Основные теории юридического лица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории юридического лица



Теория фикции (Фридрих Карл Савиньи): юридическое лицо – искусственный субъект (фикция), созданный законом в целях привязки к нему субъективных прав и обязанностей, незаурядный юридико-технический прием для удобства гражданского оборота. Теория социальной реальности (Саллей): юридические лица – это такая же социальная реальность, как и граждане. Они есть, и поэтому должны только признаваться государством, а не быть созданными правом. Государству следует признать юридическое лицо как субъект гражданского права. Это социальная реальность, а не фикция. Органическая теория (О. Гирке): юридические лица как социальная реальность – это подлинный субъект гражданского права, обладающий сходством с организмом человека: у него есть голова, руки (работники), ноги (транспорт) и т. д. Это социальная реальность, подлинный организм, а коль скоро это организм гражданского права, то государство обязано его признать. В связи с этим способу создания юридических лиц следует быть нормативно-явочным. Теория персонифицированного (целевого) имущества (С. Н. Ландкоф): обособленное имущество – это реальная основа юридического лица; его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Теория государства (С. И. Аскназий): юридическое лицо – проявление государства как такового и его воли. Теория директора, администратора (Ю. К. Толстой): юридическое лицо – уполномоченное государством лицо, которое призвано решить задачи на этом участке. Теория коллектива (А. В. Венедиктов): экономической базой деятельности юридических лиц выступает право собственности, которое принадлежит всему коллективу в лице государства, и право оперативного управления, которое закреплено за коллективом этого предприятия в отношении имущества; если есть две экономические базы, то за ними стоят два коллектива: общенародный и коллектив работников данного предприятия. Теория системы социальных связей (О. А. Красавчиков): юридическое лицо – сложное образование, в котором совмещаются интересы и воля трудового коллектива и государства. Теория персонифицированного имущества (Е. А. Суханов): юридическое лицо – это не только и не столько установленным образом сформированный коллектив людей, сколько в первую очередь «персонифицированное имущество», которое выделяют его учредители (или участники) для независимой коммерческой деятельности. Теория искусственной правосубъектности (Н. В. Козлова): никакое объединение людей, трудовой коллектив или имущество сами по себе не могут быть субъектами гражданского права. Участниками гражданских правоотношений выступают исключительно человек или общественное образование, которых объективное право наделяет правосубъектностью, способностью быть «лицом». Юридическое лицо – искусственный субъект права, который в соответствии с законом создается другими субъектами (учредителями) для поставленных целей и может обладать правами и обязанностями, применимыми к его природе. В результате бесчисленных изысканий сформировалось понятие о юридическом лице как о субъекте, который выступает участником имущественно-стоимостных отношений, все прочие его отличия отступали на задний план. Юридическое лицо легализовано в гражданском обороте в качестве субъекта права путем государственной регистрации (ст. 55 ГК ДНР), доказывающей легитимность создания юридической личности компетентным органом государства. Собственно с моментом государственной регистрации закон связывает возникновение юридического лица и появление у него правосубъектности. Под правосубъектностью юридического лица понимают присутствие у него качества субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности. Большая часть коммерческих организаций, таких как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, имеют общую правоспособность. Всем некоммерческим организациям, а также коммерческим организациям, исключенным из числа организаций, имеющих общую правоспособность, имеющим право заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствующие целям их создания, присуща специальная правоспособность. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии – специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (ст. 52 ГК ДНР). Это правило распространимо на юридические лица, вне зависимости от обладания ими общей или специальной правоспособностью. Виды деятельности, на осуществление которых нужна лицензия, предусмотрены Законом Донецкой Народной Республики № 18 от 27.02.2015 «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», а также иными нормативными актами. Как и всякие субъекты гражданского права, юридические лица обладают дееспособностью, т. е. способностью собственными действиями приобрести гражданские права и принять на себя гражданские обязанности через свои органы. Под органами юридического лица понимаются его структурные звенья – единоличные (директор, президент, председатель правления и др.) или коллегиальные (общее собрание, наблюдательный совет и др.), которые назначаются или избираются в