановления рассматривалась приватизация. В 2010г. появился новый Закон о приватизации и создано Агенство по приватизации и постприватизационному контролю. Планировалась приватизация больниц, Болгарской фондовой биржи, ряда военных предприятий и более крупных, для которых ранее требовалось одобрение Минфина или Министерства регионального развития.

Тема 4. Экономика Румынии

План

1. Общая характеристика экономики Румынии

2. Экономическая история Румынии

3.Промышленность и сельское хозяйство Румынии

4. Денежно-кредитная система  и внешняя торговля Румынии

 

 

1. Общая характеристика экономики Румынии

 

Румыния — индустриально-аграрная страна, отличающаяся по сравнению с другими членами Европейского Союза более низким уровнем экономики. Экономика Румынии является 11-ой по размеру ВВП среди стран ЕС, однако уровень ВВП составляет примерно 46 % от среднеевропейского.

Природные условия Румынии более разнообразны, чем соседних Венгрии и южных частей Украины, лежащих на той же широте. Главная горная система Румынии расположена в центральной части страны, а не на периферии, как, например, в соседней Сербии. Отсюда вытекает ряд характерных для Румынии особенностей в размещении минеральных, гидроэнергетических и почвенно-растительных ресурсов, оказывающих большое влияние на географию населения и хозяйства.

Доля промышленности в ВВП Румынии составляет около 35%. В промышленности страна специализируется на добыче угля, нефти, природного и попутного газа. Производство электроэнергии осуществляется, главным образом, на ТЭС. Основные залежи полезных ископаемых и гидроэнергоресурсов, леса и луга сосредоточены в центральной, гористой части Румынии, а основные массивы удобных для обработки наиболее ценных почв расположены в равнинных периферийных частях страны.

Доля сельского хозяйства в ВВП Румфнии составляет около 10%. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство зернового направления. Основные зерновые культуры, выращиваемые в стране — кукуруза и пшениц.

55 % ВВП приходится на сферу услуг. На финансовую и бизнес-сферу приходится 20,5 %; отели, рестораны и транспорт — 18 %, другие сферы — 21,7 %. Крупнейший курортный регион страны — Черноморское побережье Румынии.

Cилы румынской экономики варьируется от региона к региону. Бухарест и крупнейший город на юге и западе имеют ВВП на душу населения, со значениями примерно в два раза, чем в среднем по стране. Это значительные экономические различия между городскими и сельскими районами.

Валовой внутренний продукт Румынии в 2010 г. сократился на 1,2% до 122 млрд. евро. Как сообщили в Национальном институте статистики Румынии, при этом в IV квартале 2010 г. ВВП Румынии увеличился по сравнению с предыдущим кварталом на 0,1%, но сократился в сравнении с IV кварталом 2009г. на 0,5%.

Промышленное производство в Румынии в 2010г., в сравнении с 2009г., увеличилось на 5,5%. Как сообщили в Национальном институте статистики Румынии, рост был обусловлен повышением объемов в сфере производства и поставки тепловой и электрической энергии, газа, горячей воды на 8,2%, а также в перерабатывающей промышленности - на 6%. В то же время, в добывающей промышленности зафиксирован спад на 6,9%.

Следует отметить, что экономика Румынии серьезно пострадала от глобального экономического кризиса. По данным на январь 2010 г., страна занимала второе место среди стран ЕС по количеству населения, живущего на грани бедности.

Статистические показатели Румынии
(по состоянию на 2017 год)

Показатель Значение
Территория, тыс. кв. км 238.4
Население, млн. человек 19.4
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США 211.0
Инфляция, % 5.0
Уровень безработицы, % 6.5

Посмотреть всю статистику Румынии...

В мае 2009 г., еще до финансовых кризисов в Греции и Ирландии, Румыния договорилась с МВФ, Всемирным банком и ЕС о кредите на сумму 20 млрд евро. Однако в ноябре 2010 г. выделение средств было приостановлено в связи с политическим кризисом в Румынии. Ситуация претерпела изменения лишь в январе нынешнего года, и финансирование было возобновлено. Президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что экономика страны стабилизировалась, для выхода из кризиса приняты все необходимые меры. международный валютный фонд и Европейский союз пообещали Румынии открыть новую кредитную линию в размере 5 млрд евро в течение двух лет. Если у правительства Румынии возникнет необходимость, 3,6 млрд долл. предоставит МВФ, а 1,4 млрд долл. выделит ЕС.

