Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация изолированного звука (л)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Задача. Добиваться правильного звучания изолированного звука [л]. Сюжетно-игровая основа: «Встреча со звуком [Л] в Звукограде». План занятия I. Многократное произнесение звука [л]-[л]-[л]. II. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [л]. III. Игра «Самолет». Движения рукой, имитирующие полет самолета с произнесением длительно звука [л]. (Можно использовать игрушечный самолет.) IV. Игры «Бусы». «Песочные часы», «Пианино», «Шагай пальчиками по столу». «Намотай клубочек». V. Игра «Поймай звук». Выделение звука [л] на слух: · отложить счетную палочку; · хлопнуть в ладоши; · поднять руку с карточкой (синей или с буквой «Л»). VI. Игра «Найди». Выбор картинок, в названии которых есть звук [л]. VII. Игра «Лабиринт» (по игровой карте). VIII. Игра «Учимся говорить правильно» (по игровой карте). На игровой карте изображены самолеты и пароходы разной величины. Ребенок должен при показе на изображении самолета или парохода небольших размеров произнести звук [л] тихо. При увеличении размера рисунков увеличивается сила голоса. IX. Итог. ЗАНЯТИЯ 4—6. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в прямых, обратных слогах и со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Встреча со звуком "Л" в Звукограде на улице Ливандия». План занятия I. Проговаривание обратных слогов (по 3—5 раз). Ал, ол, ул, ыл, ил, ел, ял. II. Проговаривание прямых слогов (по 3—5 раз). Ла, ло, лу, лы. III. Проговаривание слогов со стечением согласных (по 3-5 раз Кла, кло, клу, клы; акл, окл, укл, ыкл; сла, сло, слу, слы; асл, осл, усл, ысл; лса, лсо, лсу, лсы; гла, гло, глу, глы; абл, обл, убл, ыбл; лпа, лпо, лпу, лпы; алф, олф, улф, ылф. Упражнения для проговаривания вышеуказанных слогов: § повторить за логопедом; § собирать пирамидку и произносить слоги (одно кольцо — один слог); § выкладывание различных фигурок из палочек и произнесение слогов (представляются образцы); § сгибание пальцев в кулак, начиная с большого, и произнесение слогов; § «шагать» пальцами по столу и произносить слоги; § отстукивание слоговых цепочек, хлопок в ладоши, хлопок ладошкой по столу, топанье ногой, попеременное отстукивание пальцами по столу (как при игре на пианино), удар мячом об пол; § сказать на один слог больше; § повторить слоги, выделяя голосом ударный слог; § запомнить и повторить в том же порядке. IV. Итог. ЗАНЯТИЕ 7. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в словах с обратными слогами. Сюжетно-игровая основа: «Лабиринт (игровая карта)». План занятия I. Игра «Самолет». Произносить длительно звук [л]. II. Игра «Мячик скачет». Произносить слоги быстро, многократно и отрывисто. III. Повторить слоги и цепочки слогов. Ал-ол-ул-ил; ал-ол, ал-ул-ил; ол-ул, ол-ил-ал; ил-ал, ул-ал-ол. IV. Повторить слова за логопедом. V. Назвать изображения на картинках одним словом. VI. Назвать короткие и длинные слова. VII. Деление длинных слов на слоги. VIII. Определение места звука [л] в словах. IX. Повторить слова. X. Игра «Она и он». Она пела. Он пел. (И др.) XI. Назвать слова, отвечающие на вопросы: кто это? Что это? XII. Запомнить картинки и назвать их в том же порядке. XIII. Запомнить как можно больше картинок и назвать их (картинки убираются). XIV. Назвать предметы со словами мой, моя, моё, мои и один, одна, одно. Косилка, белка, осел, козел, метелки, палка, бокал, вокзал, самосвал, мочалка, подвал, галка, ствол, елка, челка, косилка, носилка, дятел, сеялка. XV. Четкое произнесение слов тройкой. Галка — палка — скакалка; пилка — вилка — жилка; осел — козел — котел; елка — телка — пчелка; зевнул —уснул — качнул; мел — пел — сел; гол — пол — дол; волк — долг — полк; финал — пенал — канал; бал — зал — мал; иголка — заколка — палка; был — мыл — пыл. XVI. Итог. ЗАНЯТИЕ 8. Автоматизация звука |л] Задача. Автоматизировать звук [л] в словах с прямыми слогами. Сюжетно-игровая основа: «Собираем всех друзей» (прилагается игровая карта). План занятия I. Игра «Самолет». II. Игра «Мячик скачет». III. Игры-упражнения «Что изменилось?», «Чего не стало?» IV. Счет 1—»5: лодка, лампа, лужа, лось. V. Игра «Лесенка-чудесенка». Детям предлагается «подняться» пальцами рук по лесенке (нарисованной или объемной), называя на каждой ступеньке слово, в котором слышится звук [л]. VI. Игра «Добавь слог» (слоги -ла, -ло, -лы). Ма.., пи.., ю.., ска.., ску.., шпа.., спа., шко.., ши.., си.., пе... Мы.., ду.., бега.., обида.., оде.., писа., чита.., кида.., носи.., свек... Ма.., мы.., са., одея... ши.., те.., мас.., вес.., пуга.., дуп.., повид... Стек.., вес.., сед.., теп.., свет..,унес.., пек... Пи.., ска.., ску.., шпа.., шко.., аку..,смо.., мёт.., по.., ви.., пчё... Бока.., кана.., пена.., канику.., сто.., ство..,обва.., ба.., шака..,уко... Соко.,уг..,уз.., го.., ко.., кот.., вёс.., стек... VII. Итог. ЗАНЯТИЕ 9. