Изучение методов работы и специфики общения с пациентами, имеющими определенную патологию познавательных процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение методов работы и специфики общения с пациентами, имеющими определенную патологию познавательных процессов.



Лекционное занятие

Тема: «Мышление. Физиологическая основа процесса мышления. Мыслительные операции. Продукты мышления. Виды мышления. Нарушения мыслительной функции. Воображение. Виды воображения. Приемы создания новых образов»

 

Текст лекции

План

1. Понятие и виды мышления и воображения;

Изучение методов работы и специфики общения с пациентами, имеющими определенную патологию познавательных процессов.

Классификация процессов воображения

1.По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

2.По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

3.По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

4.По приёмам воображения: [1]

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов и свойств;
  • гиперболизация — увеличение предмета, его частей и интенсивности свойств;
  • замещение - замена объекта, процесса или частей на другие, в чем-то подобные;
  • концентрирование (концентрирующая интеграция) - полное или существенное включение одних частей в другие, в том числе путем совмещения, "сплавления", "растворения";
  • комплексирование - в технике, объединение в одно связное целое объектов (узлов, механизмов), имеющих относительно самостоятельное назначение;
  • миниатюризация — уменьшение предмета, его частей и интенсивности свойств. Прием создания нового мысленного образа, обратный гиперболизации;
  • расчленение и элиминация - разбор, разделение целого на части и с удалением некоторых из них;
  • перенос (эвристическая трансдукция) - перенос частей, процессов из одной целостной системы в другую;
  • перестановка - перемещение частей целого на другие места, в том числе с изменением взаимодействия;
  • регенерация - достройка недостающих, удаленных одной или нескольких частей;
  • придание сходства, подобия по форме, материалу, устройству, принципу действия, например, технических устройств - живым существам;
  • противопоставление - прием преобразования представлений, состоящий в сознательном поиске и использовании явлений, процессов, объектов, имеющих свойства, противоположные исходному образу;
  • реинтеграция - достройка до целого из одной основной, важной части или процесса;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях;
  • трансформация - преобразование внешней формы.

5.По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Соотношение мышления и речи

Психология речи, как правило, излагается в системе познавательных психических процессов, вслед за темой "мышление". Априорно, т.е. без особых доказательств, ясно, что язык и мышление связаны друг с другом. Однако соотношение мышления и речи — достаточно сложная проблема. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от признания самостоятельности и полного разделения мышления и речи до столь же однозначного их отождествления. В настоящее время преобладающей является компромиссная точка зрения, согласно которой мышление и речь тесно взаимосвязаны, хотя по генезу и функционированию они являются относительно независимыми реальностями.

Мышление и речь первоначально выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной для речи была коммуникативная функция. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, которые не связаны с мышлением. Это выразительные движения, жесты и мимика, отражающие внутренние состояния, но не являющиеся знаком или обобщением. Одновременно есть виды мышления, которые не связаны с речью. Мышление нельзя отождествлять с речью, как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1983), хотя бы уже потому, что во многих случаях мы имеем мысли, к которым ищем дополнительные слова. Одновременно, зоопсихологи элементы конкретного практического мышления в процессе ориентировочного манипулирования предметами обнаруживают у ряда высших животных, в частности у обезьян. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Вопросы для фронтального опроса.

1. Определение понятия мышления.

2. Процессы мышления.

3. Виды мышления.

4. Определение понятия воображения.

5. Классификация процессов воображения:

а. По результатам;

б. По степени направленности;

в. По виду образов;

г. По приемам;

д. По степени волевых усилий.

6. Определение понятия памяти.

7. Назвать основные процессы памяти.

8. Назвать виды памяти.

9. Дать определение ятрогении.

10. Назвать патологические формы воображения.

Рекомендации

по самоподготовке по теме лекции.

Вопросы Указания
Понятие и виды мышления. Внимательно изучите текст лекции согласно вопросу №1. Запомните суть понятий и их характеристику.
Понятие и виды воображения. Пользуясь содержанием лекционного материала, а также таблицей ответов выданной преподавателем, умейте перечислить основные термины. Записать в рабочие тетради.
Психологические особенности памяти. Прочитайте текст лекции соответственно вопросу, а также пользуясь таблицей выданной вам преподавателем для самоподготовки, запишите в рабочие тетради.
Изучение методов работы и специфики общения с пациентами, имеющими определенную патологию познавательных процессов. Прочитайте текст лекции в соответствии с заданием. Пользуясь таблицами и рисунками, которые раздал преподаватель во время лекции, составьте план общения с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (по вашему выбору).

 

Лекционное занятие

Тема: «Мышление. Физиологическая основа процесса мышления. Мыслительные операции. Продукты мышления. Виды мышления. Нарушения мыслительной функции. Воображение. Виды воображения. Приемы создания новых образов»

 

Текст лекции

План

1. Понятие и виды мышления и воображения;

Изучение методов работы и специфики общения с пациентами, имеющими определенную патологию познавательных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.005 с.)