2. Экономическая история Румынии

В предвоенные годы по экономическому потенциалу Румыния отставала от западноевропейских стран почти на 100-150 лет. Значительных размеров достигали только добыча нефти, разработка леса и некоторые другие отрасли, интересовавшие иностранный капитал. По данным 1938 года, доля иностранного капитала в нефтяной промышленности составляла почти 92%, в производстве электроэнергии и газа - 95%, в металлургии - 74%,в химической промышленности - 72%, в деревообрабатывающей - 70%. Многие отрасли промышленности использовали импортное сырье. Господствовавшие в экономике Румынии нефтяные монополии сотрудничали с гитлеровской Германией.

После Второй мировой войны произошла перестройка экономики Румынии на социалистический лад. Была национализирована промышленность, проведена земельная реформа и введена государственная монополия на внешнюю торговлю. Впоследствии Румыния состояла в СЭВ. С 1949 года экономика Румынии развивалась по пятилетним планам, в этих планах приоритет отдавался индустриализации.

С 1989 года началась рыночная перестройка экономики, результатом которых стал долгосрочный спад производства и падение уровня жизни. В частности, около половины населения Румынии в настоящее время находится на грани нищеты. Государственными структурами Румынии взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики.

Социально-экономическая политика государства основывается на принципах так называемого Вашингтонского консенсуса, меморандум о присоединении к которому Румыния подписала в 1993 году. Исходя из подписанного соглашения, особое место в социально-экономических реформах уделяется частной собственности, свободному рынку, уходу государства из экономики с жёсткой бюджетной политикой, предусматривается открытость национальной экономики мировому рынку. В 2002 году более 62% ВВП создавалось в частном секторе, на долю частного предпринимательства приходилось 90% розничной торговли и более 50% внешней торговли. В 2003 году процесс приватизации завершился: в руках государства остались лишь наиболее важные в стратегическом отношении объекты в машиностроении, оборонном комплексе, АЭС, сеть трубопроводов.

Проблема наполняемости бюджета во многом связана с увеличением собираемости и выведением из тени налогов. В 2002 году в Румынии проведена модернизация налогового законодательства в соответствии со стандартами ЕС.

  3. Промышленность и сельское хозяйство Румынии

Добывающая промышленность. В Румынии добываются нефть, природный газ, золото, серебро, соль, бокситы, марганцевая руда, уголь. Природный газ добывается на Трансильванском плато и в подножьях Карпатских гор, около Карпат ведётся и основная добыча нефти. Возле Крайовы и Плоешти в южно-центральной части Румынии ведётся добыча бурого угля. Каменный уголь добывается в Комэнешть на северо-востоке и близ Клужа на северо-западе.

Доля добывающей промышленности — 7% валовой продукции. В 1990-е гг. по настоянию МВФ в ходе реструктуризации угольной промышленности было закрыто большое число малорентабельных шахт; добыча угля упала с 66 млн до 34 млн т в 2002 году.

Одна из крупнейших отраслей экономики — нефтедобыча, значительную долю рынка занимает Rompetrol контрольный пакет акций принадлежит Казахской государственной нефтяной компании КазМунайГаз, однако запасы нефти незначительны и её добыча постоянно уменьшается. Один из самых крупных производителей нефтегазового оборудования завод Упетром — 1 Мая в (г. Плоешть). В 2008 году заводу исполнилось 100 лет со дня основания. Завод производит 80 % всего нефтегазового оборудования.

С середины 2000-х годов потребление нефти Румынией примерно вдвое превышает её собственное производство, это соотношение касается и импорта-экспорта нефти.

В Румынии есть запасы и производится добыча природного газа, однако в последние годы страна вынуждена импортировать газ, чтобы удовлетворить свои потребности.

Обрабатывающая промышленность. В городах Плоешти, Георге Георгиу-Деж, Дармэнешти, Брашов и Рымникул-Сэрат находятся крупнейшие заводы по нефтепереработке. Металлургия концентрируется на западе (в районе между Хунедоарой и Тимишоарой) и на юго-востоке (Галац-Брэила). В Брэиле и Галаце близ дельты Дуная находятся судостроительные заводы.

