Сущностные характеристики метапредметных умений младших школьников в соответствии с фгос ноо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные характеристики метапредметных умений младших школьников в соответствии с фгос ноо



 

1.1 Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных умений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества[2]. Разработчики ФГОС НОО обозначили системно-деятельностный подход в качестве теоретической основы, придав небывалый авторитет трудам основоположников деятельностного подхода: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

В контексте ФГОС понятие «системно-деятельностный подход» предполагает:

–  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

–  переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;

–  ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

–  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

–  учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учеников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

–  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

–  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

–  гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

В соответствии с теорией деятельностного подхода целью обучения значится не передача знаний, а управление учебной деятельностью, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. По А.Н. Леонтьеву:

«Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития». В рамках ведущей деятельности возникают и формируются основные психические новообразования[3].

В педагогике учебной деятельностью принято считать любую деятельность в процессе обучения. Современный ФГОС НОО ориентирован на трактовку учебной деятельности по Д.Б. Эльконину, из которой следует, что «учебная деятельность – это особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей»[4]. Предполагается, что ученик получает знания и информацию  не в готовом виде, а добывает их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений.

За последнее десятилетие в содержании образования произошла смена требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных умений. В традиционном обучении и цель, и способы действий, и оценка результатов назначаются учителем. Учащиеся, являясь объектом обучения, в определении цели, оценивании результатов не участвуют. При деятельностном же подходе и в определении цели, и в выборе способов действий, и в оценке достигнутых результатов участвуют сами учащиеся. Они становятся субъектом образовательного процесса. Таким образом, принципиальным отличием концепции системно-деятельностного подхода от традиционного обучения значится то, что структура деятельности отражает деятельность не столько педагога, сколько учеников[5].

Итак, для того чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. Соответственно, при осуществлении деятельностного подхода происходит формирование следующих универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, синтеза, анализа, классификации и оценки учебной деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта[6].

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин А.Г. Асмолов определяет как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса»[7].

Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия тесно сопряжены с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действий, когда школьники могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это особенно важно в XXI веке, когда выпускник школы должен проявлять мобильность, умение применять знания и информацию  на практике, креативность, умение мыслить оригинально[8].

Целью хорошего образования не может быть только приобретение знаний. Данные, которые мы даем детям, быстро теряют актуальность: то, что сегодня, обязательно, завтра уже опровергается новой теорией, наиболее точным наблюдением. ФГОС НОО определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными и метапредметные результаты. Метапредметные результаты предполагают, что ученики будут владеть:

- универсальными учебными умениями;

- огромным спектром умений и навыков использования средств разных информационных и коммуникационных технологий для хранения, сбора преобразования и передачи разных видов информации;

- основными навыками исследовательской деятельности;

- основами активными взаимодействия и общения со сверстниками, педагогами и родителями.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса, но и при решении различных проблем в своих жизненных ситуациях.

Метапредметность позволяет обеспечить формирование в сознании ученика целостной картины мира. Метапредметный подход позволяет достичь целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и ученика.

Метапредметное занятие – это обязательно интегрированное занятие. Деятельность детей организуется не только с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание его составляют деятельностные единицы, которые носят универсальный характер: понятия, задачи их проблемы и т. д. На метапредметных уроках ребенок не запоминает, а мыслит и прослеживает происхождение ключевых понятий, которые определяют какой-либо предмет заново открывает для себя эти понятия.

Основная деятельность педагога заключается в подготовке к уроку, в подборе правильного материала. Учитель должен стать ведущим конструктом новых педагогических идей и ситуаций, которые направлены на использование разных способов деятельности и создание детьми своих продуктов в освоении знаний. В метапредметных заданиях должна быть заложена актуальная для ребенка проблема и решение этой проблемы. Ученик должен иметь возможность получить личностно-значимый для него результат типичной для жизненной ситуации.

Результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, является уровень развития базовых способностей учеников: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Универсальность метапредметов состоит в обучении учеников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.006 с.)