Занятие 15. Автоматизация звука (ш) во фразах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 15. Автоматизация звука (ш) во фразах



Задачи. Автоматизировать звук [ш] во фразах. Развивать фонема­тический слух — учить выделять слова со звуком [ш] из предложения. Сюжетно-игровая основа: «Уроки мудрой мыши».

I. Отгадать загадку.

Маленькие зверьки, серенькие шубки.

Черненькие глазки, остренькие зубки.

(Мышь)

II. Проговаривание чистоговорок.

Ши-ши-ши — шуршат под лавкой мыши.

Ши-ши-ши — нашли корку мыши.

Ши-ши-ши — грызут корку мыши.

Ши-ши-ши — боятся кошки мыши.

III. Игра «Соберем семейку».

Слова: мышь, мыши, мышка, мышонок, мышиный.

IV. Игра «Урок мудрой мыши». Проговаривание чистоговорок и ответы на вопросы.

Тише, мыши, не шумите.

Кошку Машку не будите.

Вопросы. О чем сказала мудрая мышь? Почему нельзя шуметь? Как зовут кошку?

Тише, мыши, тише, мыши.

Кот сидит и еле дышит?

Вопросы. О чем сказала мудрая мышь? Как вы думаете, почему нот еле дышит?

V. Игра «Домашнее задание мышат». Проговаривание «уроков мудрой мыши».

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 16. Автоматизация звука |ш) в тексте

Задачи. Автоматизировать звук [ш] в тексте А. Курляндского «Кеша». Развивать фонематический слух — учить выделять слова со звуком [ш] из текста.

I. Сюжетно-игровая основа: «Попугай Кеша». Отгадать загадку.

Что за птица — в клетке сидит, по-человечьи говорит?

(Попугай)

II. Чтение рассказа.

Кеша

У Паши был попугай Кеша. Кеша сидел на жердочке в клетке н шептал: «Кеша — малыш, Кеша хороший». Однажды Паша вошел в комнату и обнаружил, что бабушкина кошка Агашка покушается на Кешу. «Пошла вон, Агашка!» — зашумел Паша. «Кыш! Кыш, Агашка!» — зашумел Кеша.

А. Курляндский

III. Беседа по рассказу.

Вопросы. Кто был у Паши? Где он сидел? Что шептал Кеша? Что увидел однажды Паша? Как звали кошку? Что она хотела сделать? Как Паша прогнал кошку?

IV. Пересказ рассказа «Кеша».

V. Подвижная игра «Кошка».

VI. Чтение рассказа. Выделение звука [ш] хлопком на слух в слове.

Вышивка

Наташа вышивает бабушке подушку. На подушке будут вышиты кошка и мышка. У кошки уже готовы шея и ушки.

VII. Беседа по рассказу.

Вопросы. Что делала Наташа? Кому она вышивала подушку? Кого Наташа вышила? Почему мышка не убегает от кошки? Что вы­шито у кошки? Боится ли эту кошку попугай Кеша?

VIII. Пересказ рассказа «Вышивка».

IX. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 17. Автоматизация звука [ш] в тексте «Пышки»

Задачи. Автоматизировать звук [ш] в тексте «Пышки». Развивать фонематический слух—учить выделять слова со звуком [ш] из текста.

Сюжетно-игровая основа: «Мышка-хозяйка». План занятия

I. Беседа «Рассказ о своей семье».

II. Чтение рассказа.

Пышки

К бабушке пришли се внуки — Маша, Наташа и Алеша. Бабушка испекла пышки. Миша, Наташа и Алеша кушали пышки и хвалили бабушку. Хороши бабушкины пышки!

III. Беседа по рассказу.

Вопросы. Кто пришел к бабушке? Что испекла бабушка? Кто ку. шал пышки? Какие были пышки?

IV. Пересказ рассказа.

V. Проговаривание чистоговорок.

Шки-шки-шкн — испекла бабушка пышки.

Шки-шки-шки — ели внуки пышки.

Шки-шки-шкн — вкусные у бабушки пышки.

VI. Отгадать загадку.

Маленькие лапки, а в лапках царапки.

(Кошка)

VII. Игра «Найди слово». Выделение звука [ш] хлопком на слух в слове при чтении стихотворения.

Мы у мышки были...

Мы у мышки были, чай из чашек пили,

Кушали ватрушки, лепешки да пышки.

Мышка играла на губной гармошке,

От души плясала, натрудила ножки.

Уложили мышку в пышные подушки.

— Тише, мальчишки, тише, подружки.

Спит наша мышка.

Вопросы. Почему мышка легла спать? Что мышка умеет делать так же, как и бабушка?