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в словах со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Человек рассеянный просит научить его быть внимательным». План занятия Четкое произнесение слогов со стечением согласных. Бла-бло-блу-блы; гла-гло-глу-глы; зла-зло-злу-злы; кла-кло-клу-клы; пла-пло-плу-плы; сла-сло-слу-слы; фла-фло-флу-флы; шла-шло-шлу-шли; тла-тло-тлу-тлы (И др.) Четное произнесение слов. Слова: галка, палка, скалка, осел, козел, котел, мыл, Вставить звук [л] (вторым). Кок — клок, пот плот, сон — слон, куб — клуб, сова — слова, кубок — клубок, сух -слух, газ — глаз. Из каждого слова исключить по одному звуку [л] так, чтобы получилось новое слово. С л о в а: стол, укол, полк, волк, тепло, ствол, власть, клад. Назвать слова со звуком [л], отвечающие на вопросы: кто? Что? Какой? Что делал? (варианты: повторить за логопедом, прослушать аудиозапись, запомнить и повторить, игра с мячом). Слова: галка, волк, вол, осел, козел, щегол, пчелка, белка, голубь, лыжник; молния, чехол, футбол, вокзал, скакалка, фиалка, булка, флакон, чулки; алый, белый, милый, смелый, умелый, гладкий, сладкий; видела, мыла, читала, носила, возил, мылся, завыл, учил, гостил, вышел. Итог.
ЗАНЯТИЕ 10. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] во фразах, насыщенных словами с обратными слогами. Сюжетно-игровая основа: «Волшебные шары». План занятия Проговаривание предложений, четко произнося звук [л]. Составление предложений по картинкам: § а по опорным словам; § опорным схемам; § мнемотаблицам. Четкое проговаривание скороговорок. Ал-ал-ал — Павел днем не спал. Ал-ал-ал — в углу темный подвал. Ал-ал-ал — пенал на пол упал. Ол-ол-ол — пенал упал на пол. Ол-ол-ол — садимся мы за стол. Ол-ол-ол — вымыли пол. Ул-ул-ул — Петя губы надул. Ул-ул-ул — ветерок подул. Ул-ул-ул — ломаный стул. Ыл-ыл-ыл — Павел пенал забыл. Ял-ял-ял — книгу Петя взял. Ил-ил-ил — я котенка напоил. Ел-ел-ел — Вова кашу ел. Ёл-ёл-ёл — кто-то в комнату вошел . Игра «Измени предложение». Я мою пол. — Ты... Он... Она... Вы... Они... Я еду на футбол. —... Я завязываю узел. —... Я еду на вокзал. —... Я сяду на стул. —... Я покупаю синий пенал. —... Игра «Закончи предложение словом». Дима письмо... Пала на диване... Самосвал на землю песок... Михаил по телефону маме... Дедушка сегодня на футбол... Павел камень в воду... Щегол песенку звонко... Новосел в новый дом... Сокол мышку... Витя в магазине пенал... Слова: спал, высыпал, писал, пел, поймал, звонил, ходил, купил, кинул, въехал. Итог. ЗАНЯТИЕ 11. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] во фразах, насыщенных словами с прямыми слог ами. Сюжетно-игровая основа: «Играем вместе» (игротеки). План занятия Проговаривание предложений, четко произнося звук [л]. Игра «Измени предложение». Я еду на лыжах. — Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я еду на лошади. —... Я мою ложки. Я вижу лося. Я ловко кидаю мяч.... Закончить предложение слоном, начинающимся на звук [л]. У кошки не ноги, а мягкие (ч т о?)... Мама красит ногти (чем?),.. Суп едят (чем?)... Лодочник плывет (на чем?)... Лыжник едет (на чем?)... В лампу ввернут (что?)... На дорогах после дождя остаются (что?)... Закончить чистоговорку. Ла-ла-ла жужжит и мед несет... Ла-ла-ла как у тебя идут... Ло-ло-ло зимой от снега всё... Ло-ло-ло вей снегом... Лу-лу-лу все танцуют на... Лы-лы-лы на кухне вымою... Заучивание чистоговорок (см. п. IV). Игра «Продолжи предложение». Дима взял яблоко, и Надя взяла яблоко. Коля отдал книгу, и Оля... Миша пил молоко, и Даша... Паша назвал слово, и Маша... Папа позвал собаку, и мама... Ваня дал мячик, и Зоя.. Петя отнял кубик, и Лана.. Никита спал днем, и Настя... Сын подмел пол, и дочь... Олег поднял лопату, и Луша... Щегол свил гнездо, и ласточка... Павел жил на пятом этаже, и Нина... Итог.
