Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностные характеристики метапредметных умений младших школьников в соответствии с фгос ноо
1.1 Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных умений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества[2]. Разработчики ФГОС НОО обозначили системно-деятельностный подход в качестве теоретической основы, придав небывалый авторитет трудам основоположников деятельностного подхода: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В контексте ФГОС понятие «системно-деятельностный подход» предполагает: – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; – переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования; – ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; – учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учеников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; – обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; – гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В соответствии с теорией деятельностного подхода целью обучения значится не передача знаний, а управление учебной деятельностью, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. По А.Н. Леонтьеву: «Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития». В рамках ведущей деятельности возникают и формируются основные психические новообразования[3]. В педагогике учебной деятельностью принято считать любую деятельность в процессе обучения. Современный ФГОС НОО ориентирован на трактовку учебной деятельности по Д.Б. Эльконину, из которой следует, что «учебная деятельность – это особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей»[4]. Предполагается, что ученик получает знания и информацию не в готовом виде, а добывает их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений. За последнее десятилетие в содержании образования произошла смена требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных умений. В традиционном обучении и цель, и способы действий, и оценка результатов назначаются учителем. Учащиеся, являясь объектом обучения, в определении цели, оценивании результатов не участвуют. При деятельностном же подходе и в определении цели, и в выборе способов действий, и в оценке достигнутых результатов участвуют сами учащиеся. Они становятся субъектом образовательного процесса. Таким образом, принципиальным отличием концепции системно-деятельностного подхода от традиционного обучения значится то, что структура деятельности отражает деятельность не столько педагога, сколько учеников[5]. Итак, для того чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. Соответственно, при осуществлении деятельностного подхода происходит формирование следующих универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, синтеза, анализа, классификации и оценки учебной деятельности.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта[6]. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин А.Г. Асмолов определяет как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса»[7]. Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальные учебные действия тесно сопряжены с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действий, когда школьники могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это особенно важно в XXI веке, когда выпускник школы должен проявлять мобильность, умение применять знания и информацию на практике, креативность, умение мыслить оригинально[8]. Целью хорошего образования не может быть только приобретение знаний. Данные, которые мы даем детям, быстро теряют актуальность: то, что сегодня, обязательно, завтра уже опровергается новой теорией, наиболее точным наблюдением. ФГОС НОО определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными и метапредметные результаты. Метапредметные результаты предполагают, что ученики будут владеть: - универсальными учебными умениями; - огромным спектром умений и навыков использования средств разных информационных и коммуникационных технологий для хранения, сбора преобразования и передачи разных видов информации; - основными навыками исследовательской деятельности; - основами активными взаимодействия и общения со сверстниками, педагогами и родителями. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса, но и при решении различных проблем в своих жизненных ситуациях. Метапредметность позволяет обеспечить формирование в сознании ученика целостной картины мира. Метапредметный подход позволяет достичь целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и ученика. Метапредметное занятие – это обязательно интегрированное занятие. Деятельность детей организуется не только с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание его составляют деятельностные единицы, которые носят универсальный характер: понятия, задачи их проблемы и т. д. На метапредметных уроках ребенок не запоминает, а мыслит и прослеживает происхождение ключевых понятий, которые определяют какой-либо предмет заново открывает для себя эти понятия.
Основная деятельность педагога заключается в подготовке к уроку, в подборе правильного материала. Учитель должен стать ведущим конструктом новых педагогических идей и ситуаций, которые направлены на использование разных способов деятельности и создание детьми своих продуктов в освоении знаний. В метапредметных заданиях должна быть заложена актуальная для ребенка проблема и решение этой проблемы. Ученик должен иметь возможность получить личностно-значимый для него результат типичной для жизненной ситуации. Результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, является уровень развития базовых способностей учеников: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Универсальность метапредметов состоит в обучении учеников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.006 с.) |