Тема: «а. А. Фет. Стихотворения «ель рукавом мне тропинку завесила», природа как воплощение прекрасного. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «а. А. Фет. Стихотворения «ель рукавом мне тропинку завесила», природа как воплощение прекрасного. »



Тема: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», Природа как воплощение прекрасного.»

Цель: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжить работу с поэтическим текстом, формировать навык анализа поэтического произведения, учить чувствовать внутренний мир поэта, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.

Задачи

Обучающая.

· прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;

· показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.

Развивающая.

· развивать интерес к творчеству поэта;

· развивать навык анализа поэтического текста;

· обогащать духовный опыт детей;

· развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающая.

· воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;

· воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки.

План урока:

1. Организационный момент.(1-2мин)

2. Мотивация и актуализация знаний.(5 мин)

3. Постановка учебной задачи.(2 мин)

4. Слово о поэте.(5 мин)

5. Чтение и анализ стихотворения.(7-10ми)

6. Работа в группах.(7-10мин)

7. Итог урока.(2-3 мин)

8. Рефлексия (3-5мин)

9. Домашнее задание (3-4мин)

 

 

Ход урока

Организационный момент

Психологический настрой на работу.

- Посмотрите в окно:погода стоит замечательная! Как ярко разукрасила осень все вокруг.

Актуализация знаний.

Предлагаю  небольшую поэтическую зарядку. Я читаю (отрывки стихотворений воспроизводятся на слайдах, ученики могут выразительно прочитать их или вспомнить и прочитать наизусть) отрывки, вы определяете автора.

Уж небо осенью дышало,              
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора…

 

Пушкин

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Фет

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Тютчев

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой

Фет

- Что объединяет все эти стихи? (Тема природы, они все описывают разные времена года)

Формулирование темы, постановка целей и задач.

- Как вы думаете, почему урок начался с чтения отрывков из стихотворений? (Наверное, будем изучать стихи).

- Да, действительно, сегодня мы продолжаем работу над поэтическими страницами богатейшей русской литературы и прикоснёмся к творчеству ещё одного поэта, замечательного лирика-А.А. Фета.

Записывание темы в тетрадь.

Попробуем сформулировать цели и задачи нашей работы. Чего мы должны на уроке достичь? (Познакомиться с биографическими сведениями об А.А.Фете, формировать навык анализа поэтического произведения, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения.)

А ещё мы будем учиться чувствовать внутренний мир поэта, воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.

Слово о поэте.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Так в четырнадцатилетнем возрасте мальчик лишился всего, к чему привык с детства. Его отправили в немецкую школу-пансион в городе Верро, после окончания которого Афанасий Фет поступил в Московский университет на словесное отделение, где подружился с замечательными поэтами Аполлоном Григорьевым, Яковом Полонским, поэтические опыты самого Фета благосклонно встречены Гоголем.

Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.

В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.)

- Что же заставило современников поэта восторженно отзываться о его творениях?


...3ажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать...

 

Одарённость Фета исключительна. Природа наградила его чувствительностью к красоте. Поэт славился тонким остроумием. Он безошибочно улавливал прелесть народной поэзии.)

- Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта? (В лирике Фета человек устремлён к изначальной гармонии и красоте. Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе. Фет ценит звук и краску, пластику и аромат. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета)

Анализ.

- Давайте обратимся непосредственно к стихам Фета. Послушаем чтение.(Читает учитель)

Ель рукавом мне тропинку завесила...

Ветер. В лесу одному

Я ничего не пойму.

Листья кружатся у ног.

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Нежно приветствуешь ты.

 

 

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Противоречивые)

- Почему? (Сначала тревожно, в конце радостно)

- Давайте внимательно вчитаемся в это стихотворение.

- Какие чувства и какое настроение испытывает одинокий лирический герой в лесу? (В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе.)

- Почему его одновременно охватывают разные чувства? (Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством.)

- Откуда это ощущение таинственности, колдовства.

- Откуда у лирического героя возникает чувство тревоги в начале стихотворения? (Повтор слова ветер, обилие глаголов не пойму, гудёт, колышется, кружатся)

- Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь. (Тревога и смятение заменяются надеждой, радостью)

- Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Одинокому путнику жутко, грустно и весело одновременно в этом шумном, гудящем лесу, а звук рога вселяет в него надежду на освобождение от колдовства, наваждение спадёт и он выберется из леса туда, где его с нежностью ждут)

 

- Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился? (В финальной строфе он назван “странником бедным”)

Работа по группам.

- Я предлагаю вам объединиться по группам и выполнить следующие задание. Класс делится на три группы.

1 группа должна отыскать все метафоры в стихотворении(«ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы»)

2 группа должна отыскать эпитеты(«странник бедный», «нежно приветствуешь».)

А также помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

- Найдём строку, в которой ярко слышатся и аллитерация и ассонанс (Шумно, и жутко, и грустно, и весело – повтор шипящих и свистящих, повтор звука [у])

Рефлекия.

- Давайте попробуем выразительно прочитать стихотворение. Что нужно передать? Как это сделать? (Обратить внимание на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку. Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями.)

 

Итоги урока.

 - Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с творчеством А.А.Фета.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что запомнилось из биографии поэта?

 

Рефлексия

– Что особенно запомнилось?

– Чему научились на уроке?

-В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок?

На ваших столах лежат картинки: тучки и солнышко.

Выберите и поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению

9.Домашнее задание

Выучить на выбор стихотворение А.А. Фета.

Спасибо за урок!

Тема: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», Природа как воплощение прекрасного.»

Цель: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжить работу с поэтическим текстом, формировать навык анализа поэтического произведения, учить чувствовать внутренний мир поэта, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.

Задачи

Обучающая.

· прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;

· показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.

Развивающая.

· развивать интерес к творчеству поэта;

· развивать навык анализа поэтического текста;

· обогащать духовный опыт детей;

· развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающая.

· воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;

· воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки.

План урока:

1. Организационный момент.(1-2мин)

2. Мотивация и актуализация знаний.(5 мин)

3. Постановка учебной задачи.(2 мин)

4. Слово о поэте.(5 мин)

5. Чтение и анализ стихотворения.(7-10ми)

6. Работа в группах.(7-10мин)

7. Итог урока.(2-3 мин)

8. Рефлексия (3-5мин)

9. Домашнее задание (3-4мин)

 

 

Ход урока

Организационный момент

Психологический настрой на работу.

- Посмотрите в окно:погода стоит замечательная! Как ярко разукрасила осень все вокруг.

Актуализация знаний.

Предлагаю  небольшую поэтическую зарядку. Я читаю (отрывки стихотворений воспроизводятся на слайдах, ученики могут выразительно прочитать их или вспомнить и прочитать наизусть) отрывки, вы определяете автора.

Уж небо осенью дышало,              
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора…

 

Пушкин

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Фет

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Тютчев

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой

Фет

- Что объединяет все эти стихи? (Тема природы, они все описывают разные времена года)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.083 с.)