ЗАНЯТИЕ 12. Автоматизация звука [л| Задача. Автоматизировать звук [л] во фразах, насыщенных словами со слогами со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Мы в сказке,,Колобок“» Проговаривание предложений за логопедом после прослушивания аудиозаписи или диктофонной записи. Составление предложений по картинкам, опорным схемам Составление предложений по опорным словосочетаниям. Голубое платье. — Мама гладит голубое платье. Белое облако. —... Веселый клоун. —... Голубые глаза. —... Носовой платок. —... Спелое яблоко. —... Глубокий колодец. —... Закончить предложение. Цветы цветут на... Вся планета видна на... Ненужные вещи кладут в... Хлопковая ткань сделана из... У плаща голубая... Луна не видна из-за... С яблони упало... Нитки смотаны в... Слова: кладовка, подкладка, клумба, глобус, клубок, яблоко, хлопок или облако.
Заучивание чистоговорок. Шла-шла-шла — мама в комнату вошла. Шло-шло-шло — вот и солнышко взошло. Сли-сли-сли — гусей на улице пасли. Сло-сло-сло — это новое весло. Кла-кла-кла — мама пироги пекла. Кло-кло-кло — будет чистым стекло. Кло-кло-кло — до блеска начищу стекло. Гла-гла-гла — Лана маме помогла. Глу-глу-глу — нитку вдену я в иглу. Тло-тло-тло — станет вдруг светло.
Итог.
ЗАНЯТИЕ 13. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в чисто говорках, скороговорках, четверостишиях, насыщенных словами с обратными типами слогов. Сюжетно-игровая основа: «Играем в сказку „Фабрика прекрас- План занятия I. Прослушивание (аудиозаписи) скороговорок и выполнение за- даний выделение слов со звуком [л]; счет 1—10 со словом «белка»; заучивание наизусть по опорным картинкам. (При необходимости за- пись проговаривания скороговорки детьми на диктофон.) Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой белка не была.
Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый зашептал; Я не бегал, я скакал.
Веник пол подметал, Веник очень устал, Он чихнул, он зевнул И тихонько лег под стул.
Как у бабушки козел Что за умный был: Сам по воду ходил, Сам и печку топил, Сам и кашу варил, Деда с бабой кормил.
Друга я вчера обидел, Хоть совсем и не хотел. Я его еще не видел, Помириться не успел.
Уж бежал кривой дорожкой, Ни одной не топал ножкой. Он бы топнул, да не мог, Потому что был без ног. Л. Керн
ЗАНЯТИЕ 14. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в чистоговорках, скороговорках, потешках, четверостишиях, насыщенных словами с прямыми слогами. Сюжетно-игровая основа: «Фабрика прекрасных чтецов». План занятия Припоминание и повторение чистоговорок (см. данную тему, занятие 11, п. IV). Проговаривание и заучивание стихотворения (на выбор). Все бело, бело, бело — Много снегу намело! Вот веселые деньки! Все — на лыжи и коньки! * * * Мила вымыла ладони, Мила сделала салат. Маме помогала Мила, Мама Милу похвалила. * * * Плыла на лодке Лайка. У Лайки — балалайка. Долго пела Лайка мне О погоде, о луне. Выделение на слух слов со звуком [л] в чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Определение места звука в слове. Заучивание стихотворений наизусть по опорным картинкам, я мнемотаблицам, прослушивание аудиозаписи. Итог.