зависимости от их организационно-правовых форм. Они формируют и выражают волю юридического лица и действуют в границах его компетенции. В зависимости от компетенции органы юридического лица могут формироваться как органы, прямо не производящие действия в гражданском обороте, но собственными решениями по главным принципиальным вопросам определяющие содержание действий, вырабатывая волю юридического лица (волеобразующие) и как органы, прямо участвующие в гражданском обороте, через которые юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (волеизъявляющие). Тем не менее, юридическое лицо не все время ведет свои дела через вышеназванные органы. В установленных ГК ДНР случаях оно вправе приобрести гражданские права и принять на себя гражданские обязанности через собственных участников, без создания особых органов ст. 57 ГК ДНР). Индивидуализация юридического лица, т. е. выделение его из массы всех прочих организаций, реализовывается на стадии его возникновения, при появлении у него права на наименование и место нахождения. Место нахождения юридического лица устанавливается местом его государственной регистрации. Иное может быть обозначено в его учредительных документах. По месту нахождения лица совершается исполнение обязательств, предъявляются иски, применяются к нему акты местных органов власти и решаются многие другие вопросы. Наименование юридического лица непременно включает в себя название его организационно-правовой формы. (ст.60 ГК ДНР). Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны в названии указать свой характер деятельности. Фирменное наименование (фирма) – юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, принимает участие в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, которое должно быть определено в его учредительных документах и включено в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Товарный знак – это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), которое используется для его отличия от однородных товаров иных изготовителей. Свойства отдельных товаров обусловливаются природными условиями или людским фактором той местности, где их производят (например, дымковская игрушка, хохломская роспись). Организации, которые изготавливают подобную продукцию, вправе зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Коммерческое обозначение – под ним понимается обозначение, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Юридические лица при осуществлении предпринимательской деятельности (в том числе некоммерческие организации, которым право на ее осуществление предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами) вправе использовать коммерческое обозначение, чтобы индивидуализировать принадлежащие им торговые, промышленные и иные предприятия. Коммерческое обозначение допускается использовать правообладателю, чтобы индивидуализировать одно или несколько предприятий. Установлен запрет индивидуализации одного предприятия при одновременном использовании двух и более коммерческих обозначения.  

Образование и прекращение юридических лиц

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица, в науке гражданского права обычно выделяют такие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Значение имеет следующее: юридически важная инициатива в создании юридического лица и контроль легитимности его образования. Инициатива создания юридических лиц может исходить как от собственника, так и от учредителя (участника), а контроль легитимности его образования принадлежит государственным органам. Распорядительный порядок предопределяет образование юридического лица на основе административного акта (распоряжения) компетентного государственного органа. Распорядительный способ образования юридического лица присущ государственно-монопольной форме управления экономикой и прежде был очень распространен в России. При распорядительном способе юридическое лицо появляется на основании одного только распоряжения учредителя, а особой государственной регистрации организации не требует. Тем не менее, этот способ образования юридических лиц не предусматривает действующее законодательство (ст. 55 ГК ДНР, Постановление Совета Министров ДНР «Об утверждении Порядка государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»). Разрешительный способ можно охарактеризовать тем, что для создания юридического лица необходима инициатива граждан, которые желают объединиться в составе данного юридического лица. Для создания юридического лица нужно не только наличие волеизъявления его учредителей, но и санкция на его образование соответствующего компетентного органа. В действующем законодательстве нет запрета на регистрацию по мотиву нецелесообразности (ст. 55 ГК ДНР), и сохранен разрешительный порядок создания отдельных видов юридических лиц. Нормативно-явочный способ проявляется как общий способ создания юридических лиц, и его можно охарактеризовать тем, что в основе создания юридического лица находится нормативный акт, предусматривающий создание юридических лиц. Нормативно-явочным способом в настоящее время создаются многие юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации. Нормативно-явочный порядок не исключает необходимость получить специальную лицензию для установленных видов деятельности, но и в этих случаях орган, который выдает лицензию, свидетельствует лишь соответствие заявителя требованию закона относительно этого вида деятельности и не вправе отказывать в ее выдаче, ссылаясь на нецелесообразность осуществления данной деятельности этим лицом. Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу: нормативно-явочный способ создания наиболее отвечает нуждам формирования экономики нашей страны. В ходе создания юридического лица происходит реализация двух важнейших стадий: учреждение юридического лица и его государственная регистрация. На этапе учреждения осуществляется совокупность действий учредителей по созданию юридического лица. На этом этапе разрешаются следующие задачи: – определяется круг учредителей; – выбирается организационно-правовая форма; – формируется уставный капитал; – вырабатываются учредительные документы юридического лица. Определение круга учредителей. По общему правилу учредителем юридического лица является собственник, самостоятельно распоряжающийся собственным имуществом. Вместе с тем учреждение каждого юридического лица – это не что иное, как сделка (ст. 200 ГК ДНР). Значит, действия граждан и юридических лиц, связанные с учреждением юридического лица – это волевой акт, для совершения которого требуется наличие дееспособности, различно определяемой для граждан и юридических лиц и ограниченной участием лишь некоторых категорий граждан (государственных служащих, служащих бирж) и юридических лиц. Выбор организационно-правовой формы. В процессе избрания организационно-правовой формы учредителям надо найти такую форму, которая бы соответствовала замыслам и материально-финансовому потенциалу лиц, участвующих в создании организации; не мешала бы увеличению намеченной деятельности и не принуждала бы из-за этого прибегнуть к изменению устава. Формирование уставного капитала (имущественной базы). Вкладом в уставной (складочный) капитал хозяйственного товарищества, общества, производственного кооператива допускается внести любое имущество: это могут быть денежные средства, вещи, доли (акции), облигации, подлежащие денежной оценке интеллектуальные права и права по лицензионным договорам. После того как имущество передано учредителем, соответствующая коммерческая и некоммерческая организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, приобретает право собственности на переданный ей вклад. Формирование уставного капитала унитарных предприятий осуществляется за счет надлежащего государственного (муниципального) бюджета через выделение и закрепление за таким предприятием установленного имущества. Поскольку такие организации не имеют права собственности на переданное им имущество, а применяют в его отношении либо правомочия права оперативного управления либо права хозяйственного ведения, режим владения, пользования и распоряжения имуществом унитарного предприятия устанавливает собственник (ст. 128 ГК ДНР) согласно целевому назначению организации. Относительно отдельных юридических лиц законом определена минимальная величина уставного капитала. Имущество некоммерческих организаций создается путем систематических и единовременных зачислений его учредителей (участников) и прочих не воспрещенных законом источников. Формирование учредительного документа юридического лица. Большая часть юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, функционирует, опираясь на устав, который выступает как локальный нормативный акт. Допускается утверждение уполномоченным государственным органом типового устава, на основании которого могут действовать юридические лица. Процесс принятия устава юридическими лицами разных организационно-правовых форм существенно не отличается. Обычно его утверждает учредитель в ходе общего или учредительного собрания. Вступление в силу устава юридического лица связывается с моментом его регистрации.  Создание полного товарищества и товарищества на вере требует выработки учредительного договора, заключаемого в простой письменной форме как единый документ. Государственная регистрация юридических лиц. Считается, что юридическое лицо создано со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация – это властный акт органа исполнительной власти государства, который удостоверяет легитимность создания, реорганизации и ликвидации юридического лица через внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц. В ст. 55 ГК ДНР установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Процесс прекращения юридического лица подразделяют на реорганизацию и ликвидацию. В ходе реорганизация происходит прекращение юридического лица, но его деятельность не прекращается, а имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к новому или новым юридическим лицам. В ходе ликвидации происходит прекращение как самого юридического лица, так и его деятельности; его права и обязанности в порядке правопреемства к иным лицам не