Машиностроение занимает ведущее место в индустрии Румынии. Эта отрасль даёт около половины всей промышленной продукции страны. Машиностроительные заводы, которые до второй мировой войны занимались преимущественно ремонтом иностранного оборудования и производством несложных машин, теперь удовлетворяют внутренние потребности страны в самых разнообразных машинах.

В стране производится оборудование для нефтяных промыслов, электростанций, цементных заводов, химической промышленности, а также товарные вагоны, автомобили, тракторы, дизельные и электрические моторы, металлообрабатывающие станки и электротехнические изделия. Особое внимание в Румынии уделяется развитию электроники, точной механики и сложному станкостроению. Некоторые изделия румынского машиностроения пользуются спросом за границей. По экспорту бурового оборудования Румыния занимает одно из первых мест в мире. Машины составляют более 23% всего румынского экспорта (по стоимости).

Материальной базой машиностроения служит созданная после Второй мировой войны, в годы индустриализации, черная и цветная металлургия. Румыния приближается в сталеплавлении к первой десятке наиболее развитых в этом отношении стран мира, примерно 17-18 млн. т. стали. Таким образом, черная металлургия – одна из важнейших отраслей экономики в специализации страны. Она обеспечивает как дальнейшее развитие металлоемких отраслей машиностроения, так и экспорт стальных труб, различных видов проката.

Цветная металлургия Румынии – это, в первую очередь, производство алюминия, опирающееся на дешевую электроэнергию гидростанций и частично на отечественное сырье. Часть алюминия и изделий из него экспортируется. Продукция цветной металлургии широко используется в электротехнике и электронике. Производство свинца, цинка и меди, сосредоточенное в основном на севере страны, рассчитано на внутреннее потребление.

Химическая промышленность - одна из наиболее перспективных отраслей промышленности - имеет прочную сырьевую базу в виде запасов нефти, природного газа, каменной соли, серосодержащего сырья, древесины. Ведущая роль в развитии этой отрасли принадлежит нефтехимии, где производство полимеров (пластмасс, синтетического каучука и волокон, моющих средств и различных полупродуктов) сосредоточено на крупных комбинатах. Рост химической промышленности составил 33%.

В Румынии особое внимание уделяется также развитию производства минеральных удобрений. Производство азотных удобрений предполагает широкое применение природного газа и неорганических химикатов, в первую очередь хлорно-содовых продуктов. Румыния вывозит в другие страны азотные удобрения, синтетический каучук, изделия из резины, соду, лаки, краски и иные изделия.

Промышленные районы Румынии

В современной Румынии сформировалось и находится в процессе формирования несколько промышленных районов. Среди них масштабами производства и разнообразием отраслей выделяется промышленный район Центральной Мунтении, занимающий приоритетные позиции в машиностроении и нефтепереработке и ведущее место в резиновой, бумажной, текстильной промышленности. Велика его роль и в производстве электроэнергии, химических и пищевых продуктов. С этим районом, главными центрами которого являются Бухарест и Плоешти, связан промышленный центр Брашов. На их долю приходится около 40% промышленной продукции страны. Район Бухарест-Плоешть – главная индустриальная зона, где размещаются нефтяная, химическая, строительная промышленность и тяжелое машиностроение. Металлургия концентрируется на западе (между Хунедоарой и Тимишоарой) и на юго-востоке (Галац-Брэила).

Большие судостроительные заводы находятся в Брэиле и Галаце близ дельты Дуная. Имеется совместно работающий промышленный комплекс в Джурджу (Румыния) и Русе (Болгария), которые находятся друг против друга на противоположных берегах Дуная. Этот комплекс был построен для производства устройств и оборудования для горнодобывающей, металлургической, химической и нефтехимической промышленности.

В Центральной Трансильвании сосредоточена газовая, химическая и стекольная промышленность. В последние годы особое внимание в этом районе уделяют его роли в производстве электроэнергии. Хунедоаро-Решицкий промышленный район сориентирован на угольно-металлургическую специализацию.

В последние годы быстрыми темпами формируются еще три перспективных промышленных района в прежде слабо развитых областях. Западно-Молдавский, охватывающий промышленные центры области Бакэу в долине реки Сирет и ее притоков Тротуш и Еистрина Основа развития промышленности этого района — нефтегазохимия и комплекс производств, связанных с переработкой леса, включая целлюлозно-бумажную промышленность.