ЗАНЯТИЕ 15. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в чистоговорках, скороговорках потешках, стихах, насыщенных словами со слогами со стечением гласных. Сюжетно-игровая основа: «В гостях у звука [Л]». План занятия I. Проведение конкурсов «Кто больше запомнит скороговорок, потешек, чистоговорок?». «Кто в быстром темпе произнесет любимую скороговорку?» II. Запись проговаривания ребенком скороговорки на диктофон. III. Заучивание скороговорки (на выбор). Клава, Клава, глянь в окно. Сколько снегу намело. И в лесу, и в саду Сосны, елки — все в снегу. Слоны умны, слоны сильны. Слоны спокойны, веселы. Головой кивает слон — Он слонихе шлет поклон. Спит в углу моя слониха. Двое маленьких слонят Спать давным-давно хотят. Спит спокойно сытый слон. Стоя спать умеет он. Заучивание стихотворения с использованием опорных карти- нок и мнемосхем. Ласка Зря ласка лаской названа, Совсем не ласкова она. У ласки злые глазки, Не жди от ласки ласки. А. Шибав Дятел Дятел на дубу сидит. Дятел долго дуб долбит. День долбил, два долбил — В пень носом угодил. Итог. ЗАНЯТИЯ 16—18. Автоматизация звука [л| Задача. Автоматизировать звук [л] в текстах, насыщенных словами с разным типом слогов. Сюжетно-игровая основа: «Игра в сказку,,Гуси-лебеди“». План занятия Работа с текстом: 1. прослушивание текста; 2. ответы на вопросы полным ответом с использованием опорной картинки; 3. повторное прослушивание; 4. пересказывание текста. Кукла Мила Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и причесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась. Белка и волк Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь — вы на елках все прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». (По Л. Толстому) Что случилось с волкам Блуждал по лесу голодный волк. И вдруг увидел он на колючей елочке пушистую белку. «Вот я ее съем», — подумал волк и ласково говорит белке: «Слезай, белочка, с елки, иди сюда. Мы с тобой на лыжах покатаемся» Улыбнулась белочка: «Не могу, волк, пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и ее на лыжную прогулку. «Ладно, — ответила ему лиса, — только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только ее и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь. Как ты думаешь, что стало со злым волком? Яблоня В саду посадили яблоню. Осенью на ней были спелые яблоки. Клава стояла под яблоней. Она не могла достать яблоки. Но вот одно упало. Клава подняла яблоко и съела. Яблоко было сладкое, спелое. Вопросы. Где росла яблоня? Какие яблоки были на яблоне? Кто не мог достать яблоки? Что упало с яблони? Что сделала Клава? Какое яблоко было на вкус? П. Итог.
ЗАНЯТИЯ 19,20. Автоматизация звука [л] Задача. Автоматизировать звук [л] в рассказах, составленных по опорным словам и картинкам. Сюжетно-игровая основа: «Дикторы». План занятия Работа по составлению рассказа: 1. прослушивание опорных слов, рассматривание опорных картинок; 2. составление предложения с опорными словами; 3. рассказывание истории связными предложениями. Помощница Слова: Алла, комната, веник, пол, чисто,мама,удивление, похвала. Образец рассказа. Алда осталась одна в комнате. Ей захотелось помочь маме. Она взяла веник и подмела пол. В комнате стало чисто. Когда мама вошла в комнату, она была очень удивлена и довольна тем. что Алла стала ее помощницей. Мама похвалила Аллу. Букет Слова: луг, колокольчики, фиалки, Лада, букет, голубая ваза, стол, котенок, пол, белая ваш. Припоминание любимых потешек, чистоговорок, скороговорок, стихов. Итог. Тема «Звук [л’]» ЗАНЯТИЯ 1,2. Автоматизация звука [л’] Задана. Выработка необходимых движений языка для произношения звука [л’]. Сюжетно-игровая основа: «Приключения язычка». План занятия!. Артикуляционная гимнастика (общая). II. Артикуляционная гимнастика (специальная). III. Постановка звука [л’]. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [л’]: ■ губы растянуты в легкой улыбке, зубы видны; ■ зубы сближены; ■ кончик языка образует смычку с альвеолами, задняя часть языка поднята; ■ средняя часть языка поднята к нёбу; ■ воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой; IV. Характеристика звука [л']: согласный, ротовый, смычнопроходной, переднеязычный, сонорный, мягкий. V. Многократное отрывистое произнесение звука [л’]-[л’]-[л’]. VI. Игра «Колокольчик». Произнесение короткого звука [л’]-[л’]- [л’]. VII. Итог.