переходят (ст. 69 ГК ДНР). В ходе реорганизации юридического лица совершается не только его прекращение (результат слияния, разделения, преобразования) с переходом прав и обязанностей, но также и создаются новые юридические лица (результат выделения, разделения, слияния, преобразования). Переход прав во всех случаях осуществляется в соответствии с передаточным актом. После слияния права и обязанности всех юридических лиц, участвовавших в слиянии, переходят к вновь возникшему юридическому лицу. После присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. После разделения права и обязанности разделяемого юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам. После выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. После преобразования юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц остаются без изменений, исключение составляют права и обязанности относительно учредителей (участников), чье изменение порождено реорганизацией. В ГК ДНР установлены разнообразные основания открытия ликвидационного процесса юридических лиц. В зависимости от того, кто является инициатором, происходит группировка на добровольную и принудительную ликвидацию юридических лиц. Под добровольной понимается ликвидация, производимая вследствие решения учредителей (участников) или органа юридического лица, у которого есть на это полномочия. Под принудительной ликвидацией понимается ликвидация, осуществляемая по решению суда, когда в ходе его создания были допущены грубые нарушения закона, и такие нарушения неустранимы, или осуществляется деятельность без разрешения (лицензии), а также по иным основаниям, перечисленным в ст. 69 ГК ДНР. Основанием ликвидации отдельных категорий юридических лиц выступает их несостоятельность (банкротство), под которой понимается неспособность организации удовлетворить требования ее кредиторов. Юридические лица (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), решением суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Признание несостоятельной (банкротом) государственной корпорации может быть осуществлено, если такое допускает закон, предусматривающий ее создание. Аналогичное правило признания несостоятельности (банкротства) действует в отношении фондов. Законодателем отдельно выделен запрет на признание несостоятельности (банкротства) для публично-правовых компаний (ст. 75 ГК ДНР). Рассматривая дела о банкротстве юридического лица, применяют определенные процедуры, в большей части направленные на восстановление (реабилитацию) платежеспособности юридического лица. Наблюдение. Такую процедуру вводят с целью обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния; это повлечет за собой ограничение прав органов управления юридического лица, наряду с ними может появиться новый субъект права – временный управляющий, который должен обеспечить сохранность имущества, проанализировать финансовое состояние должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание. Окончание процедуры прямо связано с принятием арбитражным судом соответствующего решения. Финансовое оздоровление (судебная санация). Такую процедуру вводит арбитражный суд на срок, не превышающий 2 года, для того чтобы восстановить платежеспособность должника. Утверждается административный управляющий, осуществляющий проверку выполнения им плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, дает согласие органам управления должника совершить ряд сделок, ведет реестр требований кредиторов, организует созыв общих собраний кредиторов; проверяет график погашения задолженности, по которому должник рассчитывается с кредиторами. Внешнее управление. Такую процедуру вводят на срок, не превышающий 18 месяцев (в дальнейшем его можно продлить, но не больше чем на 6 месяцев), для того чтобы восстановить платежеспособность должника. В ходе данной процедуры полномочия органов управления юридического лица получает внешний управляющий, он вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; составляет отчет, по результатам которого арбитражный суд принимает соответствующее решение. Конкурсное производство открывают на срок до 6 месяцев с возможностью продления по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев. Применяют к должнику, которого признают банкротом, для пропорционального удовлетворения требований кредиторов. В ходе данной процедуры полномочия органов управления юридического лица получает конкурсный управляющий, он прекращает финансовые санкции по всем видам задолженности юридического лица, формирует конкурсную массу, удовлетворяет требования кредитора в порядке, установленном законом, завершает ликвидацию юридического лица с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГЮРЛ) записи об этом. Мировое соглашение. Такая процедура может быть заключена на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве между юридическим лицом-должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, чтобы прекратить производство по делу о банкротстве посредством достижения соглашения должника и кредиторов. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.)