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 18. Автоматизация звука [ш| в тексте

Задачи. Автоматизировать звук [ш] при проговаривании в тексте «Мишка». Развивал, фонематический слух — учить выделять слова со звуком [т] из текста.

Сюжетно-игровая основа: «К нам пришел мишка».

План занятия

I. Отгадать загадку.

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь.

Эго зверь лесной —... (медведь).

II. Проговаривание чистоговорок (с мячом).

Шка-шка-шка — это мишка.

Шка-шка-шка — из плюша мишка.

Шкой-шкой-шкой — я играю с мишкой.

Шку-шку-шку — я люблю мишку.

III. Чтение рассказа.

  Мишка

Маленькому Паше два года. Дедушка купил Паше мишку. Миш­ка был большой, плюшевый. У Паши была тележка, и в ней он катал мишку.

IV. Беседа по рассказу.

Вопросы. Кому дедушка купил мишку? Какой был мишка у Паши? На чем катал Паша мишку?

V. Пересказ рассказа.

VI. Прослушивание попевки «Мишка». Определить слова со зву­ком [ш].

VII. Заучивание попевки.

  VIII. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ 19.  Автоматизация звука [ш]

Задачи. Автоматизировать звук [ш] при прого варивании текста «Котишка-плутишка». Развивать фонематический слух — учить вы­дашь слова со звуком [ш] из текста. Сюжетно-игровая основа: «Веселый котишка».

I. Отгадайте загадку.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(Кошка)

II. Чтение рассказа.

Котишка-плутишка

Живет у Наташи котишка — шалун и плутишка. Шалит котишка каждый день: то карандаши под шкаф укатит, то подушку порвет, то на шторе повиснет. Недавно пришли к Наташе Алеша и Маша в шашки сражаться. Вдруг Маша как подпрыгнет: по полу к ней движется жи­вая шляпа. Алеша от ужаса запрыгнул на кушетку. А Наташа улыбает­ся: «Это ж мой котишка-плутишка шалит».

III. Беседа по рассказу.

Вопросы. Кто живет у Наташи? Как ведет себя котишка? Кто пришел к Наташе? Зачем пришли Алеша и Маша? Почему Маша под­прыгнула? Куда прыгнул Алеша? Почему Наташа улыбается?

ГУ. Игра «Подбери картинку к рассказу». Подбор предметных картинок к рассказу, раскладывание их по порядку.

IV. Пересказ рассказа.

V. Игра «Прослушай и назови». Прослушать стихотворение и назвать слова со звуком [ш].

Наша кошка под окошком Шутите мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке,

Помогу-ка я малышке.

VI. Заучивание стихотворения.

VII. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 20. Автоматизация звука [ш] в тексте

Задачи. Автоматизировать звук [ш] при проговаривании текста «Избушка». Развивать фонематический слух — учить выделять слова со звуком [ш] из текста. Сюжетно-игровая основа: «Незнайка пришел на занятие».

План занятия

I. Отгадать загадки.

Раньше всех встает, громко песенку поет.

| Петух)

Молоко пьет, песенки поет.

Чисто умывается, а с водой не знается.

(Кошка)

Маленький шарик под лавкой шарит.

(Мышь)

По двору хожу, зернышки ищу,

Говорю я: «Ко-ко-ко», не летаю далеко.

(Курица)

Припоминание, о ком были загадки. Нахождение картинок. В каких словах слышится звук [ш] и в какой части слова?

II. Игра «Найди слова». Выделение слова со звуком [ш] при просушивании потешки.

В нашей избушке петух поет,

Мышка-норушка избушку метет,

Кошка на окошке штанишки шьет,

Курочка на печке горшки скребет.

III. Игра «Незнайка задает вопросы» (ответы полным предложе­нием).

Вопросы. Кто жил в избушке? Что делают петух, кошка, мышка, курица? Кто метет избушку? Кто шьет штанишки? Кто скребет горш­ки?

IV. Игра «Наведи порядок». Выложить сюжетные картинки в со­ответствии с текстом потешки.

V. Игра «Запомни и повтори». Заучивание потешки с опорой на картинки.

VI. Драматизация стихотворения.

Итог.

Тема «Звук |ж|»

ЗАНЯТИЕ 1. Постановка звука [ж]

Задача. Поставить звук [ж], автоматизировать его в изолированном положении. Развивать фонематический слух — выделение слов

заданным звуком из ряда предложенных. Активизировать словарь по теме «Насекомые».

Сюжетно-игровая основа: «Знакомство с Жуком».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. тему «Звук [ш]»).

II. Постановка звука [ж].

III. Игра «Жук летит» (по предметным картинкам: цветок, дерево, яблоко и др.). Имитация голосом полета жука.

IV. Подвижная фа «Жук и птица». Выбирается ребенок-ведущий, он — «птица», которая охотится на жуков. Остальные дети — «жуки», они передвигаются по помещению и жужжат. Когда появляется «пти­ца», «жуки» замолкают и прячутся (приседают).