ЗАНЯТИЯ 3,4. Автоматизация звука [л’] Задача. Добиваться правильного звучания изолированного звука [л’] в слогах обратных, прямых, со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Встреча со звуком [л’] в Звукограде на улице Ливандия». План занятия I. Звук [л’] — многократное отрывистое произнесение. II. Игра «Колокольчик». Произнесение короткого звука [л’]-[л’]- [л’]. III. Проговаривание слогов и слоговых рядов. Аль, оль, уль, иль, ель, ыль, юлъ; ла, лё, лю, ли, ле; альпа, альба, алька, альга; ольпа, ольбо, олька, ольго; ульпу, ульбу, улька, ульгу; ильпы, ильбы, илька, ильги; альфа, альса, альза, альма, альта, альда, альша, альна, альча, аль- ца, альха. IV Игры (см, тему «Звук [л]», занятие 3. п Ш—VII), V, Итог. ЗАНЯТИЯ 5—7. Автоматизация звука [л’] ) Задача. Автоматизировать звук [л'] в словах со слогами обратный мн. прямыми, со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Играем в сказку „Колобок"». План занятия 1. Произнесение звука [л’]-[л’]-[л’] (многократное). II. Игра «Колокольчик». III. Произнесение слоговых рядов. IV Повторить слова за логопедом. V Назвать изображения на картинках одним словом. VI Называние коротких и длинных слов. VII Разделение длинных слов на слоги. VIII Определение места звука в слове. IX Заменить последний звук в слове на звук [л’]. Бок. нос, сок, цепь, мех, кисет, июнь; шар, жар, бор, стар, мор, собор, топор. X. Назови предметы, на которые можно сказать мой, моя, моё, мои. XI. Игра «Поставь слоги на место». Даль, ме; соль, фа; тиль, фи; сель, ки; боль, со; нель, тун; телль, ме; аль, ву. XII Счет 1—>5 с загибанием пальцев руки: люк, лимон, лебедь, летчик. ХIII. Игра «Олин — много». Лист, л иана, лиса, лещ, лес, лента, лесенка, летчик, лямка, лесник, лепештка, лебедь. ХIV. Игра с мячом «Поймай звук» (звук [л’]). XV. Запомнить картинки (картинки закрываются), назвать картинки. Использовать одновременно 8—10 картинок. XVI. Запомнить картинки и назвать их в том же порядке. XVII. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» XVIII. Прослушать слова (аудиозапись). Повторить в том же порядке. Назвать первое слово, последнее, второе. (И др.) XIX. Игра «Назови ласково». Люда, Лена, Лёня, Лиза, Лина, Люба, Оля, Галя, Толя, Валя, Лёша. XX.Итог. ЗАНЯТИЯ 8—10. Автоматизация звука [л’] Задача Автоматизировать звук [л'] во фразах, насыщенных словами со слогами, обратными, прямыми, со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Волшебные шары». План занятия I. Проговаривание слогов, слоговых рядов (см. предыдущие занятия). II.Проговаривание предложений за логопедом, прослушивание аудиозаписи. III. Составление предложений по картинкам, опорным словам, опорным схемам, мнемотаблицам. IV. Четкое проговаривание чистоговорок. Аль-аль-аль — замените нам педаль. Аль-аль-аль — изготовили деталь. Ыль-ыль-ыль — в шкафу стоит бутыль. Оль-оль-оль — мы купили соль. Оль-оль-оль — мы едим фасоль. Ель-ель-ель — на улице метель. V. Продолжить предложение. Алеша часто мечтает, он мечтатель. Коля любит читать книги, он... (читатель). Папа Лены водит машину, он... (водитель). Леонид спасает утопающих, он... (спасатель). Леня победил в игре, он... (победитель). Толя покупает книгу в магазине, он... (покупатель). У Вали пальма маленькая, а у Лены большая. Олененок слабый, а дельфиненок... (сильный). Телега тяжелая, а лента... {легкая). Малина сладкая, а селедка... (соленая). У Лизы болит правое колено, а у Оли... (левое). Валя живет близко oт леса, а Леня... (далеко). I. Изменить предложение. Я пью кисель. — Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я попаду в цель. —... Мне дали медаль. —... На полке