Олтенский промышленный район (с главными центрами в Крайове и Тыргу-Жиу). Этот район специализируется на добыче нефти, энергетических углей, а на этой базе и на производстве электроэнергии и химической продукции Одновременно с развитием энергетики и химии Олтенский район углубляет свою специализацию на электротехнике и деревообработке.

Нижнее - Дунайский промышленный район (с главными центрами Галац и Брэила). Этот район в перспективе превращается в главную базу черной металлургии страны с развивающейся машиностроительной промышленностью (в первую очередь судостроительной). В нем на базе растительных ресурсов Балты, и особенно дельты Дуная, получает развитие также целлюлозно-бумажная и химическая промышленность.

Энергетика Румынии

К 1996 производство электроэнергии в Румынии составило 19400 мегаватт. Наиболее важным ее источником являлись теплоэлектростанции, за ними следовали гидроэлектростанции и атомные станции.

Особое внимание энергетической отрасли промышленности уделяют в нескольких районах Румынии: Центральной Трансильвании, Центральной Мунтении, Олтенский промышленный район (с главными центрами в Крайове и Тыргу-Жиу). В этих районах сосредоточена газовая, нефтедобывающая, угледобывающая промышленность, и поэтому они специализируются на производстве электроэнергии.

Почти все реки страны берут начало в Карпатских горах. В горно-холмистых районах они обладают значительными ресурсами энергии. Однако в связи с неравномерным выпадением осадков и сравнительной маловодностью рек использование гидроресурсов требует строительства сложных гидротехнических сооружений. За последние годы широко развернувшееся в стране регулирование стока рек наряду с возможностью получения дешевой электроэнергии предохраняет пойменные земли от угрозы затопления во время паводков, обеспечивает водоснабжение населения и промышленности прилежащих районов и создает благоприятные условия для развития орошения в низовьях этих рек.

Одной из главных рек, играющих важную роль в экономике страны, является Дунай. Эта река служит важной транспортной магистралью и соединяет Румынию - с семью другими странами, расположенными на ее берегах. На долю Дуная, практически единственной судоходной реки, приходится большая часть гидроэнергетического потенциала страны. Здесь, в Румынии, сооружена самая мощная в Европе ГЭС «Железные ворота», построенная совместно с Югославией.

Сельское хозяйство Румынии

Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство, зерновое хозяйство. Развито виноградарство. В животноводстве — разведение овец и крупного рогатого скота. Около 70 % пахотной земли занимают посевы пшеницы (3,04 тыс т) и кукурузы (3,85 тыс т). Другими важными культурами являются картофель (3,71 тыс т), сахарная свекла и подсолнечник.

Виноградники расположены главным образом на Трансильванском плато, в предгорьях Карпат и Добрудже. Фруктовые сады находятся в основном в южных предгорьях Карпат, на плато Добруджа и в дельте Дуная. Выращиваются главным образом сливы и яблоки (0,47 тыс т). Также выращиваются груши, вишня и абрикосы.

Около 1/5 территории страны составляют пастбища. Главными районами животноводства являются южные предгорья Карпат, юго-западная часть Трансильванского плато и северная часть Карпатских гор. Овцеводство развито на юго-востоке, а свиноводство — на юге (от Баната до Бухареста).

В Румынии хорошо развито рыболовство (морское и речное), которое базируется на Дунае и Чёрном море. Оно даёт государству значительный доход.

Лесные массивы сосредоточены примерно на 27% (около 3,7 млн. га) территории Румынии. Леса расположены в основном в районах выше 200 м над уровнем моря. Для промышленного использования наибольшую хозяйственную ценность представляют хвойные леса Карпатских гор (1800—1900 м над уровнем моря). В деревообрабатывающей промышленности используются также лиственные породы (бук, граб, дуб). По запасам и заготовкам древесины Румыния занимает видное место в Европе.

С середины 1950-х годов в Румынии стала осуществляться программа восстановления лесов для того, чтобы восполнить запасы древесины, сильно истощенные во время Второй мировой войны.

Транспорт Румынии

Румыния находится на пересечении больших европейских магистралей. В стране развиты все виды наземного, водного и воздушного транспорта. Через территорию Румынии по железным и шоссейным дорогам проходят транзитные грузы из Венгрии и Чехии к Черному морю; большое значение имеют транзитные магистрали, Россию и Болгарию. Во внешних связях важную роль играют международный дунайский водный путь и выход страны к побережью Черного моря.

