Раздел 3.     Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3.     Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.



Раздел 3.     Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.

ТЕМА 3.7. Психология детей с нарушениями зрения.

ЦЕЛЬ: познакомить студентов с организационно-педагогическими основами коррекционной деятельности с детьми с нарушением зрения; развивать интерес студентов к сфере коррекционно-развивающей работы; воспитывать гуманистические взгляды по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья

 

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика: учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений/ О.И.Андреева— Азов:.2012. — 168 с.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов [ и др]; под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 140

3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Назвать тему, сформулировать цель и задания, дать короткую характеристику проблемы, назвать литературу к лекции, установить связь с предыдущим материалом, предыдущим занятием.

2. Изложение материала лекции (познакомить с планом работы. Раскрыть все пункты плана лекции.)

ПЛАН

 

Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.

Особенности психологического развития детей с нарушением зрения.

Создание специальных условий в детском саду для детей с нарушением зрения

Задачи, принципы с нарушением зрения.

Содержание коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.

Причины нарушения зрения могут иметь приобретенную или врожденную природу

1. Врожденные причины:

· нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;

· дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

· генетическая предрасположенность;

· врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

· травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

· кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

· повышенное глазное давление;

· последствия перенесенного заболевания;

· преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

  • перенапряжение зрительного органа;
  •  неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга;
  • длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером;
  • чтение в неправильном положении или при неправильном освещении

Задачи, принципы с нарушением зрения.

Задачи:

1. психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;

2. пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;

3. изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения

Содержание коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.

 

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

3.Ориентировка в пространстве.

В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.

3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.

4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.

5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.

6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.

7. Создание офтальмологических условий.

8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно:

1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.

2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.

3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.

2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

3. Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.

4. Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.

5. Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.

6. Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры: мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала.

Игра «Вопрос-ответ»

¾ Назовите причины нарушения зрения?

¾ Какая классификация нарушений зрительной функции у детей?

¾ Виды заболеваний глаз?

¾ Какие особенности психологического развития детей с нарушением зрения?

¾ Какие должны быть условия в детском саду для детей с нарушением зрения?

¾ Задачи, принципы обучения детей с нарушением зрения.

¾ Содержание коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения

3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой (задания для самостоятельной работы).

Подвести итоги, дать необходимое обобщение, сделать научно-теоретические и практические выводы для направления дальнейшей самостоятельной работы студентов и создания научной основы для следующей лекции.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

Из книги О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» подобрать примеры, иллюстрирующие возможности социальной адаптации людей с нарушениями зрения.                             

Составление модели примерного социального сопровождения ребёнка с нарушением зрения.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ

Из книги О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» подобрать примеры, иллюстрирующие возможности социальной адаптации людей с нарушениями зрения.                                

Составление модели примерного социального сопровождения ребёнка с нарушением зрения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика: учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений/ О.И.Андреева— Азов:.2012. — 168 с.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов [ и др]; под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 140

3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Проверка конспекта, модели

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Подобрать примеры, иллюстрирующие возможности социальной адаптации людей с нарушениями зрения из книги О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» 

Книгу можно найти по ссылке

 file:///C:/Users/CDD9~1/AppData/Local/Temp/325391-www.libfox.ru.pdf

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МОДЕЛИ ПРИМЕРНОГО СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

 

Составить модель примерного социального сопровождения ребёнка с нарушением зрения.  Прочитать материалы

 

 

 

Раздел 3.     Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.036 с.)