лежит тюль. —... Я поливаю малину. —... Я солю солянку. —... Я болею всю неделю. —... Я полечу на самолете над лесом. —... Я шведу будильник. —... Я считаю капельки. —... Я любуюсь тюльпанами. —... Я поливаю большую пальму —... II. Придумать предложения со словами: на педаль, на мозоль, в кисель, под деталь, в метель, сквозь тюль. Образец. Бутыль. — Папа налил воды в бутыль. III. Заучивание потешек. Ля-ля-ля — мы бегали в поля. Ли-ли-ли — в полях летают шмели. Ля-ля-ля — поймали мы шмеля. Ле-ле-ле — мы заботились о шмеле. Лю-лю-лю - маму я люблю. Ле-ле-ле — посуда на столе. Ле-ле-ле — кипит вода в котле. IV. Заучивание скороговорок (на выбор). От топыта копыт пыль по полю летит. Летели лебеди с лебедятами. Жили-были линь и язь Жили в иле не ленясь. Лебеди летели и на воду сели, Сели, посидели и снова полетели. Листопад, листопад, опустели лес и сад. Лисята в гости шли к лисе. X. Игра «Все наоборот». Договаривание предложения. Слова: слезает, убегает, улетает, выбегает, снимает, вылива- ет, выходит, встает. Леня лезет на клен, а Коля слезает с клена. Лена бежит в поле, а Галя... (убегает с поля). Зяблик летит к липе, а шмель... (с липы). Лиса убегает за ель, а соболь... (из-за ели). Валя надевает туфли, а Люда... (с нимает туфли). Толя наливает воду во фляжку, а Люба... (воду из фляжки). Лева заходит в лифт, а Полина... (из лифта). Адена садится на стульчик, а Олег... (со стульчика). XI Итог. ЗАНЯТИЯ 11—13. Автоматизация звука [л’] Задача. Автоматизировать звук [л’] в скороговорках, потешках, стихотворениях, насыщенных словами со слогами обратными, прямыми. со стечением согласных. Сюжетно-игровая основа: «Подготовка к конкурсу „Лучшие чте- цы“». План занятия I. Заучивание скороговорок. Проговаривание скороговорки не менее трех раз, убыстряя темп. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка-колли, Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. - Вы малину мыли ли? — Мыли, но не мылили. Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела. II. Заучивание стихотворений. На полянке на зеленой Посидели мы под кленом. Пошалили, почитали, А потом читать устали. Взяли лютиков букет, Побежали на обед. III. Заучивание потешек. Люли, люли, малюшки — Прилетели гулюшки, Гули, гули, гулюшки. Сели возле люлюшки. Оля, Оля маленькая, Оленька удаленькая. Самолет Самолет; самолет, Он готов уже в полет. Полетит он над полями, Полетит он над лесами. Метель Зиму всю мели метели — Клены, липы поседели... А весной повеселели, Зацвели, зазеленели. И. Демьянов Колыбельная Гули, гули, гуленьки Залетели к Юленьке. Стали Юленьку качать, Стала Юля засыпать. (Использовать опорные картинки, мнемотаблицы, аудиозапись, запись на диктофон.) IV. Заучивание стихотворения (на выбор). Лесничий Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг — лесничий. В. Степанов Ласточка Ливень, ливень льет везде. Довольны птенчики в гнезде. Мама дома посидит. Никогда не улетит. (По Г. Виеру.) Из чего сделаны вещи? Из стали ножки стальные, А нитки из льна — льняные. Мой глиняный мячик — из глины. Он склеен из двух половинок. (По Л. Г. Парамоновой .) I. Упражнения (используются представленные выше скороговорки, потешки, стихотворения): · назвать слова со звуком [л’], встречающиеся в скороговорке, потешке, стихотворении; · проговоритьслова со звуком [л’] в той последовательности, как они звучат в стихотворении, скороговорке, потешке; · игра «Какое слово пропало?»; · счет 1—>10 с указанными словами; · нарисовать рисунки (фломастером, мелом) к словам, составить из папочек; · пересказать скороговорки, потешки, стихотворения по опорным картинкам (мнемотаблицам). II. Итог.