В Румынии хорошо развита транспортная сеть: протяженность железных дорог свыше 11 тыс. км, 1075 км транспортной сети проходит по Дунаю, важность румынских портов возрастает с созданием трансъевропейской магистрали Рейн - Дунай.

Перевозка грузов главным образом осуществляется грузовым автотранспортом и по железной дороге. В 1994 году в стране было 11 365 км железных и 88 117 км шоссейных дорог. Удельный вес автодорог национального значения не более 20%. На автомобильный транспорт приходится до 60% пассажироперевозок и до 80% — грузоперевозок.

Основная часть сельскохозяйственных и промышленных грузов внутри страны перевозится железнодорожным и автомобильным транспортом, поэтому основой транспортной системы Румынии является автомобильный и железнодорожный транспорт. Основная масса грузов и пассажиров перевозится внутри страны по железным дорогам.

Сеть дорог имеет радиальную конфигурацию с центром в Бухаресте. Крупнейший транспортный узел страны — Бухарест, через который проходят важнейшие национальные шоссейные и 8 железнодорожных линий, в том числе соединяющие Румынию со столицами ряда европейских государств. С этой целью были построены новые железные дороги, соединившие столицу с западными и восточными районами, проложен железнодорожный выход из Петрошанского угольного бассейна на юг. Сильно расширилась сеть автомобильных дорог, в том числе магистральных, проложенных через горные перевалы. Резко возросший объем перевозок товаров, в результате бурного развития промышленности и роста сельскохозяйственного производства, вызвал необходимость замены паровой тяги дизельными локомотивами и электровозами: на наиболее грузонапряженных линиях были сооружены вторые пути, часть железных дорог электрифицирована, во много раз возрос парк автомобилей.

В Румынии с ее удобным выходом к морю исторически не сложилось сколько-либо значительных традиций в области морского и речного транспорта. В современной Румынии роль водного и особенно автодорожного транспорта постепенно возрастает. Во внешнеторговых перевозках наряду с железнодорожным транспортом важную роль играют речной и морской транспорт. Морской и речной транспорт мало используются во внутренних перевозках, так как основные водные пути проходят по окраинам страны. Однако во внешних перевозках им принадлежит ведущее место.

Речное судоходство идёт в основном по Дунаю. Морские суда с осадкой более 7 м могут доходить вверх по течению реки вплоть до города Брэила. Другие важные порты на Дунае — города Галац и Джурджу. Морской флот 568 сухогрузов водоизмещением 165—170 тыс. т. Крупнейший морской порт — город Констанца, через который проходит до 60% внешнеторгового оборота страны.

Главные порты на Дунае – Турну-Северин, Джурджу, Брэила, Галац. Особенно важны для судоходства порты Галац и Брэила с грузооборотом по нескольку миллионов тонн каждый. Оба эти порта доступны для небольших морских судов. Важнейший порт на Черном море – Констанца. Через него проходит 80% морских грузоперевозок страны и 65% грузов внешней торговли. В 1984 был открыт судоходный канал, соединяющий Констанцу с портом на Дунае Чернавода. В 1996 грузовой морской флот Румынии состоял из 234 кораблей и имел суммарную грузоподъемность всех судов в 2 445 810 рег. т. Из других портов выделяется Джурджу — аванпорт Бухареста, через который вывозится много нефтепродуктов. Морской флот целиком создан в последнее десятилетие (общий тоннаж около 1,5 млн. т).

В стране действует 17 аэропортов. Важнейший центр авиационных сообщений — Бухарест (аэропорт Отоиени), связанный воздушными трассами с наиболее удаленными городами страны и столицами других государств.

За счёт иностранных кредитов идёт интенсивная модернизация железнодорожной, шоссейной сети, аэропортов в г. Брашов, Галац, Альба-Юлия, расширение мощностей порта Констанца-Юг, обновляется парк самолётов.

Специфическая черта транспорта Румынии, отличающая ее от большинства других европейских стран, более широкое развитие трубопроводного транспорта. Создана довольно густая сеть газопроводов, соединяющая места добычи газа со всеми крупными городами. Магистральные нефтепроводы перекачивают нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы в городах Плоешти, Питешти, Георге-Георгиу-Деж и др. Часть жидкого горючего подается оттуда по трубопроводам в черноморские порты для вывоза за границу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.047 с.)