Вопрос 1. Понятие и виды мышления и воображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие и виды мышления и воображения



С помощью ощущения и восприятия происходит формирование образов конкретных предметов, мышление же позволяет, с одной стороны, познать такие свойства предметов и явлений, которые не доступны непосредственному восприятию, с другой, - установить сходства и различия предметов и явлений, связи между ними. Таким образом, мышление представляет собой обобщенное отражение действительности. Мышление осуществляется посредством речи (внутренней, свернутой), т.е. оно опосредовано словом.

Выходя за пределы чувственного познания (восприятия, ощущения) мышление является высшей формой отражения действительности. Таким образом, можно дать определение мышлению как обобщенному, опосредованному отражению действительности.

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

Мышление включает различные процессы:

анализ (мысленное разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон); и синтез (мысленное соединение частей). Эти процессы возникли из практических действий, реального разложения предметов на части и их соединения. Несмотря на их противоположность, анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Хотя эти мыслительные процессы присущи всем и большинство людей относятся к аналитико-синтетическому типу, некоторые из них проявляют склонность к дроблению или соединению, являясь яркими представителями крайних типов. Это необходимо учитывать при проведении допроса, когда допрашиваемому задаются уточняющие или обобщающие вопросы.

сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями). В основе сравнения лежат анализ и синтез: на первом этапе предметы или явления расчленяется, выделяются их отдельные признаки, а затем они соединяются, тем самым сравниваясь. Необходимое условие осуществления сравнения - сравнивать по одному основанию.

обобщение (мысленное выделение общего в предметах или явлениях и объединения их на этой основе). Предпосылкой обобщения является сравнение, только путем него можно установить общее.

классификация (мысленное разделение предметов или явлений по группам в зависимости от их сходства и различия).

абстрагирование (мысленное отвлечение от каких либо свойств предметов или явлений).

Мышление может выступать в различных формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это отражение в слове или группе слов общих и существенных признаков предметов или явлений. Формирование понятий происходит в процессе исторического развития человека, а в ходе индивидуального - их усвоение и добавление к их содержанию нового. Каждая наука представляет собой систему понятий.

Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений - это утверждение или отрицание чего-либо, отражение связи между предметами или явлениями.

Виды суждений:

• утвердительные - отрицательные

• условные - категоричные

• истинные - ложные.

На основе суждений строится умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Виды умозаключений:

• индуктивные (от частного к общему)

• дедуктивные (от общего к частному)

• по аналогии (от одних частных случаев к другим).

Мыслительная деятельность - есть решение задачи, которое обязательно содержит в себе вопрос. Именно вопрос является сигналом к началу активизации мышления. Осознание вопроса является первым этапом решения задачи, недаром говориться "хорошо поставленный вопрос - половина ответа". На втором этапе происходит выяснение условий, учет уже известного. Затем следует этап обдумывания: сначала решение выступает в виде гипотезы, предположения, и, если их несколько, выбирается правильная или выдвигается новая.

При решении задачи важную роль играет:

• изменение словесной формулировки

• опора на образы

• практические действия

• преодоление барьеров.

Решение задачи может происходить интуитивно, как бы неосознанно. Интуиция - это знания, возникающие без осознания путей и условий их получения. Интуиция всегда основывается на длительном опыте.

Виды мышления:

• по форме:

- наглядно-действенное (осуществляемое с помощью практических действий);

- наглядно-образное (связанное с образами, представлениями);

- словесно-логическое (использующее понятия, обобщения, логические конструкции);

• по характеру решаемых задач:

- теоретическое и

- практическое;

• по степени новизны и оригинальности:

- репродуктивное (воспроизводящее) и

- продуктивное (творческое).

Результаты мыслительной деятельности могут быть объективно новыми, выступающими открытиями в науке, культуре, технике, и субъективно новыми, т.е. открытиями "для себя".

Мышление играет особую роль в деятельности органов внутренних дел. Многие вопросы, которые приходится решать сотрудникам, имеют проблемный характер. Все это, безусловно, оказывает влияние и предъявляет определенные требования к мышлению юриста. Перечислим основные качества, которыми оно должно обладать.

Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проанализировав различные варианты его объяснения.

Познавательная активность мышления следователя проявляется также в способности к интегрированию идей - свойстве мышления объединять различные, порой ничем внешне не связанные сведения и на этой основе находить новые объяснения происшедшего.

Глубина, широта мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления и определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Широта мышления характеризуется охватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним областей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изучение отдельных, частных вопросов, можно упустить главное.

Прогностичностъ, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. Принимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит последствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участников процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказаться, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. Это - способность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнаружить его новые свойства, предназначение, способность переключаться с одного изучаемого явления на другое. В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления проявляется в том, что субъект познания в изучаемом объекте выделяет одни признаки, не замечая других. Например, такая фиксированность может препятствовать качественному осмотру места происшествия, приводить к ошибочным оценкам личности подозреваемого в преступлении, вынуждает следователя длительное время заниматься проверкой бесплодных версий. Напротив, юрист, наделенный живостью, гибкостью, критичностью мышления, в состоянии увидеть допущенные ошибки и быстро перестроиться в своей поисковой деятельности, отказавшись от прежних стереотипов мышления.

Самостоятельность мышления. Данное качество мышления проявляется в самостоятельном, критическом отношении юриста к различным явлениям, в его умении, невзирая на чужие мнения, заметить в процессе расследования неисследованные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им соответствующую правовую оценку.

Напротив, склонность в своих суждениях и поступках не отличаться от других, боязнь показаться "белой вороной", недостаточно квалифицированным специалистом, вызвать негативное к себе отношение из-за своих взглядов, а также повышенная тревожность - качества, существенно снижающие эффективность мыслительной деятельности юриста, свидетельствующие о конформности его мышления.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент или действовало раньше, но и создает новые образы. Мысленное представление того, что ранее не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми человек не встречался, возникновение идеи, образа того, что будет сделано - составляет особую форму психической деятельности. Воображение - это создание новых образов на основе ранее воспринятых.

Не смотря на то, что воображение представляет собой некоторый отход от действительности, его источником все же является реальность. Воображение опирается на чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления, хранимые памятью, - без них невозможна деятельность воображения. Особенно тесная связь воображения с мышлением: образ и мысль выступают в неразрывном единстве, а нередко их просто невозможно разделить. Более того, в основе воображения лежат те же процессы, что и мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.89 (0.011 с.)