ЗАНЯТИЯ 14—16. Автоматизация звука [л’] Задача Автоматизировать звук [л’] в текстах с высококачествен- ным употреблением [л’] в словах с данными типами слогов. Смактио-мгровая основа: «Лесная школа». План занятия I. Работа с текстом (возможно использование опорных картинок и аудиозаписи); 1) прослушивание; 2) ответы на вопросы полным огветом; 3) повторное прослушивание; 4) пересказ текста; 5) запись пересказа текста на диктофон; 6) самоанализ, 7) назвать слова со звуком [л* ], встречающиеся в тексте; 8) определить место звука в слове; 9) нарисовать рисунок к тексту в индивидуальной тетради: 10) пересказать текст по опорным картинкам, мнемотаблице. Осенью Осень Листья опали. Лес оголился. Полили сильные дожди. На улице стало холодно. Птицы улетели на юг. Остались в лесу только зимующие птицы. С полей сняли хлеба, и поля опустели. В школе уже начались занятия. Вопросы. Когда по было? Какой стал лес? Почему? Почему улетели птицы на юг? Какие птицы остались? Что стало с палями? Где начались занятия? Гадюка Летом Лена и Илья пошли в лес за лисичками. Они нашли много лисичек. Дети сели возле ели и хотели поглядеть, сколько у них ли- сичек в лукошках. Только стали считать - увидели большую гадюку. Лена и Илья испугались, бросили лисички на землю и убежали. Вопросы. Куда пошли Лена и Илья? Где сели Лена и Илья? Что они хотели сделать? Кою они увидели? Почему убежали Лева и Илья? Лиза и плюшка Маленькая Лиза гуляла на улице. Она ела плюшку. Подбежала собака Булька и хотела отнять плюшку. Лиза испугалась и заплакала. Мимо шли два школьника. Они достали из сумок свои хоккейные клюшка и замахнулись на Бульку. Собака испугалась и убежала. Лиза поблагодарила мальчиков, пошла домой и доела плюшку. Вопросы. Кто гулял на улице? Что ела Лиза? Что хотела отнять у Лизы собака Булька? Кто шел мимо? Как мальчики отогнали Бульку? Что сказала малышкам Лиза? Где доела Лиза свою плюшку? III. Итог ЗАНЯТИЯ 17, 18. Автоматизация звука [л’] Задача. Автоматизировать звук [л'] в связной речи. Сюжетно-игровая основа: «Научим Незнайку составлять рассказы». План занятия I. Составление рассказа по задуманным словам и картинкам: 1) прослушать слова, рассмотреть картинки; 2) составить предложения, используя заданные слова; 3) рассказать историю, связав предложения в единое целое. Спектакль «Золотой ключик» Слова: люда, билет, спектакль, «Золотой ключик», бинокль, Мальвина, кот Базилио, лиса Алиса, окончание, аплодисменты, сильное впечатление. Образец рассказа. Днем Люда купила билет на спектакль «Золотой ключик». Вечером она надела красивое платье и пошла в театр. В раздевалке Люда взяла бинокль, чтобы лучше рассмотреть спектакль. Больше всего ей понравились Мальвина и хитрые кот Базилио, лиса Алиса. Когда спектакль закончился, раздались громкие аплодисменты. На Люду спектакль произвел сильное впечатление. В зоопарке Слова: Пол ина, мама, зоопарк, лебеди, хлеб, павлин, хвос т. тюлень, олень, сено. II. Итог. Тема «Звук [ з‘ ]» ЗАНЯТИЕ 1. Постановка звука Задачи. Отработать точные движения органов артикуляции по средствам артикуляционной гимнастики. Формировать целенаправленную воздушную струю. Развить фонематические процессы. Сюжетно - игровая основа: «Сказка о веселом язычке. Звукознайка путешествует по улице Согласных звуков». План занятия I. Артикуляционная гимнастика (см. тему «Звук [ с ]», занятие 1,2). II. Дыхательные упражнения (см. тему «Звук [ с ]», занятие 1,2). III. Игра «Песенка большого комара и маленького комарика». Л о г о п е д. Жили - были два комара: большой и маленький. Большой комар пел твердый звук: з-з-з. маленький комарик пел мягкий звук: зь-зь-зь. Хочешь спеть как маленький комарик? Улыбнись сильнее и звени: зя-зя-зя; зи-зи-зи; зе-зе-зе. IV. Игра «Кто поет?» Выделение звука [ з‘ ] (хлопками и щелчками) на слух. Л о г о п е д. Сейчас большой и маленький комары будут петь поочередно свои песни, а ты попробуй определить, кто поет: Большой комар или маленький. За, зо, зя, зу, зё, зю, зы, зи, зо и т.д. Аза, озё, узю, узу, и т.д. V. Игра «Подарки» (по картинкам: комар, комарик, зонт, зебра, зеркало, землянка, замок, зайка и др. Л о г о п е д. Большой комар любит подарки, название которых начинаются на твердый звук [ з ], а маленький комарик любит подарки, название которых начинаются на звук [ з‘ ]. Соедини картинки с изображением подарков с картинкой маленького или большого комара линиями соответственно. Кому подарим зонт? А зеркало? ЗАНЯТИЕ 2. Постановка звука [ з‘ ] Задачи. Формирование навыка правильного произношения звука [ з‘ ] на длительном, плавном выдохе. Автоматизация звука [ з‘ ] в прямых слогах. Формирование навыка выделять голосом ударный слог, следить за правильность и четкостью артикуляции. Сюжетно - игровая основа: «Обезьяна в гостях у зебры». План занятия I. Отгадать загадки
Пестрой лентой претворяясь, В зелени травы скользя, Извиваясь, изгибаясь, По земле ползет… (змея).