V. Попевка.

Жуки

Мы жуки, мы жуки,

Мы живем у реки.

Жу-жу-жу-жу-жу.

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу-жу-жу-жу.

М. Лазарев

VI. «Поймай звук». Выделение звука [ж] хлопком на слух сначала среда гласных, затем — среди согласных и далее — всех звуков в словах (3—5 слов). Подбор картинок к данным словам.

VII Итог.

ЗАНЯТИЕ 2. Автоматизация звука [ж] в прямых слогах

Задачи. Автоматизировать звук (ж) в прямых слогах. Развивать фо­нематический слух — учить выделять звук [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Умный жук».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см предыдущее занятие).

II. Игра «Жук летит» (см предыдущее занятие).

3.Автоматизировать звук [ж] в прямых слогах.

III. Игра «Магнитофон». Повторение слоговых рядов перед зеркалом (сопряженно с логопедом, затем – по беззвучной артикуляции логопеда, далее самостоятельно).

 Жа-жа-жа, жи-жи-жи, жо-жо-жо, же-же-же, жу-жу-жу.

IV. Игра «Ладошка». Обводить ладонь поочередно пальцами другой руки, нажимать поочередно на каждый палец и произносить слоги.

V. Игра «Построй лесенку». Произнесение слогов (на каждый правильно произнесенный слог ребенок получает палочку и затем складывает из палочек лесенку).

VI. Игра «Лесенка». Пальцами рук «поднимается» по лесенке и произносит слоги.

VII. Игра «Поймай звук [ж]». Выделение звука [ж] хлопками на слух из ряда:

а) гласных звуков;

б) согласных звуков (без схожих по артикуляции и без свистящих);

в) всех согласных звуков.

VIII. Попевка «Жуки».

IX. Игра «Доскажи словечко».

Е-жи, пля.., стри.., мор.., эта.., но.., гара…

X. Итог

 

ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация звука [ж]в обратных слогах

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в обратных слогах. Развивать фонематический слух – учить выделять слоги со звуком [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно- игровая основа: «Женя в гостях у жука».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см предыдущее занятие).

II. Игра «Поймай песенку жука». Выделение звука [ж] хлопками на слух: аж- ма, ал-ма, ар-ма, уж-ма, ун-ва, ус-ма, иж-ма, ид-ка, еж-да.

III. Игра «Пирамидка». Пропевание слогов ажа, ужу, (при снятии колец с игрушечной пирамидки) и ажа, ижа, (на надевании колец).

IV. Игра «Мозаика». Пропевание слов с указанием на конкретный цвет: синий цвет – ажа, желтый – ожо и др.

V. Игра «Пианино». Произнесение (пропевание) слогового ряда ажа-ожо-ужу-ижи принажатии на клавишу (последовательность и количество слогов можно менять).

VI. Игра «По дорожке».

А) Перед зеркалом: пальцы «шагают» по дорожке с произнесением слогового ряда ажа-ожо-ужу-ижи-еже.

Б) Хождение с произнесением слогового ряда ажа-ожо-ужу-ижи-еже.

VII. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела,

Аза нею шмель – шмелек и веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.

Пожужжали, пожужжали, от усталости упали.

VIII. Итог. 

ЗАНЯТИЕ 4. Автоматизация звука [ж] в слогах со стечением согласных

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в слогах со стечением соглас­ных. Развивать фонематический слух — учить выделять слова со зву­ком [ж].

Сюжетно-игровая основа: «Встреча с жабой».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Пирамидка». Пропевание слогового ряда ежди-ажда- ужда-ожда (при снятии кольца с игрушечной пирамидки) и ажна- ожно-ужну-ежне (при надевании кольца).

III.  Игра «Построй домик (заборчик, мостик) из палочек». Про­изнесение слогов (на каждый правильно произнесенный слог ребенок получает палочки и складывает из них постройки).

IV. Игра «Собери бусы». Произнесение слогов с одновременным нанизыванием бусинок на леску.

V. Игра «Разрезные картинки». Найти вторую часть картинки и

закончить слово.

Фла-жок, утю.., сапо.., пиро.., кру...

VI. Игра «Доскажи словечко». Игpy можно проводить перед зеркалом или без зеркала с мячом.

Ва-жный, бума.., бага.., ну.., кни.., дру.., вью.., приле.., ни.., бли.., не…

VII. Игра «Поймай слово». Выделение звука [ж] хлопком на слух в словах в начале слова, затем в середине слова.

VIII. Итог.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.054 с.)