Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Раздел 3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития. ТЕМА 3.7. Психология детей с нарушениями зрения. ЦЕЛЬ: познакомить студентов с организационно-педагогическими основами коррекционной деятельности с детьми с нарушением зрения; развивать интерес студентов к сфере коррекционно-развивающей работы; воспитывать гуманистические взгляды по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья
ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ЛИТЕРАТУРА: 1. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика: учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений/ О.И.Андреева— Азов:.2012. — 168 с. 2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов [ и др]; под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 140 3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная часть. 1.1. Организация студентов. 1.2. Мотивация учебной деятельности. Назвать тему, сформулировать цель и задания, дать короткую характеристику проблемы, назвать литературу к лекции, установить связь с предыдущим материалом, предыдущим занятием. 2. Изложение материала лекции (познакомить с планом работы. Раскрыть все пункты плана лекции.) ПЛАН
Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей. Особенности психологического развития детей с нарушением зрения. Создание специальных условий в детском саду для детей с нарушением зрения Задачи, принципы с нарушением зрения. Содержание коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Причины нарушения зрения могут иметь приобретенную или врожденную природу 1. Врожденные причины: · нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка; · дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;
· генетическая предрасположенность; · врожденные опухоли мозга доброкачественного характера. 2. Приобретенные причины: · травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах); · кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное; · повышенное глазное давление; · последствия перенесенного заболевания; · преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).
Задачи, принципы с нарушением зрения. Задачи: 1. психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; 2. пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; 3. изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения Содержание коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников. На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.
Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки. Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д. Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка. Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является: 1.Развитие зрительного восприятия. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития. 2.Развитие осязания и мелкой моторики. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий. 3.Ориентировка в пространстве. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. 4. Социально-бытовая ориентировка. Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими. Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ: 1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка. 2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку. 3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми. 4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения. 5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки. 6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации. 7. Создание офтальмологических условий. 8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно: 1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения. 2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей. 3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка. Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми: 1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы. 2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы: Первая младшая группа – 10-15 минут. 3. Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом. 4. Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные. 5. Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы. 6. Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки. Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них. Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры: мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Заключительная часть. 3.1. Итог изложения материала. Игра «Вопрос-ответ» ¾ Назовите причины нарушения зрения? ¾ Какая классификация нарушений зрительной функции у детей? ¾ Виды заболеваний глаз? ¾ Какие особенности психологического развития детей с нарушением зрения? ¾ Какие должны быть условия в детском саду для детей с нарушением зрения?
¾ Задачи, принципы обучения детей с нарушением зрения. ¾ Содержание коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения 3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой (задания для самостоятельной работы). Подвести итоги, дать необходимое обобщение, сделать научно-теоретические и практические выводы для направления дальнейшей самостоятельной работы студентов и создания научной основы для следующей лекции. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы Из книги О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» подобрать примеры, иллюстрирующие возможности социальной адаптации людей с нарушениями зрения. Составление модели примерного социального сопровождения ребёнка с нарушением зрения. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗАДАНИЯ Из книги О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» подобрать примеры, иллюстрирующие возможности социальной адаптации людей с нарушениями зрения. Составление модели примерного социального сопровождения ребёнка с нарушением зрения. ЛИТЕРАТУРА: 1. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика: учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений/ О.И.Андреева— Азов:.2012. — 168 с. 2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов [ и др]; под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 140 3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Проверка конспекта, модели РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Подобрать примеры, иллюстрирующие возможности социальной адаптации людей с нарушениями зрения из книги О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» Книгу можно найти по ссылке file:///C:/Users/CDD9~1/AppData/Local/Temp/325391-www.libfox.ru.pdf МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МОДЕЛИ ПРИМЕРНОГО СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Составить модель примерного социального сопровождения ребёнка с нарушением зрения. Прочитать материалы
Раздел 3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.036 с.) |