Этот зверь раскрашен броско В черно - белую полоску. Под степным высоким небом В Африке пасутся… (зебры)
II. Игра «Телефон». Логопед - «зебра» и ребенок - «обезьяна» разговаривают с друг другом, используя вопросительную и утвердительную интонации. Зя? - Зя. Зё? - Зё. Зю? - Зю. Зе? - Зе. Зи? - Зи.
III. Характеристика звука [ з‘ ] (согласный мягкий звонкий). IV. Артикуляционная поза (см. тему «Звук [ з ]», занятие 3): § с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу; § язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы.
V. Упражнение «Песенка маленького комарика». Постановка звука [з‘]: а) по подражанию со слуховым и тактильно - вибрационным контролем после завершения автоматизации [ з‘ ]; б) с механической помощью от за-за-за, нажимая на кончик языка шпателем и постепенно отодвигая язык в глубь рта: за-за-за - зя-зя-зя; зу-зу-зу - зю-зю-зю; зо-зо-зо - зё-зё-зё; зы-зы-зы - зи-зи-зи. VI. Упражнение «Веселые пальчики». Сгибание, разгибание пальцев, пальцы «здороваются» и др. VII. Игра «Эхо». Произносить слоговые ряды громким и тихим голосом. Зя-зё-зя, зя-зя-зё, зё-зя-зя, зё-зю-зё, зё-зё-зю, зю-зё-зё, зя-зё-зю, зё-зи-зе, зе-зю-зе, зи-зе-зя, зя-зю-зе, зя-зе-зю, зю-зи-зю, зю-зю-зи, зи-зю-зю, зи-зе-зи, зи-зи-зе, зе-зи-зи. VIII. Игра «Зебра и обезьяна в комнате кривых зеркал». Обвести изображения по точкам, рассмотреть и назвать (змея, зебра, обезьяна). IX. Игра с мечом «Запомни и повтори слоги». Зня-знё-зню-зни, знё-зню-зни-зня, зню-зни-зня-знё, зни-зня-знё-зню; азнь-ознь-узнь-ызнь, ознь-узнь-ызнь-азнь, узнь-ызнь-азнь-ознь, ызнь- азнь-ознь-узнь. То же с мягким согласными [ б‘ ], [ в‘ ], [ г‘ ], [ д‘ ], [ м‘ ], [ л‘ ]. X. Итог. ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация звука [ з‘ ] Задача. Автоматизировать звук [ з‘ ] в словах с прямыми слогами и слогами со стечением согласных звуков. Методические указания. Следить за четкостью артикуляции и ударением в словах. Сюжетно - ролевая основа: «Поле чудес» (с волчком, карточками - слогами, картинками). План занятия I. Игра «Выбери слог и назови слово» («Поле чудес») (по предметным картинкам с изображениями, названиях которых есть слоги зя, зе, зи, зю, зе). С л о в а: Зина, бензин, резинка, зима, магазин, тазик, Тузик, бузина, зелень, газета, вазелин, зебра, земля, зефир, зерно, землянка, Кузя, зяблик, хозяин, изюм, козел, зёрна, озёра, музей. II. Игра «Запомни и назови». Вариант 1: с опорой на картинки. Рассмотреть картинки и запомнить их (картинки закрывают), назвать картинку по памяти. Повторение рассматривание картинки, уточнение названия. Одновременно предлагают 8 - 10 картинок. Вариант 2: с опорой на слух. Прослушать слова, запомнить их и повторить. Количество слов зависит от состояния вербальной памяти детей. С л о в а: Зина, вазелин, нельзя, Кузя, подземный, Тузик, зимы, резина, зеленый, магазин, зима, газель, зелень, хозяин, везет, дивизия, зимник, корзин
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.209 (0.014 с.) |